Найти тему

Универсальная "Ласка": Грузовой транспортер M29 Weasel

В 1942 году американская компания Studebaker из Саут-Бенда, штат Индиана, известная своими роскошными автомобилями в 1920-х и армейскими грузовиками в годы Второй Мировой войны, откликнулась на запрос о создании бронемашины для операций спецназа в норвежских сугробах. Машина, названная M29 Weasel (Ласка), стала популярным универсальным транспортным средством, способным преодолевать труднопроходимые участки. Она использовалась не только во Второй мировой войне, но и в Корейской войне, войне во Вьетнаме, а также в гражданском секторе.

Однако Лаской М29 стал не сразу. Сперва проект получил обозначение T15, а доработанный вариант - T24. Вскоре он был принят как M29, представляющий собой, по сути, простую коробку на гусеницах. Studebaker построила почти 16 000 M29. Он был авиатранспортабельным, выдерживал сброс с парашютом и мог нести припасы для небольшого отряда коммандос. M29 оснащался 6-цилиндровым двигателем Studebaker Model 6-170 Champion мощностью 70 л.с., разгоняясь до 58 км/ч на большинстве типов местности.

Подвеска M29 включала задние ведущие колеса и передние ведомые, что придавало ходовой части наклон вперед. У него было четыре двухколесные тележки с каждой стороны с двумя опорными катками. Ширина гусениц варьировалась от 15 дюймов (380 мм) до 20 дюймов (510 мм), обеспечивая низкое давление на грунт. Гусеницы состояли из длинных металлических пластин, соединенных внутренними резиновыми лентами, с двумя резиновыми блоками на звено для сцепления с дорогой.

-2

M29 управлялся одним водителем и мог перевозить трех пассажиров. Водитель располагался спереди слева, справа от него находилось моторное отделение, а сзади - ряд из трех сидений для пассажиров. Хотя официально машина не имела вооружения, на ней часто устанавливались пулеметы Browning M1919 калибра .30 или .50.

-3

Существовало несколько модификаций Ласки. Основным вариантом Weasel был M29C. M29 уже была частично амфибийной, способной преодолевать мелкие и спокойные воды, такие как реки и ручьи, но не могла действовать в бурных водах. В модели M29C эта проблема была решена за счет добавления средств обеспечения плавучести в задней части корпуса и двух рулей. Также были установлены съемные понтоны спереди и сзади, изменены протекторы гусеничных звеньев, что позволило машине медленно двигаться по воде. Это не делало M29 пригодной для морских десантов, но улучшало её устойчивость в более глубоких или слегка бурных внутренних водах.

-4

M29/M29C Type A, B и C представляли собой вооруженные версии стандартных M29/M29C. Тип A имел установленное 75-мм безоткатное орудие M20, установленное в центре пассажирского отсека. Тип B оснащался 75-мм безоткатным орудие в задней части отсека. Тип C был оборудован 37-мм пушкой M3, аналогичной той, что использовалась на легких танках M3/M5 Stuart.

Норвежская миссия, для которой был разработан M29, не состоялась, но машина нашла применение в разных ролях и на разных театрах военных действий. Соединенные Штаты широко использовали M29 во время Второй мировой войны в Италии, на Западном фронте и в Тихом океане. Он участвовал в высадке в Нормандии, битвах за Сен-Ло, Арденны, Рур и Рейн, преодолевая густую речную грязь. В Тихом океане M29 использовался на Иводзиме и Окинаве, где успешно справлялся с сыпучими песками и суровыми условиями тропических островов.

-5

Американцы быстро оценили Ласку как универсальное транспортное средство. Он использовался для перевозки войск и грузов, в качестве мобильного командного пункта, машины скорой помощи и для прокладки телеграфных проводов. Одним из главных достоинств M29 была его способность преодолевать минные поля, так как его низкое давление на грунт часто не приводило к срабатыванию противотанковых мин. Однако противопехотные мины могли повредить резиновую гусеницу.

Британская и канадская армии также использовали М29 во Второй мировой войне. В 79-й бронетанковой дивизии M29C применялись коммандос в Вальхеренской операции, а канадцы использовали полуамфибию в боях в затопленных устьях Антверпена в 1944 году, а затем в Нидерландах и Германии.

-6

Вместо итога, стоит отметить, что Ласка оставалась на вооружении и после Второй мировой войны. В 1946 году армия США планировала использовать М29 для спасения жертв крушения самолета C-53 Skytrooper на леднике Гаули, но их опередили швейцарские ВВС. В Корейской войне Ласка также применялась армией США, несмотря на планы заменить его на M76 Otter.

-7

В 1947 году французская армия использовала M29 в Первой вьетнамской войне, где 1-й полк иностранных кавалеристов был оснащен вариантом M29C с различным вооружением, включая пулеметы Chatellerault M1924/29 и Browning M1919, а также 57-мм безоткатные орудия. M29 оставался на вооружении французских горных войск и жандармерии аж до 1970 года.

США продали излишки M29 различным странам, включая Швецию, Францию и Норвегию. Ласка также использовалась в научных арктических экспедициях и на зимних Олимпийских играх 1960 года в Скво-Вэлли, Калифорния.