В основе травмы лежит нарушение эмоциональной связи между ребёнком и матерью (родителями). Непрочная связь характеризуется отсутствием или слабым контактом с материнской фигурой, отсутствием теплоты, эмпатии, внимания с ее стороны.
Ребёнку жизненно необходима эмоциональная связь с родителями. В случае непрочной связи он будет ощущать внутреннее одиночество, небезопасность, угрозу.
Травма сама (как явление, опыт) случается со всеми детьми. Не сама травма, а то, что произошло после нее определяет, будет ли травма иметь долгосрочные последствия в форме симптомов, созависимого поведения, повторяющихся сценариев, депрессии или тревожного расстройства.
Если травму не удалось пережить в контакте с безопасным и опорным взрослым, она «застревает» в психике, вокруг нее формируются защитные стратегии, картина мира, паттерны поведения и сценарии.
Складывается ощущение, травма ОПРЕДЕЛЯЕТ нашу жизнь и поведение.
Вся жизнь строится теперь вокруг того, чтобы не повторять травму, однако происходит ровно наоборот: поскольку психика бессознательно хочет излечиться от травмы, мы попадаем в цикл навязчивого повторения, ищем людей, с которыми воспроизводим травматичную ситуацию отвержения, насилия или осуждения. Созависимость туда же.
Что же делать?
Прервать этот травматичный цикл, осознать и принять то, что другой не виноват в том, что ситуация повторяется, не виноваты и Вы. Но ответственность за то, что Вы выбираете - Ваша. И это Ваша сила, это то, что Вас определяет (а не тот травматичный опыт из прошлого).
Детские травмы - это не только история про физическое и психологическое насилие.
Ранить могут ожидания родителей от ребенка быть смышленым, понимающим, не по годам развитым. Эти ожидания не дают ребенку пространство и возможность быть собой, быть ребенком.
Когда ребенок бессознательно становится во взрослую позицию, это говорит о том, что его родители бессознательно поддерживают его фантазию о том, что он взрослый. Это значит ему принадлежит взрослая ответственность, принятие решений за родителей, их спасение, эмоциональная помощь в форме поддержки, советов и даже контейнирования их эмоций (тревог, страхов, разочарований и прочее).
Почему же это так ранит ребенка?
Дело в том, что такое отношение к ребенку как взрослому - это тема использования его для решения своих взрослых проблем. Эмоции, чувства ребенка становятся неважными, ненужными. Это отношение к себе как средству или функции поддержки Эго и нарциссических желаний родителей закрепляется за ребенком. Он будет так же относиться к себе, своим чувствам и желаниям, воспроизводить опыт использования в отношениях с собой и другими людьми.
Это опыт НЕЗДОРОВЫХ отношений, который можно изменить.
#психологическаятравма