Винсент ван Гог обладал эксцентричной личностью и неустойчивым настроением, страдал от повторяющихся психотических приступов в течение последних 2 лет своей жизни и покончил с собой в возрасте 37 лет.
Несмотря на ограниченность доказательств, более 150 врачей поставили ему самые разнообразные диагнозы, приводящие в замешательство. Анри Гасто определил, что основным заболеванием Ван Гога в последние 2 года его жизни была височная эпилепсия, вызванная употреблением абсента в вечернее время.
По сути, Гасто подтвердил диагноз, первоначально поставленный французскими врачами, лечившими ван Гога. Однако ранее художник пережил два отчетливых эпизода реактивной депрессии, и в его биографии явно прослеживаются биполярные аспекты. За обоими эпизодами депрессии последовали длительные периоды энергии и энтузиазма, сначала как евангелиста, а затем как художника.
Неудачная карьера и начало карьеры художника
В возрасте 16 лет Винсент начал работать подмастерьем у арт-дилера в фирме, основанной его дядей. Проведя 4 года рядом с семьей в Гааге, он был переведен в Лондон, где пробыл 2 года. За это время он пережил жестокое разочарование в своем первом любовном увлечении и впал в глубокую депрессию.
В течение нескольких месяцев он оставался мрачным, отказывался от какой-либо общественной жизни и мало общался со своей семьей. Его мысли все чаще обращались к религии. По мере того как он все более страстно увлекался религией, он потерял всякий интерес к своей работе и был уволен.
Следующие 4 года он посвятил своему призванию проповедника. Ему не удалось получить официального богословского образования, и в конце концов он стал работать евангелистом в крайне бедном шахтерском районе Бельгии. Там он поделился последним имуществом со своими братьями и вскоре сам стал выглядеть очень бедным.
Его чрезмерная благотворительность была расценена начальством как несовместимая с достоинством духовного звания. Когда Ван Гог отказался изменить свое поведение, церковь отвергла его. Он снова впал в глубокую депрессию.
В возрасте 27 лет он решил стать художником, страстно желая создавать произведения искусства для людей. Он смог добиться успеха, несмотря на отсутствие признания, благодаря неизменной финансовой и моральной поддержке своего брата Тео, который стал арт-дилером в Париже.
Париж: Начало болезни
После 6 лет работы художником в Нидерландах и Бельгии Винсент присоединился к Тео в Париже на 2 года (1886-1888). Там он начал страдать от небольших приступов страха, необычных ощущений в эпигастральной области и потери сознания.
Наблюдатели сообщали о случаях начального тонического спазма руки и странного взгляда, за которым следовала фаза замешательства. Употребление абсента, по-видимому, сыграло решающую роль в развитии болезни Ван Гога. Он был неряшлив и задирист, его вспыльчивый характер был причиной многих неприятных сцен и делал его нежелательным во многих местах.
Прованс: Тяжелая болезнь
Когда Ван Гог в начале 1888 года уехал в Арль на юге Франции, он был уже состоявшимся художником, хотя и непризнанным, и все еще зависел от регулярной финансовой поддержки Тео, который верил в его гениальность. Теперь он создавал, пожалуй, самые яркие картины из когда-либо созданных, однако в Арле его болезнь развилась и впервые достигла психотических масштабов.
Он стал более беспокойным. Лихорадочная творческая активность чередовалась с приступами апатии, доходившими до полного изнеможения. Участились непредсказуемые смены настроения: дисфория сменялась эйфорией или «неописуемой тоской». Кроме того, Ван Гог часто жаловался на слабость, «плохое кровообращение» и «слабый желудок».
Винсент чувствовал себя одиноким в Арле и с помощью Тео уговорил Гогена присоединиться к нему осенью 1888 года. Отношения двух художников становились все более напряженными. В канун Рождества, когда Гоген уже объявил, что уходит, ван Гог внезапно выплеснул стакан абсента Гогену в лицо, после чего его спутник привел его домой и уложил в постель. Затем когда Гоген вышел из их дома, ван Гог последовал за ним и подошел к нему с открытой бритвой, получил отпор, вернулся домой и отрезал часть мочки своего левого уха.
Полиция была поднята по тревоге: он был найден у себя дома без сознания и госпитализирован. Там он впал в острое психотическое состояние с возбуждением, галлюцинациями и бредом, которое потребовало трехдневного одиночного заключения.
В больнице Феликс Рей, молодой врач, лечивший ван Гога, диагностировал эпилепсию. Через несколько дней ван Гог оправился от психотического состояния. Примерно через 3 недели после поступления он смог нарисовать автопортрет с перевязанным ухом и трубкой, на котором он изображен в безмятежном спокойствии.
У него было еще два психотических эпизода с кратковременными госпитализациями. После унижения, вызванного публичными насмешками со стороны несовершеннолетних, и того, что ван Гог был в четвертый раз помещен в больницу по требованию неравнодушных граждан, в мае 1889 года Ван Гог добровольно поступил в психиатрическую лечебницу в Сен-Реми. В течение целого года, пока он оставался там, у него было три психотических рецидива с выраженной амнезией.
Последний приступ был самым затяжным. Ван Гог испытывал ужасающие галлюцинации и сильное возбуждение. После выздоровления он горько жаловался на религиозное содержание своих приступов и хотел уйти от монахинь, которые ухаживали за ним. Находясь в Сен-Реми, он создал около 300 произведений искусства, среди которых несколько копий религиозных сцен старых мастеров и трансцендентный шедевр «Звездная ночь».
Овер: Самоубийство
После выписки из лечебницы в мае 1890 года врач Ван Гога признал его выздоровевшим. Тео порекомендовал Ван Гогу Овер, где он мог бы жить по соседству с Полем Гаше, врачом и другом художников. К тому времени Ван Гог перестал пить, и у него не было припадков и приступов спутанности сознания. Его искусство начало получать признание, и одна картина была продана.
Братья обменялись несколькими горькими словами, и Винсент почувствовал себя обузой. Тем не менее он работал в бешеном темпе, завершив 70 картин и 30 рисунков за 70 дней, проведенных в Овере.
В своем последнем письме, отправленном Тео, он упомянул, что хочет пополнить свой запас краски, и попросил о помощи с этой целью. Три дня спустя, в воскресенье, Винсент выстрелил себе в нижнюю часть груди в поле неподалеку от Овера. Он умер через 2, и Тео был рядом с ним. Предполагается, что его поле со стогами пшеницы, ярким изображением собранного зерна и снопов, возможно, было его последним – символом завершенной работы.
Тео умер через 6 месяцев после своего брата, предположительно, от болезни почек, сопровождавшейся уремией и длительным бредовым состоянием. Его вдова позаботилась о том, чтобы сокровища искусства, которые Тео собрал у Винсента и хранил в их доме, были переданы потомкам.
Через несколько лет после своей смерти Винсент ван Гог был признан одним из самых известных художников современности.
Эпилог
Болезнь ван Гога ставила в тупик врачей 20-го века, о чем свидетельствуют почти 30 различных диагнозов, которые были предложены: от отравления свинцом или болезни Меньера до широкого спектра психических расстройств. Многие авторы признавали наличие эпилепсии, но считали это психическое расстройство самостоятельным психическим заболеванием.
И тем не менее Винсент оставался удивительно творческим человеком до самой своей смерти. Он не писал во время своих серьезных кризисов, за исключением последнего продолжительного эпизода в Сен-Реми. Там, еще до полного выздоровления, он написал по памяти несколько полотен, которые назвал «воспоминаниями о Севере». Ян Хульскер отметил, что эти картины – единственные из всего его обширного творчества, на которых видны признаки кратковременного психического расстройства.
Портрет доктора Поля Гаше до сих пор является рекордсменом среди самых дорогих картин Ван Гога, которые были проданы за 83 миллиона долларов в 1990 году. Если бы «Подсолнухи» снова появились на рынке, то, по оценкам, они стоили бы несколько сотен миллионов долларов.