Программные задачи:
- вырабатывать во взаимосвязи с речью детей чёткую координацию движений;
- закреплять у детей умение составлять предложения с опорой на мнемотаблицу;
- развивать прослеживающую и двигательную функцию глаз, мышление, общую и мелкую моторику рук, чувство ритма, согласовывая движения со словами и музыкой.
Материал и оборудование: мнемотаблица, клубок разноцветных ниток, «волшебная» палочка, игрушечные самолёт и поезд, костюмы зайчика, лисы, аиста для детей, кота Матроскина — для взрослого, коврики, плащи и короны по количеству детей, набор «Азбука от А до Я», луч-лазер.
Аудиозаписи: весёлой и спокойной мелодий, гула самолёта, звуков поезда, песен: «Неприятность эту мы переживём» (сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева), «Весёлые ладошки» (сл. и муз. Е. Макшанцевой), «Поезд» (сл. И. Плакиды, муз. Н. Метлова), «На мосточке» (сл. Г. Бойко, муз. А. Филиппенко), «Белые кораблики» (сл. Л. Яхнина, муз. В. Шаинского).
Ход развлечения
Под аудиозапись песни «Неприятность эту мы переживём» (сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева) дети заходят в зал и становятся полукругом. Вбегает кот Матроскин.
Кот Матроскин. Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам, чтобы пригласить к себе в гости, в деревню Простоквашино. Вы увидите, какая там красота! Я покажу вам дорогу. Повторяйте за мной танцевальные движения.
Звучит аудиозапись песни «Неприятность эту мы переживём» (сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева), дети вслед за котом Матроскиным выполняют танцевальные движения.
Кот Матроскин. Стойте, юные друзья! Дело в том, что я заблудился! Куда же нам дальше идти?
Учитель-дефектолог (У.-д.). Вспоминай, Матроскин, вспоминай. Мы с ребятами пока сделаем остановку и попробуем нарисовать твой портрет.
Дыхательная гимнастика «Портрет»
Звучит спокойная мелодия, находясь в кругу, дети садятся на пятки и с целью повторения правильной артикуляции гласных, развития длительного плавного выдоха проговаривают буквы с комментариями учителя-дефектолога.
А-А-А (Готовим бумагу.)
О-О-О (Рисуем овал лица.)
У-У-У (Рисуем глаза.)
И-И-И (Рисуем рот и губы.)
Ы-Ы-Ы (Рисуем нос.)
Э-Э-Э (Рисуем усы.)
У.-д. Какой замечательный кот получился у каждого из вас! Давайте вместе на одном выдохе скажем, как мы рисовали портрет. (А-О-У-И-Ы-Э.)
Кот Матроскин. Действительно, оригинально вы меня изобразили! За это время я успел вспомнить, что перед уходом к вам дядя Фёдор дал мне клубок, который укажет дорогу домой. Где же он?
Выходит мальчик в костюме аиста, в руках у него клубок.
Кот Матроскин. Вот и клубок нашёлся. С его помощью вы не потеряете дорогу в Простоквашино. (Убегает.)
У.-д. Аист, приглашай друзей в путь.
Игра «Аист длинноногий»
Дети идут по кругу, в середине которого стоит мальчик-аист и разматывает клубок, проговаривают текст и в соответствии с ним выполняют движения.
Аист, аист длинноногий,
Покажи ты нам дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой,
Мы шагаем за тобой.
Слышится гул, приземляется игрушечный самолёт.
У.-д. Ребята, следующую часть пути мы преодолеем на самолёте.
Ритмическое упражнение «Самолёт»
Дети двигаются по кругу, проговаривают текст и выполняют движения.
Посмотрите, самолёт отправляется в полёт.
(Руки в стороны.)
Мы летаем высоко.
(Руки вверх, трясут кистями рук.)
Мы летаем низко.
Приседают, руки вниз, трясут кистями рук.)
Мы летаем далеко,
(Руки вытянуты вперёд, трясут кистями рук.)
Мы летаем близко.
(Растопыренные пальцы подносят к груди, трясут кистями рук.)
У.-д. Дети, мы приземлились на лесную поляну. (Выходят дети в костюмах зайчика и лисы.) Здесь нас встречают лисичка и зайчик, они хотят с нами поиграть.
Пальчиковая игра «Лиса и заяц»
Лисичка-сестричка сидит под кустом.
Лисичка-сестричка машет хвостом.
А заинька серый под ёлкой сидит,
И заинька серый от страха дрожит.
У.-д. Зайка, не бойся, лисичка у нас добрая. Сейчас мы тебя развеселим!
Ритмическое упражнение «Весёлые ладошки»
Дети исполняют песню «Весёлые ладошки» (сл. и муз. Е. Макшанцевой) и выполняют движения руками.
Хлоп! (Хлопают в ладоши.)
Раз! (Легко ударяют себя по коленям.)
Ещё (Хлопают в ладоши.)
Раз! (Легко ударяют себя по коленям.)
Мы похлопаем сейчас.
(Делают несколько хлопков в ладоши.)
А теперь скорей, скорей!
Шлёпай, шлёпай веселей!
(Наклоняются и в такт мелодии быстро шлёпают ладошками по ковру.)
У.-д. Заинька, хорошо, что ты повеселел, бери клубок и разматывай его дальше.
Зайчик разматывает клубок, учитель-дефектолог устанавливает игрушечный поезд, к которому катится клубок.
У.-д. Зайчик и лисичка, мы приглашаем вас поехать с нами. Пожалуйста, займите места в вагонах!
Музыкально-ритмическое упражнение «Поезд»
Под аудиозапись песни «Поезд» (сл. И. Плакиды, муз. Н. Метлова) дети идут по кругу, согнутыми руками имитируя движение колёс.
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз.
Далеко, далеко
Ребят он повёз.
Но вот остановка
В дороге опять.
Вставайте, ребята,
Пойдёмте гулять.
У.-д. Дети, посмотрите вокруг. Ехали мы, ехали, и оказались в сказочном царстве. Давайте на время почувствуем себя его жителями. (Дети надевают плащи и короны.)
Представьте, теперь у каждого из вас есть свой дворец. Это не просто дворец, а дворец-буква, который оживает от прикосновения «волшебной» палочки.
Фонетическая ритмика «Буквы»
Перед каждым расположена определённая буква из набора «Азбука от А до Я». Учитель-дефектолог «волшебной» палочкой прикасается к ребёнку, который показывает соответствующее движение фонетической ритмики и называет букву. (Дети снимают плащи и короны.)
Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»
Дети лежат на спине на ковре по одной линии. Учитель-дефектолог под спокойную мелодию читает стихотворение и на потолке лучом-лазером рисует линии для зрительной гимнастики, дети следят за лучом.
Солнышко с тучками в прятки играло.
(Посмотреть вправо-влево, вверх-вниз.)
Солнышко тучки-летучки считало:
Лёгких — две тучки,
Тяжёлых — три тучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
(Закрыть глаза ладонями.)
Солнце на небе вовсю засияло.
(Поморгать.)
У.-д. Ребята, наш солнечный зайчик разбудил весёлых человечков.
Пальчиковая игра «Смешные человечки»
Бежали мимо речки
Смешные человечки.
Прыгали, скакали,
(Дети в парах пальцами изображают «прыжки» по внутренней поверхности рук напарника — от локтя к плечам.)
Солнышко
(Каждый показывает напарнику ладони с растопыренными пальцами.)
Встречали.
(Дважды хлопают друг друга по ладоням.)
Забежали за мосток,
(Переплетают друг с другом пальцы рук, изображая мостик.)
И с мосточка в речку
(Соединённые руки отводят в стороны, расцепляют пальцы и опускают руки вниз.)
Скок!
У.-д. Посмотрим, куда же дальше покатится наш клубок? (Разматывает клубок, который указывает на схемы-мнемодорожки, каждый ребёнок рассматривает свою схему и выполняет задание.) Ребята, а сейчас нам надо перебраться через речку.
Упражнение «Через речку-ручеёк»
Под весёлую мелодию дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение.
Через речку-ручеёк жёрдочка проложена,
Через речку-ручеёк перебраться можно.
(Бодро шагают на месте, машут руками.)
Чок-чок, каблучки
(Руки на поясе, топают ногами.)
По дощатой стежке,
(Кружатся.)
Не промочим каблучки,
(Руки на поясе, топают ногами.)
Не простудим ножки.
(Кружатся.)
У.-д. Дети, над нами нависла грозовая туча. Давайте её поддержим, чтобы не пошёл дождь!
Упражнение «Туча»
В небе туча, в небе туча —
Скоро хлынет гром гремучий.
(Ноги на ширине плеч, напряжённые руки подняты над головой.)
По тропинкам, по дорожкам
Застучит наш дождь горошком.
(Руки вниз, расслаблены.)
У.-д. Молодцы, удержали тучу! Она испугалась и спряталась за солнышко. Смотрите, а вот и указатель на Простоквашино. Видите, какая здесь красота! Ребята, давайте на поляне погреемся под тёплыми солнечными лучами.
Звучит аудиозапись песни «Белые кораблики» (сл. Л. Яхнина, муз. В. Шаинского), дети ложатся на коврики и закрывают глаза.
Как глаза закроешь, шёпотом скажи:
«Солнечный зайчишка, в гости приходи!»
В ладонях ощущаем лёгкое тепло,
Вот и поднимается к плечикам оно.
Вот согрелись ножки, теплота в спине.
Плечики согрелись — как приятно мне.
Шею зайчик греет, щёчки, ушки, нос,
Добрую улыбку зайчик нам принёс.
Дети становятся на коврики и дарят друг другу улыбки.
Кот Матроскин. Хорошо, что все вы улыбаетесь, мои юные друзья! Однако хочу узнать, что же для вас было самым сложным и увлекательным во время путешествия в Простоквашино? (Ответы детей.)
У.-д. Дорогие ребята, вот и завершилось наше путешествие. Вы умело преодолели все препятствия на пути в Простоквашино. Пора возвращаться в группу.
Под аудиозапись песни «Неприятность эту мы переживём» (сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева) дети выходят из зала.