«Все, писавшие о «Пылающих созданиях», по-своему пересказывали содержание этого фильма и по-разному толковали его. По мнению Е. Теплица, «он просто и со всеми подробностями показал вечеринку, которая перерастает во всеобщую и бесстыдную се***альную игру».
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Р. Соболева (1926-1991), опубликованной в 1971 году:
«Подпольное кино» — слова эти давно уже пестрят не только на страницах кинопрессы, но и самых респектабельных журналов и газет, шокируя своей необычностью буржуазного благонамеренного читателя. О подпольном кино издано немало объемистых книг. Время от времени в разных концах света проводятся «недели» и даже фестивали подпольных фильмов...
Пора, очевидно, разобраться: что же это за кино? О чем оно говорит? И что у него есть за душой такое необычное, чтобы называться «подпольным»? Разумеется, для первого знакомства резоннее всего будет обратиться к подпольному кино США — старейшему, наиболее развитому и организованному, служащему зачастую примером для эпигонов в киноискусстве Западной Европы и Японии.
Начнем с названия. Термин «подпольное кино» не нов. Его ввел в обиход критик Манни Фарбер в приложении к фильмам 30—40-х годов, рассказывавших о «мужских приключениях». Сегодня, по мнению некоторых буржуазных социологов, происходит не только научно-техническая революция, но еще — да извинят мне читатели такое словосочетание, я лишь цитирую, — и «революция в области се*са».
Фильмы об этой революции ныне официально представляются на многие международные фестивали и (невозбранно показываются в кинотеатрах. Но лет тридцать назад их просто называли пор***рафическими, и нужно было найти новое определение для их «литературной легализации», что и сделал Фарбер.
В течение какого-то времени термин «подпольное кино» и обозначал фильмы того особого рода, «с клубничкой».
Однако в 1959 году критик Льюис Джекобе применил этот термин уже в отношении всех фильмов, сделанных вне Голливуда, и слова «подпольное кино» получили новый смысл и новое содержание. Сразу отметим, что с самого начала подпольное кино, создававшееся преимущественно молодыми людьми, выдавалось за нечто такое, что противостоит Голливуду. …
Но только стоит ли из-за таких лент копья ломать? Фильмы, снятые на досуге, имеют скромное и точное название — любительские. Отвлечемся на время от явного стремления многих авторов выдать гривуазность сюжетов за творческую смелость подполья, чтобы уточнить границы между любительским и действительно внеголливудским кино, как бы оно ни называлось. …
В качестве классического примера подпольного фильма, получившего международную известность и сегодня попавшего на страницы многих книг по кино, назовем «Гневное око» Джозефа Стрика, Бена Медоу и Сиднея Мейерса. …
По нашему мнению, «Гневное око» выгодно отличается от большинства подпольных фильмов, и в частности от картин Ионаса Мекаса, попыткой критически осмыслить действительность.
Авторы уж никак не смеются над уродствами буржуазного образа жизни. И отнюдь не оправдывают их. Они показывают изнанку одного из красивейших городов Америки, внешне столь импозантного, и — ужасаются. Это город одиноких, опустошенных, глубоко несчастных людей, город, в котором не хочется жить.
Однако типичность «Гневного ока» для подпольного кино — в ином: он снят вне Голливуда, на частные средства, сделан в документальной манере и отмечен не лишенными интереса поисками в области формы, наконец, при любой оценке его взгляд на американскую действительность весьма далек от официальных пропагандистских утверждений. Как видим, основные черты подпольного фильма, как их определяют сами американские критики, — налицо.
Типична и творческая судьба Стрика, чье имя первым стоит в титрах «Гневного ока». Он начал с «пляжных» и телевизионных фильмов и сделал их почти два десятка, пока получил возможность снять полнометражную картину, правда, с помощью и привлечением капиталов своих коллег.
Стрик откровенно и целеустремленно пробивался на голливудские съемочные площадки. И прорвался. «Гневное око» и фильм по пьесе Жене «Балкон» (1963) засвидетельствовали, что их автор — одаренный и профессионально грамотный режиссер.
А экранизация «Улисса», вызвавшая в Канне скандал, но награжденная в США «Оскаром», принесла Стрику славу.
И Голливуд охотно принял его, тем более что Стрик взялся там экранизировать полупо***графический роман Генри Миллера «Тропик Рака», по его же словам, «без каких-либо купюр или смягчений». …
Фильм «Гневное око» сделан в 1959 году, то есть он уже принадлежит истории. Да, американское киноподполье имеет свою историю. В книге Ренана, а также в ряде журнальных статей намечена даже периодизация этой истории.
Версию Ренана можно изложить следующим образом. Первый авангард вообще в истории кино — это французский «Авангард» 20-х годов, так сказать, основа основ. Претендуя на глобальный характер своего движения, американское киноподполье указывает на французский «Авангард» как на своих предтечей.
«Второй авангард» — это американское внеголливудское кино 30-х и 40-х годов.
Примерами продукции «второго авангарда» могут служить картины известной Майи Дерен или фильм Виларда Мааса «География тела» (1945), участвовавший в фестивале подпольного кино 1967 года в Лондоне. («Мы видим крупным планом части мужского и женского тела в сопровождении поэтического комментария Джорджа Бейкера, английского католического поэта, характерного болезненной се***альностью», — так был изложен этот фильм журналом «Филмз энд филминг»).
Наконец, «третий авангард», то, о чем идет здесь речь, — он начался в 50-х годах и продолжается по сей день.
Внутри третьего авангарда зарождается, по мнению Ренана, четвертый — так называемое расширенное кино, которое отказывается от изображения реального мира, обходясь показом на экране мерцания света и игры светотени.
Здесь совершенно бесспорно то, что в художественном плане американское подпольное кино уходит корнями в европейский, прежде всего — французский киноавангард.
А его эстетика — это либо вариации модернистских течений, так же рожденных в Европе в стародавние времена, либо их эклектическое смешение; пожалуй, новинкой здесь можно считать лишь хэппенинг.
Это и не удивительно — подпольное кино США «питалось» фильмами французского «Авангарда», богато представленными в Музее современного искусства в Нью-Йорке, и фильмами «второго авангарда», распространявшимися «Синема-16» и еще более зависимыми от европейского экспериментального кино.
Вообще в американском киноподполье можно найти представителей всех мыслимых «измов» с очевидным преобладанием, однако, поклонников фрейдизма, сюрреализма и абстракционизма.
Отдельные фильмы представляют собой откровенное эпигонство или даже плагиат работ французских и немецких авангардистов 20-х годов, выгодно отличаясь, правда, техническим уровнем съемок и обработки лент. …
Голливуд по-прежнему остается одним из важнейших пропагандистских орудий американского империализма, голливудские фильмы — средством идеологической экспансии и распространения «американизма» в мире. Это качество Голливуда остается неизменным, притом что все другое на этой «фабрике снов» изменилось самым разительным образом.
Напомним, что в 1948 году Голливуд достиг зенита своего развития, особенно если определять, как это делают американцы, успехи в долларах. Такие компании, как МГМ, «XX век — Фокс», «Коламбиа пикчерс-РКО», «Рипаблик», «Парамаунт», «Уорнер бразерс» и «Юниверсл», владели громадной сетью кинотеатров в Америке и имели своих представителей во всех странах западного мира, представителей, диктовавших условия проката голливудских картин. Мощь и возможности Голливуда казались беспредельными.
Но в 1950 году обозначился крах империи. Конгресс под давлением прокатчиков принял закон, запрещавший производственным компаниям владеть кинотеатрами. Окрепшее телевидение оказалось грозным конкурентом. Одновременно комиссия по расследованию антиамериканской деятельности и ее помощники, вроде А. Менжу или Д. Уайна, изгнали из Голливуда наиболее одаренных мастеров, что сразу же и резко сказалось на качестве продукции.
В результате стечения многих обстоятельств Голливуд испытал кризис, показавшийся многим наблюдателям концом этой столицы буржуазного киноискусства. В самом деле, в течение буквально одного года число посетителей кинотеатров уменьшилось вдвое, закрылось около 6 тысяч театров, ряд компаний прекратили существование, производство картин с 400 в год упало до 150.
Однако сложившаяся в Голливуде ситуация оказалась благоприятной для деятельности так называемых независимых продюсеров, для появления мелких студий, создаваемых звездами и постановщиками самой высокой репутации. …
Кроме того, хотя независимые всегда обладали свободой, весьма проблематичной и относительной, ибо по-прежнему зависели от банковского капитала — подлинного хозяина Голливуда, они, освободившись от мелочной опеки, смогли серьезно расширить тематику, включать, пусть осторожно, социальные мотивы в свои фильмы, обратиться к некоторым реальным жизненным конфликтам.
Достаточно напомнить в этой связи о творчестве известного в нашей стране Стэнли Креймера — удачливого продюсера, интересного режиссера и, что самое важное, трезво мыслящего политика. …
Что же касается независимых, работающих в Голливуде и будто бы свободных от голливудской рутины, то достаточно здесь взглянуть на фильмы все того же Креймера, чтобы понять, насколько призрачна их свобода.
И «Нюрнбергский процесс» и «Угадай, кто придет к обеду» сделаны одним человеком, в сходных условиях.
Что же, если первый является антифашистским и гуманистическим произведением, то это — не голливудский фильм? А второй, грубо искажающий существо негритянской проблемы в США, названный некоторыми демократически настроенными критиками «фальшивкой, сделанной по заказу госдепартамента», — фильм голливудский? …
… знаменитость поэтического кино — Джек Смит, ровесник Энгера, получивший широкую известность как автор фильма, запрещенного было цензурой штата для широкого проката по причине крайней аморальности.
История запрещения, возмущения запрещением и снятия запрещения — длинна и нелепа, это история бури в стакане воды; сейчас, когда в Нью-Йорке идут без купюр фильмы шведа В. Шемана о «любопытной» Лене, эту историю нет нужды вспоминать.
«Пылающие создания» не были чем-то исключительным — у Смита множество коротких лент, почти сплошь с***альных.
«Пылающие создания» (1963), удостоенные внимания цензуры, ничуть не лучше и не хуже других его картин, только длиннее — лента длится час.
Все, писавшие о «Пылающих созданиях», по-своему пересказывали содержание этого фильма и по-разному толковали его.
По мнению Е. Теплица, «он просто и со всеми подробностями показал вечеринку, которая перерастает во всеобщую и бесстыдную се***альную игру. Слово «оргия» здесь абсолютно неуместно: оно ассоциируется с разнузданностью и развратом».
Не думаю, что слово «оргия» не так уж неуместно И с чем же еще ассоциировать происходящее на экране, как не с разнузданным развратом?
Предоставим слово критику К. Клеману: «Потрясает сцена насилия, когда одно создание (я думал, это женщина, но Смит мне сказал — герма*родит) насилуют бесчисленное число раз, разными способами, с фантастической яростью...». Добавим, что показана эта сиена со столь же фантастической откровенностью. Хорошенькая игра!
Мы не беремся пересказывать этот фильм. Сюжета он не имеет, а о его сценах невозможно писать. И мы не видим здесь никакого «эпатажа буржуазных нравственных идеалов», — это просто пор***рафия, какими бы словами этот факт ни прикрывался.
Голливуд, как известно, никогда монастырем не был, и его продукцию справедливо осуждают за безнравственность. Голливуд, наверное, разинул рот, увидав такие фильмы подполья, как смитовские «Пылающие создания». И многому научился от них, как показал конец 60-х годов.
Наконец, Грегори Маркопулос. Он долгое время повторял из фильма в фильм, подобно Д. Смиту, мотивы с***ализма. Он избежал смитовского цинизма, черпая сюжеты для своих картин из таких «легальных источников», как греческие мифы…
Он явно очень одарен. Его картины «Психея», «Лисис», «Хармидес», «Иллийские игры» насыщены поэтическими символами. Все это, однако, ничуть не делает их привлекательными, напротив, они производят крайне неприятное впечатление какой-то уклончивостью, болезненностью, какой-то недоговоренностью, заставляющей думать, что «это лишь цветочки...». …
Вместе с тем отдельные фильмы… полны истинной поэзии и по праву называются поэтическими.
Например, удивительно лиричен и полон одновременно грусти и оптимизма фильм Фрэнка Перри «Дэвид и Лиза» (1962), рассказывающий о зарождении чувства у двух больных молодых людей, об опоре, которую нашли в любви они, отчужденные от жизни болезнью.
Истинной поэзией проникнуты и некоторые фильмы, как правило, хроникальные, показывающие быт хиппи.
В отличие от Голливуда, органически неспособного отнестись объективно даже к такой беспомощной форме протеста, какой было движение хиппи, многие режиссеры смогли посмотреть на этих несчастных протестантов глазами сочувственными и понимающими, не акцентируя то, что было у хиппи действительно удручающим.
Таков фильм Тэя Слоана, участника движения хиппи, «Хромая собака» — «самого правдивого фильма об американской молодежи из всех, созданных в 60-х годах», как утверждает критик Альберт Джонсон.
Этот фильм показывает идиллический мир двух очень юных созданий, художницы и поэта, ушедших в мир хиппи и там нашедших друг друга, любовь, счастье и чистоту отношений. При всем том фильм Слоана глубоко трагичен, поскольку, оказывается, сегодня в Америке чистоту и счастье можно найти, лишь отгородившись от реальности галлюцинациями, вызванными на*котиками.
Абстрактный фильм имеет в американской прессе еще одно название — пластический фильм. Игра формами, световыми и оптическими эффектами, поиски «внеэстетического» воздействия на зрителя, — вот в общих словах сфера абстрактного фильма, по сути своей являющимся отнюдь не новой формой бегства от действительности.
Ведущий свою родословную абстракционизма в живописи, американский абстрактный фильм если чем и привлекает внимание, то лишь откровенностью формулировок своего «творческого кредо».
Теоретическим обоснованием абстрактного подпольного фильма являются два основных соображения: 1) живопись бессильна отразить сложность современного мира, поэтому ее функции должно взять на себя кино; 2) кино сменой изображений, которые, как узоры, могут не иметь никакого смысла и сами по себе ничего не означать, способно тем не менее вызывать сильнейшие физиологические ощущения, которые можно сравнивать с действием на*котиков. …
Наконец, третье направление — фильмы, пассивно фиксирующие действительность. Слово «пассивно» способно лишь ввести в заблуждение, если понимать его как отказ от интерпретации действительности, то оно вполне подходяще для определения отношения многих авторов подполья к действительности.
Кстати сказать, хотя подавляющая часть продукции — документальные фильмы, активность отношения к действительности «поэтов» и «пластиков» — поклонников пластического фильма — ничуть зачастую не выше, чем у сторонников третьего направления, так называемых «фиксаторов».
Кроме того, многие режиссеры легко переходят из одной классификационной группы в другую, снимая сегодня нечто «символическое», а завтра — абсолютно абстрактное. Так что повторим: классификация эта предельно условная, ежеминутно требующая поправок и оговорок. …
Классический фильм фиксаторов — это «Сон» Энди Уорхола, показывающий спящего человека. Человек спит, спит по-настоящему, иногда меняет позу, шлепает губами во сне — и все! И так в течение шести часов! …
В начале 60-х годов Уорхол — довольно известный художник стиля поп-арт — снимал фильмы на деньги, заработанные кистью; после «Кухни» его стало кормить кино.
В 1966 году он выпускает «Девушек из Челси» — фильм-сенсацию, который только в США прокатывали сто публичных кинотеатров и который сделал автора миллионером.
«Девушки из Челси» привлекали внимание технической новизной: фильм демонстрировался одновременно на двух экранах, показывавших различные эпизоды, связанные между собой по принципу контрапункта; одни сцены были цветными, другие — черно-белыми; одни сопровождались звуком, другие шли как «немые». Впрочем, прокатчики не могли перестраивать свои театры ради одного фильма, и чаще всего фильм Уорхола шел как обычный.
Зрители и прокатчики явно менее всего заинтересовались техническими новациями Уорхола, секрет успеха лежал в содержании фильма.
«Девушки из Челси» сняты в одном из отелей-притонов Нью-Йорка, служащем пристанищем для наркоманов, гом***листов, лес***нок.
Кое-что Уорхол снял скрытой камерой, кое-что завсегдатаи притона за небольшую мзду демонстрировали перед камерой, кое-что автор явно инсценировал.
В фильме есть сцены, не уступающие по аморализму «Пылающим созданиям». Но хотя фильм имел успех в первую очередь благодаря «клубничке» («...благопристойные обыватели,— пишет Е. Теплиц,— страстно хотели, как в замочную скважину, увидеть, что же там делается, в этом запретном мире»), работа Уорхола несколько отличается от эротопатологического опуса Джека Смита.
Критик Альберт Джонсон даже смог увидеть в фильме Уорхола отражение реальной жизни Соединенных Штатов 60-х годов. «В каждом эпизоде «Девушек из Челси», — пишет Джонсон, — царит атмосфера отчаяния, вызванного гибелью всех идеалов, разочарования в окружающем героев современном мире, непроходимой скуки их существования». Но, приводя эту оценку, нельзя не заметить, что критическая направленность фильма Уорхола подчас теряется в шоковых эр***ических эпизодах.
За «Девушками из Челси» последовал «Мой энергичный парень» — фильм уже откровенно коммерческий, где мотивы социальной критики исчезли, уступив место юмористическому обыгрыванию «быта» гом****листов.
Достаточно сказать что «гвоздем» фильма стал диалог между потрепанным пед***том и прелестной молодой женщиной, которые бьются об заклад: кто из них скорее завлечет красивого юношу...
Если мысленно проследить эволюцию Уорхола, автора нескольких десятков фильмов, то оказывается бесспорной склонность использовать достижения и авторитет для пропаганды нар**мании, се***альных извращений, низменного отношения к человеку.
Критицизм, присутствующий в «Девушках из Челси»,— исключение, а правило — восхищение миром подонков и на**манов, такое же откровенное восхищение, какое у Энгера перед «дикими ангелами». …
Проживающие в Сан-Франциско, Беркли и других калифорнийских городах режиссеры идут в целом по тем же направлениям, что и нью-йоркцы, также деловито разрабатывая темы се*са, на***мании как способа бытия, эпатажа буржуазной морали, переходящего в отрицание любой морали, и т.п.
Но либо «благодаря мягкому климату и общей атмосфере Калифорнии», как считает Е. Теплиц, либо в силу своей большой близости к движению за гражданские права и антивоенному движению студентов, что ближе к истине, калифорнийцы чаще других режиссеров подполья обращаются к жизненным, иногда острым социальным темам, разрабатывая их без того надрыва и трагизма, который свойствен фильмам нью-йоркцев. …
Программа Мекаса эклектична и туманна, ее тезисы при желании и некоторой манипуляции можно толковать как угодно и положить в основу любой практики.
Кино по Мекасу является наиболее современным, иногда он пишет: «сегодня практически единственным»,— доступным почти каждому средством познания окружающей человека действительности и, что еще важнее для Мекаса, самовыражения. При этом не имеет никакого значения, насколько представления человека, познающего мир через объектив камеры, соответствуют истинному положению дел,— важно лишь видение мира данного человека, и если оно честно зафиксировано на пленку, то имеет ценность как бы объективного документа.
Позиция «фиксатора» не учитывается, как мы видим. Идеологический момент в познании отбрасывается. Это, кстати, никогда не скрывалось Мекасом. В юмористической «Энциклопедии Нового американского кино» он откровенно отметил: «Идея — это разрушительный элемент, от которого следует избавиться заранее».
Эта апология кинокамеры сопровождается утверждением своего рода художественного нигилизма: несовершенство съемок, дрожание кадра, бессвязность монтажа и т. п. есть не порок, а достоинство, особенно если фильм выражает не только сознание, но и подсознание автора, если фильм показывает «неведомую или скрываемую правду». (Невозможно сопоставлять это положение с творческой практикой: в случае с «Пылающими созданиями» и тому подобными фильмами получается нечто чудовищное).
Далее, Мекас еще с середины 50-х годов настойчиво утверждает, что, поскольку, мол, мир охвачен безумием и приближается, с одной стороны, к ядерной катастрофе, а с другой — к уничтожению личности, то единственной целью творчества может быть лишь протест и отрицание этого мира. Право и долг художника — разрушать все и всяческие установления общества. Поскольку художнику наиболее доступна область этики, то и разрушать нужно прежде всего нравственность.
Остановимся на этом соображении Мекаса, неоднократно повторявшего, что «новые искусства в Америке, Новая американская кинематография в том числе, родились в движении, имеющем скорее этический, чем эстетический характер. До эстетики нужно создать более важные вещи — нового человека».
Если даже не обращать внимания на игру слов, на неоправданное противопоставление этики эстетике и допустить, что Мекас в духе модного понимания кино как продолжения жизни действительно ставит исключительно моральные проблемы, то логично следует вопрос: а что же понимается здесь под «новым человеком»?
Практика Мекаса-критика позволяет дать исчерпывающий ответ: это человек, свободный от американских мифов, создаваемых Голливудом, человек, откинувший, как устаревший хлам, лицемерие и ханжество буржуазного общества, искусственные табу и догматы.
Все это звучит весьма убедительно и, конечно, не может не встретить горячий отклик в определенных слоях американского общества, особенно в среде бунтующей молодежи. Голливуд в самом деле превратил свою основную продукцию в киносказки о счастливейшей и богатой Америке.
А буржуазная мораль очевидно лжива и античеловечна. Говорить об этом означает, в сущности, повторять банальности.
Проблема, однако, состоит в том, что именно противопоставляется буржуазной морали, какое конкретное наполнение получает заявка на создание «нового человека»?
Прямого ответа Мекас не дает, да и не может дать, но его последовательная защита фильмов Джека Смита, Уорхола, Энгера, Брэкхейджа дает полное основание представить «нового человека» как существо, которое освободилось от всяческой морали и всех обязанностей перед обществом.
Для такого «нового человека» понятие свободы исчерпывается свободой се***альных извращений, а отрицание буржуазной этики завершается абсолютным, чудовищным по своим проявлениям цинизмом.
Нужно ли добавлять, что «этическая программа» Мекаса в конечном счете есть программа идеологическая? И что вольно или невольно, но она объективно служит решению задачи, в которой заинтересовано лишь буржуазное общество, против которого будто бы и борются сам Мекас и подпольное кило в целом,— задачи деидеологизации общества, духовного разоружения людей, в первую очередь молодежи?
Ведь Мекас не останавливается на отрицании общественных связей людей. В последние годы он упорно проводит мысль о том, что существующие теории преобразования действительности доказали будто бы свою несостоятельность и потому должны быть отвергнуты. Теорию переустройства общества, утверждает Мекас, невозможно придумать; понимание того, что необходимо людям, возникает само собой в ходе разрушения того, что есть...
Как видим, «пророк» подпольного кино отнюдь не чужд политики. Собственно говоря, это было ясно с самого начала, когда еще в 50-х годах Мекас постулировал свободу от прошлого и безответственность перед будущим. Объявляя интерес к настоящему единственной задачей подполья, Мекас очевидно суживал его возможности. Политика у Мекаса скверная.
Если счесть утверждение Мекаса, что цель возникает в ходе разрушения, «позитивной» частью его программы, то и здесь он не оригинален — он лишь повторяет взгляды крайне левого движения, развивающегося в Соединенных Штатах одновременно с подпольным кино. Этот факт осторожно отметил и Ренан: «Политическая ориентация подпольных кинематографистов, кажется, идет от либерализма к абсолютному анархизму». …
«Ножницы» между программой Мекаса и практикой подпольного кино, с одной стороны, и между реальностью и полнотой ее отражения — с другой, стали очевидны с середины 60-х годов, когда в Соединенных Штатах борьба негров за гражданские права приобрела черты «черной революции», а движение студенческой молодежи против войны во Вьетнаме и за демократизацию общества стало массовым и прогрессивным.
Неоспорим тот факт, что «независимое кино» «не заметило» принципиальных изменений в американском обществе, воспевая в эти годы «диких ангелов» и по*онков.
Фильмы, подобные «Теням» Кассаветиса и «Холодному миру» Кларк, являются исключительными… Правилом была продукция, избегавшая… реальных проблем современности, уводившая зрителя в мир абстракций, символов, эро*изма и нигилизма. …
Наконец, чтобы завершить этот разговор, отметим и такой штрих, как требование Мекаса: «Рай — сегодня!» Получить сегодня от жизни все, потому что завтра потоп,— философия тоже не новая. Кроме того, она вполне согласуется с пропагандой гедонизма, становящегося сегодня официальной философией общества потребителей.
Как видим, программа Мекаса эклектична и откровенно реакционна в своем существе, хотя, как нередко бывает в таких случаях, она претендует на «революционность». Если она и может чему-либо служить, то лишь обману творческой молодежи.
И еще эта программа глубоко провинциальна. Провинциальна в том смысле, что ею может довольствоваться искусство не загнанное в подполье, а добровольно отгородившееся от большого мира, искусство, которое само ушло в мрачноватый тупик, но при этом претендующее на знание абсолютной истины и поучительство, — черта, кстати заметить, вообще весьма свойственная многим направлениям в современном американском искусстве.
Остается подвести итоги, для этого снова взглянув на реальное соотношение: подполье — Голливуд.
Ни «фильмов цвета крови», ни образа «нового человека» подпольное кино не создало. Творчество небольшой группы художников, сохраняющих связи с реализмом и отражающих в своих картинах действительные американские конфликты, связано с общими традициями американского прогрессивного искусства. …
Диалектика жизни проявляется здесь в том, что какой-то протест против антигуманного общества отдельные фильмы подполья несут, даже если не вспоминать при этом Кассаветиса, Кларк и т.д.
Это порой столь же странный и во многом самоубийственный протест, каким был протест уходивших в добровольное нищенство и мир н**котических галлюцинаций хиппи,— но все же это протест и отрицание официальных утверждений. …
Иначе не было бы у НАК той молодежной аудитории, которой оно сегодня по праву гордится, не было бы такого успеха у молодежи, с которым критика не может не считаться. …
Приспосабливаясь к новой американской действительности и оглядываясь на международный прокатный рынок, Голливуд серьезно расширил в 60-х годах тематику своих фильмов, смелее стал касаться социальных проблем, хотя и решая их чаще всего в духе конформизма.
Вспомним в этой связи «На берегу» и «Скованные цепью» С. Креймера, «Доктора Стрейвджлава» и «2001: космическая одиссея» С. Кубрика, «Семь дней в мае» Д. Франкенхеймера, «Самого достойного» Ф. Шаффнера, «Русские идут» и «В душной южной ночи» Н. Джюисона, «Погоню» и «Бонни и Клайд» А. Пенна и некоторые другие фильмы.
Называя сегодня произведения, критикующие американскую действительность, мы вспоминаем именно эти фильмы, учитывая, конечно, меру и последовательность критики» (Соболев, 1971: 92-123).
Соболев Р. „Подпольное кино" и Голливуд // Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня. Вып. 2. М.: Искусство, 1971. С. 92-123.