Найти в Дзене

Взрослый разговор: петербуржцы стали осторожнее тратиться на товары для детей

Оглавление

Магазины товаров для самых маленьких в ТЦ Петербурга по итогам 2023 года занимали 6% площадей. По данным NF Group, их доля существенно не меняется и на протяжении последних 5 лет составляет 5–7%.

При этом в целом открытий в 2023 году было больше, чем закрытий. На рынок города вышли новые сетевые бренды: Choupette, Button Blue, Little Home, Loloclo. Mothercare переоткрылась под брендом Motherbear, а Hamley’s — под брендом "Винни". Расширялись и арендовали большие площади Sela moms&monsters, "Детский мир", Kari Kids и другие.

По оценке Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), сейчас в крупных торговых сетях наблюдается сопоставимая с прошлогодней динамика спроса на товары для детей.

Всепоглощающий онлайн

Для розничного рынка товаров для малышей один из главных вызовов — смещение спроса в сторону онлайн–торговли. Доля продаж в этой категории выросла с 2021 года почти в 3 раза и, по экспертным оценкам, уже превышает 15% в целом по стране.

"Крупный ретейл отвечает на этот вызов развитием собственных специализированных маркетплейсов (так делает “Детский мир”), а также качественным развитием ассортимента за счёт собственных торговых марок (СТМ). У “Детского мира” доля такого ассортимента в различных категориях превышает 90%. Собственные марки подгузников в сети “Магнит” по доле продаж опередили бренд Pampers американской Procter & Gamble", — отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

Тенденцию перехода в онлайн констатируют и представители маркетплейсов. На Wildberries, к примеру, с мая прошлого года количество поставщиков и селлеров игрушек выросло на площадке на 31% по Петербургу.

Ретейлеры связывают снижение спроса и с падением рождаемости. По данным Петростата, если в 2021 году в городе на Неве появились на свет 53,3 тыс. новорождённых, то в 2023–м — 48 тыс. В магазинах фиксируют снижение спроса на прикормы, молочные смеси и подгузники.

Кроме того, потребление становится более осознанным, констатирует генеральный директор ООО "Вотоня" Любовь Самойлова.

"Родители охотно покупают товары на “Авито”, и не только коляски и кроватки, но и одежду, игрушки. Если бы мы не предпринимали никаких шагов к развитию сервисов, надеясь только на то, что на детях не экономят, точно бы не выплыли, — признаёт она. — Но главный вызов для любого ретейлера сейчас — нехватка линейного персонала. Проблема настолько серьёзная, что речь может идти даже о закрытии магазина. Помимо этого, есть переток покупателей в другие каналы продаж — маркетплейсы и агрегаторы".

По данным Центра мониторинга, исследований и экспертизы Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), объём рынка игр и игрушек за 2023 год составил 220,7 млрд рублей. Сегмент занимает 18,8% общего рынка детских товаров. По итогам года он вырос незначительно — всего на 9,8% (в 2022 году — на 16,3%).

В рэнкинге лидеров производства игр и игрушек от АИДТ в этом году оказались две компании из Петербурга: ООО "Астком" (ТМ "Волшебный мир") и ООО "Нордпласт" с выручкой около 1,2 млн рублей каждая.

Бесценные знания

При этом довольно крепки позиции у детского коммерческого образования. По данным каталога частных и альтернативных школ Санкт–Петербурга "Просто учиться", по сравнению с прошлым учебным годом количество проектов увеличилось на 14%. Причём более 20 локаций исчезли из каталога в связи с прекращением работы. То есть одни школы закрываются, но в то же время новые продолжают появляться. "Мы отмечаем, что некоторые организации с течением времени меняют своё позиционирование и тип. Например, работающие с лицензией на программы дополнительного образования предпочитают называть себя “семейной школой”", — поясняет соавтор каталога Наталья Король.

В сегменте как основного, так и дополнительного детского образования в Петербурге есть уникальные представители бизнеса.

Так, несколько лет назад был создан проект на стыке ресторанного и обучающего направления "Дети на кухне", где ребят учат готовить, проводят для их семей кулинарные мастер–классы. По словам основательницы проекта Анны Сотниковой, повышенный спрос наблюдается обычно в каникулы и выходные. В остальное время проект конкурирует за трафик с художественными школами, танцевальными кружками и курсами программирования.

"Родители более охотно отдают детей в IT–студию, чтобы в перспективе те могли получить престижную работу. Таким сознательным родителям мы через каналы коммуникации транслируем, что наши специалисты развивают не только навыки кулинарии, но и самостоятельность, творчество и уверенность в себе у каждого ребёнка. Каждый шаг на пути к созданию вкусных блюд — это шаг к раскрытию потенциала и формированию навыков, которые пригодятся в жизни. Бизнес–модель моего проекта живая, но, чтобы кратно вырасти, мне хотелось бы большего интереса со стороны государства и помощи в популяризации подобных инициатив", — рассказала Сотникова.

Развитие подобных образовательных проектов требует вложений десятков миллионов рублей. Инвесторам же зачастую проще купить облигации и обойтись без рисков.

"У меня есть запросы на франшизу от потенциальных партнёров, но я пока думаю, в какую сторону развиваться дальше. Есть мысль идти в регионы, где ниже аренда и налоги, чтобы финансовая модель была более рентабельной", — говорит Анна Сотникова.

Зрелища по заявкам

Всё больше родителей уделяют внимание полезному отдыху с ребёнком и посещают образовательно–развлекательные центры.

"Приятно осознавать, что выросло целое поколение людей, которые когда–то играли у нас в “городах профессий”. Меняется и формат поведения клиента, семейный отдых превращается в полезный", — делятся наблюдениями в пресс–службе "КидБурга".

Интересные перемены происходят на рынке детского туризма: открываются новые музеи, закупается оборудование в уже существующие объекты, интегрируются технические решения для формирования интереса у школьников.

"В Ленобласти появился палеонтологический парк, ориентированный на детский туризм. В объектах гостеприимства принимают детей в лагеря отдыха, разрабатываются аудиоспектакли и квесты, чтобы распределить нагрузки по объектам. Необходимо показать следующему поколению их возможности путём погружения в те или иные обстоятельства, поэтому развивается промышленный туризм у школьных групп", — напоминает руководитель отдела корпоративных продаж туроператора "СканТур" Екатерина Шепелева.

Сегмент детских товаров в Петербурге демонстрирует тенденцию к снижению. Уровень реального потребительского спроса будет следовать за трендом рождаемости. Из позитивных итогов года — рост в товарах для детей 7–10 лет, это наиболее большая по численности детская группа. Продолжается рост сегмента одежды для школы, включая спортивную форму. В том числе из–за существенной поддержки городом многодетных семей. Самая чувствительная тема для индустрии — платёжеспособность семей с детьми. Мы видим, что активно растёт экономсегмент, собственные марки торговых сетей (СТМ). Это основной вызов для отечественного производителя, так как в экономсегменте самая высокая конкуренция, а торговые сети предпочитают заказывать продукцию СТМ в странах, которые могут обеспечить массовое и дешёвое производство. К сожалению, спасительная оговорка о том, что на детях экономят в последнюю очередь, уже не работает. Российские родители действительно отдадут последнее, но сегодня мы видим по всем группам, даже по товарам первой необходимости, стабильный спрос и рост исключительно в экономсегменте. Всё это подтверждает запрос на поддержку семей с детьми. В том числе имущественные меры поддержки, хотя бы на социально значимые товары, без наличия которых заметно ухудшается качество жизни среднестатистического ребёнка.
Спрос на услуги частных школ и других негосударственных образовательных проектов в последние несколько лет растёт. Это прослеживается как по количеству организаций, так и по их финансовой отчётности. Раньше, когда родители выбирали частную школу или семейный класс, главной ценностью считался психологический комфорт в дополнение к крепким знаниям. В последние несколько лет на государственном уровне прослеживается тенденция к соблюдению общих стандартов образовательных программ, добавляется в том числе много часов патриотического воспитания. Это отвечает запросам не всех родителей. Частное образование в целом адаптируется к запросу родителей быстрее в силу своей гибкости, особенно если речь о малом бизнесе. Госсегмент же отличается тем, что все изменения в нём проходят длительную апробацию. В образование, кстати, сейчас вкладываются большие бюджеты, а частники не могут себе позволить развивать инфраструктуру такими темпами. Пару лет назад мы говорили о том, что вновь появляющиеся проекты не конкурируют друг с другом, под каждое предложение находилась своя целевая аудитория. Сегодня школ много, особенно в центральных районах. Они начинают отстраиваться друг от друга, стараются улучшать услуги, создавать предложение для детей с особенностями развития. Сфере не хватает институций, которые помогали бы преодолевать кризисы роста и избегать наиболее распространённых ошибок.
В текущем сезоне можно говорить о снижении спроса по ряду направлений в детских лагерях от 20 до 40%. Причины: угасание шлейфа туристического кешбэка, рост цен, сложности с логистикой, тревожная новостная повестка. Родители, имеющие детей школьного возраста, охотно выбирают отдых в регионе проживания. Это относится и к Ленобласти, где ограниченное количество загородных объектов и наличие регионального сертификата способствуют поддержанию спроса. Рост цен составил 10–15%, стоимость варьируется от 40 тыс. до 100 тыс. рублей с сертификатом за 3 недели пребывания в зависимости от условий отдыха.
Мы считаем, что потребители стали более избирательны и требовательны к качеству предоставляемой услуги. Можно предположить, что это связано с изменением платёжеспособности, но факт увеличения спроса на некоторые услуги показывает, что клиент готов платить. Для себя ставим глобальные цели по развитию частного образования в Петербурге: это открытие полноценной школы, поскольку на эту услугу наблюдается растущий спрос среди родителей наших воспитанников.

https://www.dp.ru/a/2024/05/31/vzroslij-razgovor-peterburzhci?from=dzen-news