Найти тему
Марфа Сергеевна

Случай на детской площадке

Выхожу я недавно на детскую площадку и вижу, что там происходит что-то неординарное: все взбудоражены, дети окружили батут и сердито кричат на кого-то, некоторые бегут ко мне, чтобы рассказать о происшедшем. Взрослые стоят и тоже что-то бурно обсуждают, показывая рукой на этот самый батут. Что же произошло?

Подхожу ближе и вижу в большом батуте мальчика лет 6-7, он не местный, городской внук приехал на выходные к бабушке. Дети в принципе его знают, но не так чтобы хорошо. И вот на этого мальчика ополчилась вся площадка.

Перебивая друг друга, дети и взрослые рассказывают, что этот Миша ведет себя совершенно по-хулигански: начал толкать детей, пытался порвать сетку батута. В общем, типичное поведение ребенка, вырвавшегося на свободу, я такое часто наблюдаю.

Но нашим детям палец в рот не клади, тут же раскричались и стали выгонять его с батута. А он, вместо того чтобы послушаться, внезапно уперся, ощетинился и ни в какую. Они подтаскивают его к входу, он не дается, сопротивляется, дерется с ними.

Дети пожаловались взрослым. Тогда уж подключились мамы и бабушки: каждая из них подошла к батуту и строгим голосом приказала немедленно вылезать. Однако никто из них не рискнул сам взобраться наверх, а мальчик по-прежнему не слушался и не выходил.

Потом прибежал его дедушка, буквально с палкой в руке, и тоже грозил и требовал выходить. Но Миша тем более никуда не вышел, видя в руках палку, а сам дедушка тоже залезть наверх не решился.

Я вышла, когда скандал был в полном разгаре. Выглядело это, мягко говоря, не очень. Ощетинившийся, как волчонок в загоне, мальчик, вокруг которого целая стая наших очень языкастых девчонок, ругающих его на чем свет стоит. В стороне взрослые, тоже обсуждающие и осуждающие малолетнего хулигана и разбойника. История на нашей площадке чрезвычайно редкая.

Мальчика мне стало очень жалко, он действительно выглядел затравленным, хотя и отбивался от всех, как мог, и правда пытался своими тонкими ручками цепляться за сетку, вроде как пытаясь ее порвать. Но батутную сетку так просто не порвешь.

И что было делать? Я, если честно, растерялась немного, попыталась как-то сгладить этот шквал нападок, пошутить, оправдать его что ли. Но сама не подошла, так как не придумала, что ему сказать, чтобы он перестал всех бояться и спустился вниз.

Наконец пришел мужчина с хозяйства, залез в батут и вынес этого Мишу на улицу. Как только тот оказался на земле, сразу бросился к палке, которую оставил рядом его дедушка. Дети с возмущенными криками разбежались. А он взял палку и с ней вернулся к своей обуви, которая валялась возле батута. Поскорее обулся и уже тогда рванул от дедушки, который подъехал за ним на машине. То есть палку он схватил, чтобы отбиваться, а не нападать.

Дедушка еще какое-то время гонялся за ним по кустам, потом все же поймал, погрузил в машину и увез домой. А буквально через полчаса бедного Мишу повезли назад в город.

Очень впечатлила меня эта история. Долго я думала над ней, была недовольна собой, что не попыталась как-то безболезненно все разрулить. Да вряд ли и могла. Но особенно неприятно меня поразило вот это единодушное осуждение всех: и взрослых и детей - маленького мальчика, который вел себя, конечно, неправильно, но потом, очевидно, испугался и встал в защитную позу.

Почему никто из детей и взрослых не попытался ему просто помочь выйти из этой ситуации? Почему, когда он стал толкаться и беситься, на него сразу набросились с упреками и угрозами, а не указали на его неправильное поведение доброжелательно? Почему дети не умеют этого делать? Ответ очевиден: дети ведут себя ровно так, как ведут себя взрослые, реагировать на подобное поведение как-то иначе им было просто негде и не у кого научиться.

И вот я наблюдаю за тем, как ведут себя взрослые на детской площадке: мамы, бабушки, в основном, реже папы и дедушки. Главный стиль общения с детьми: приказы и команды очень громким и недовольным голосом: быстро надень..., не ходи туда..., подойти ко мне..., прекрати это делать. Дети обычно слушаются так себе, более послушные да, а менее послушные просто машут рукой и продолжают делать свое дело.

Другой стиль общения - это недовольные выговоры, претензии, комментарии, порицания: куда ты лезешь..., вечно ты..., вот опять испачкался..., почему ты не можешь себя нормально вести..., я же тебе говорила..., делай сам, ты уже не маленький.

Бывает еще, когда с ребенком говорят как бы с иронией, со смехом, с шутками, вот, мол, наш чего отчебучил. И говорят даже не с ребенком, а о нем в его присутствии.

И никто, практически никто не разговаривает с детьми нормально: без приказов, без претензий, без ругани, без насмешки, а по существу, спокойно и заинтересованно. Если ребенок делает что-то неправильное: лезет наверх, рискуя упасть, сыплет песок кому-то на голову, не соблюдает очереди на горке, начинает толкаться на батуте - можно сказать ему доброжелательно и объяснить, почему так делать не нужно. Спокойным голосом и с сочувствием и симпатией.

Я очень, очень стараюсь вести себя так над детской площадке со всеми детьми, а не только со своим внуком. Тот уж совсем ничего подобного от меня не слышит Хожу за ним по пятам, если он бежит куда-то, оберегая от опасностей, безропотно тащу его на руках, когда он устал, помогаю во всем, не возмущаюсь, не негодую, не посмеиваюсь над ним, ничего подобного.

Смогу ли я как-то изменить стиль общения детей и взрослых на нашей площадке, вопрос сложный и интересный. Что ж, посмотрим. Времени у меня на это - все лето.