"Бросается в глаза резкое разделение на откровенно коммерческую, примитивную и бездумную кинопродукцию, рассчитанную на самого нетребовательного зрителя, и с другой стороны — на так называемое «ангажированное», или «завербованное», кино, то есть фильмы, служащие определенным идеям, несущие определенный заряд и ныне имеющие преимущественно политическую окраску".
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Г. Богемского (1920-1995), опубликованной в 1971 году:
Кругом одни бандиты
«Одна из самых очевидных новых тенденций в итальянском кино — происходящая внутри его поляризация.
Бросается в глаза резкое разделение на откровенно коммерческую, примитивную и бездумную кинопродукцию, рассчитанную на самого нетребовательного зрителя, и с другой стороны — на так называемое «ангажированное», или «завербованное», кино, то есть фильмы, служащие определенным идеям, несущие определенный заряд и ныне имеющие преимущественно политическую окраску.
Сразу же подчеркнем, что эти фильмы весьма неоднородны, их идеи не всегда достаточно отчетливы, а порой вредны и ошибочны. Однако факт «политизации» итальянского интеллектуального, «серьезного» кинематографа в целом неоспорим.
Коммерческая продукция составляет подавляющее — до 80—90 процентов — большинство выпускаемых в Италии фильмов; фильмы же, создатели которых хотят что-то сказать зрителю, а не только его развлечь, и, главное, отвлечь, численно составляют явное меньшинство, и им нелегко пробиться на экран сквозь лавину занимательных кинозрелищ.
Оттеснив альковные кинокомедии в «новеллах» или «эпизодах» и экранизации, опошляющие известные романы и пьесы, на первый план в итальянском кино вышел приключенческий жанр.
До сих пор в итальянском коммерческом кино приключенческий фильм занимал скромное место.
Желтые (детективные, гангстерские ленты) и черные (фильмы ужасов) картины вообще не в традициях итальянского кинематографа.
Полицейскими фильмами итальянского зрителя до последнего времени обильно снабжал Голливуд. Всевозможные не слишком научные, но весьма фантастические кинострахи тоже приходили из-за рубежа.
Отечественный приключенческий жанр довольствовался, в основном, странствиями Одиссеев, Геркулесов, Урсусов, Мацистов и прочих античных и мифологических домашних героев и силачей, которые спасали полногрудых красавиц на фоне чарующих средиземноморских пейзажей.
Другая разновидность приключенческого костюмного фильма рассказывала о похождениях зеленых корсаров, черных пиратов или средневековых кондотьеров.
Несколько лет тому назад на смену картонным латам и мечам — излюбленному реквизиту итальянского кино еще с момента его зарождения — пришли винчестеры и кольты ковбоев и шерифов, луки краснокожих.
Как уже не раз писали, доморощенный «вестерн» стал господствующим жанром коммерческого кино Италии.
В 1967 году число ковбойских фильмов достигло рекордной цифры — 80 названий, то есть более половины всей итальянской кинопродукции.
Однако чем более быстрым темпом шло возрождение этого искусственно взлелеянного жанра, тем итальянские «вестерны» становились примитивнее, подражательнее, а главное — все более жестокими.
Итальянские режиссеры, спекулируя на любви подростков к этому жанру, старались превзойти друг друга в нагромождении убийств и пыток. Стыдясь критиков и коллег, они скрывались в титрах под американизированными псевдонимами.
Ныне итальянский «вестерн» уже изживает себя. Режиссеры-коммерсанты устремились было по пути комедийно-эро*ических вариаций на темы Джеймса Бонда, пока не напали на золотую жилу «национального» фильма «про жуликов», в котором, будь то в драматическом или в комедийном ключе, с одинаково дотошной тщательностью демонстрируется техника «ограблений по-итальянски».
Некоторые из этих лент мы уже видели. Это и «Операция «Святой Януарий», и «Ограбление по-итальянски», и «Любой ценой».
Что крадут — сокровище святого Януария или святого Петра, бразильские бриллианты или золото швейцарского банка — не важно, где и кто крадет — тоже вопрос второстепенный.
Главное, показать, как крадут и грабят, что и делается в течение двух-трех часов экранного времени.
Вот несколько взятых наугад названий из списка фильмов, вышедших осенью 1968 года на итальянский экран: «Бандиты в Милане», «Нападение на государственную казну», «Как мы украли атомную бомбу», «Как украсть английскую корону», «...И он стал самым безжалостным бандитом Юга», «Ночь создана для... краж», «Операция «Св. Петр», и так далее.
Фильмы эти неравноценны. Наряду с откровенно ремесленническими есть ленты, сделанные строго по законам жанра, такие, как «Любой ценой» режиссера Джулиано Монтальдо и «Бандиты в Милане» известного режиссера Карло Лидзани, положившего в основу картины подлинные события газетной хроники и внесшего в нее известный элемент социальности.
Но, подобно «вестерну», этот жанр, едва возникнув, начал деградировать. После фильмов забавных, богатых выдумкой и техническими эффектами (остающихся при всем том, разумеется, лишь коммерческим товаром, но товаром достойным с точки зрения требований жанра), появились картины столь же цинично жестокие, сколь и откровенно пошлые. Не чужд этим фильмам и привкус политической провокации.
Например, фильм режиссера Марио Викарио «Семь золотых парней» имел такой большой успех, что режиссер решил поставить его продолжение — «Большая операция семерых золотых парней».
Однако на сей раз возглавляемые хитроумным «профессором» семеро жуликов, оснащенные сногсшибательной «научно-фантастической» техникой, пытаются похитить уже не сокровища швейцарского банка, а судно с «советским золотом», присланным на Кубу для устройства революций в Латинской Америке...
Под стать этой ленте и телефильм в пяти частях «Шпион приходит с моря», и фильм «Светлана убьет 28 сентября», и некоторые другие картины с двойным дном.
Приключенческий жанр — «воровской», «ковбойский», «шпионский» — ныне стал господствующим жанром .коммерческого кино в Италии.
Посмотрим, кому нужны эти бесчисленные ограбления и в чьи руки попадает «добыча» за экраном.
От неореализма к неосадизму
Садизм и патология, облеченные в более или менее зашифрованные символы, с легкой руки Марко Беллоккио вслед за его «Кулаками в кармане» стали во многих фильмах одним из крайних проявлений рассерженности и антибуржуазного протеста кинематографической молодежи.
Ни Феллини, ни Висконти, ни Антониони не имели такого множества непосредственных последователей и подражателей, как этот молодой режиссер.
«Спасибо, тетя» — первый фильм Сальваторе Сампери. Его герой Альвизе — юноша из богатой буржуазной семьи, который в знак символического протеста против суеты окружающей жизни и своего нежелания «включаться» в буржуазную систему, симулирует паралич и посредством эро*ико-садистических игр и всяческих издевательств доводит чуть ли не до помешательства полюбившую его и ухаживающую за ним молодую тетушку-врача.
Несомненная талантливость режиссерской работы, злое остроумие отдельных ситуаций и диалога не могут заслонить бесплодности и горечи как индивидуального бунта Альвизе, так и всего фильма в целом. Его немало сближает с «Кулаками в кармане» и то, что, как и в ленте Беллоккио, главную роль в нем исполняет актер Лу Кастель.
Не менее характерный пример — дебют режиссера Роберто Фаэнца — фильм «Эскалация».
В этом горьком гротеске рассказана история постепенной дегуманизации буржуазного юноши. Лука, юный «хиппи», экстравагантный сынок богатого (промышленника, отказывается стать преемником отца на посту главы фирмы.
Папаша при помощи самых современных средств «воспитания» — от электрошока до очаровательной исихоаналистки — пытается воздействовать на сына. Лука совершенно беззащитен и во всем уступает родительской воле. Но, став руководителем фирмы, он показывает, что прекрасно усвоил отцовские уроки: посредством «идеального убийства» он освобождается от навязанной ему жены, а затем оттирает в сторону отца, доказав свое над ним превосходство как более «современный» и еще более циничный бизнесмен.
«Чистой патологией» итальянская критика называет фильм «Сад сладчайших плодов», получивший «премию зрителей» на фестивале в Пезаро.
Режиссер- дебютант Сильвано Агости рассказал в этой мрачной ленте историю врача, который, страдая от полученного в детстве религиозного и нравственного воспитания, воспринимает физическую любовь как нечто греховное.
Дело происходит в приморской гостинице после свадьбы героя; время действия фильма ограничивается брачной ночью. Избегая близости со своей молодой женой, которая уже ждет от него ребенка, врач сходится с загадочной незнакомкой, и в то время как он лежит в ее объятиях, жена его неожиданно умирает, не дождавшись от него ни человеческого сочувствия, ни профессиональной помощи.
Для нагнетания тягостного, мрачного настроения молодой режиссер гонится за зрительными эффектами и кадрами в духе картин Иеронима Босха. Но от этой попытки создания современного «фильма ужасов» веет холодным, формальным профессионализмом.
Обзор «жестоких» фильмов «нового кино» можно было бы продолжить, рассказав еще о некоторых лентах, например, об эпизоде «Бесплодная смоковница», снятом Бернардо Бертолуччи для фильма «Евангелие 1970 года», в котором режиссер в течение 25 минут экранного времени пристально наблюдает за агонией умирающего человека.
Но, пожалуй, вполне достаточно и того, что мы изложили по необходимости столь кратко и схематично, чтобы читатель мог сделать выводы.
Настоятельная задача марксистской критики — дать отпор этой захлестнувшей итальянский экран волне патологической жестокости, садизма, проникающих из коммерческого кино и в «идейное».
Выдвинутый некогда христианскими демократами лозунг «Лучше се*с, чем социальные проблемы», сделав свое незавидное дело, ныне в значительной мере себя изжил.
Обилие наготы на экране, стриптизы, бикини и миниюбки в быту привели к девальвации секса в кино. Ныне место се*са постепенно занимает его сочетание с жестокостью либо одна дикая, безудержная, торжествующая жестокость как следующая ступень человеческого отчуждения, духовного одичания в буржуазном мире. Выяснение причин и пагубного влияния этой дегуманизации киноискусства — отдельный вопрос, далеко не только итальянский, и заняться им вместе с киноведами должны социологи и психологи.
Анализ итальянского «нового кино» во всех его порой самых неожиданных формах и проявлениях — анализ нелицеприятный и принципиальный, аргументированный и всесторонний — представляется нам важной идеологической задачей нашей кинокритики» (Богемский, 1971: 71-91).
Богемский Г. Итальянское кино: свет и тени // Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня. Вып. 2. М.: Искусство, 1971. С. 71-91.