«О, Шурик, пойдём выпьем!» — кричали Александру Демьяненко на улице чересчур дружелюбные зрители после выхода невероятно успешной «Кавказской пленницы». Такое панибратство актёр терпел с трудом, а с течением лет всё больше расстраивался, что его воспринимают исключительно как наивного вечного студента, придуманного Гайдаем. А ведь фильмография Демьяненко насчитывает около 100 ролей, и до и после Шурика было достаточно интересных работ.
«Так уж случилось, что именно Шурик наиболее популярен. Досадно, ведь я не только Шурика сыграл. Были роли и фильмы, которых сейчас многие молодые и не знают», — Александр Демьяненко.
«Карьера Димы Горина» | бухгалтер Дима Горин
В 1961 году режиссёры Фрунзе Довлатян и Лев Мирский доверяют Демьяненко главную роль — честного, скрупулёзного и смелого московского бухгалтера Димы Горина, которому светит повышение, но он впервые за годы службы допускает серьёзную ошибку в расчётах. Горин отпускает строителю из Сибири лишние три тысячи рублей. Чтобы вернуть средства, молодой человек едет за строителем в тайгу, где влюбляется в бригадира монтажниц Галю Берёзку. Возвращаться домой Дима не торопится, потому что обрёл нечто большее, чем столичная карьера и деньги.
«Мир входящему» | младший лейтенант Шура Ивлев
С режиссёрским тандемом Владимир Наумов-Александр Алов актёр познакомился ещё будучи студентом: в 1958-м второкурсник Демьяненко дебютировал в кино в их картине «Ветер». Через три года постановщики снова пригласили Александра Сергеевича на одну из главных ролей — младшего лейтенанта Шуры Ивлева. Молодого офицера распределили в весенний Берлин 1945-го. Он рвётся в бой и готов к опасным заданиям, но ему дают другое поручение — доставить в госпиталь беременную немку и контуженного солдата. Эта опасная поездка переворачивает мировоззрение Ивлева.
«Каин XVIII» | бродячий музыкант Ян
В разножанровой дошуриковской карьере Демьяненко случилась даже сказка-притча. В 1963 году режиссёры Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро пригласили Александра в картину по пьесе Евгения Шварца «Голый король». Актёр перевоплотился в бродячего музыканта Яна, влюблённого в принцессу Миладу. Монаршая семья, разумеется, была против этого союза: для своей дочери родители выбрали куда более подходящую партию — правителя соседнего королевства Каина XVIII (много лет назад расправившегося с Авелем при помощи «атомного комара»). За любовь Яну придётся соперничать с коварным самодержцем-тираном.
«Угрюм-река» | приказчик Илья Сохатых
Через год после выхода «Кавказской пленницы» Демьяненко попытался сделать большой шаг в сторону от искреннего и романтичного Шурика. Режиссёр Ярополк Лапшин экранизировал роман Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», где актёр сыграл приказчика семьи Громовых Илью Сохатого — подхалима, подлеца и вора. Фильм довольно успешно прошёл в прокате, его посмотрели 15,5 млн зрителей, кроме того, ленту время от времени крутили по ТВ. Однако, с показателями той же «Кавказской пленницы» эти цифры не идут ни в какое сравнение: на гайдаевскую комедию сходили 76,5 млн человек, так что в народном сознании Александр Сергеевич окончательно закрепился как «непьющий» собиратель фолклора, которому когда-то давно пришлось сторожить склад.
«Зелёный фургон» | милиционер Шестаков
Стараниями режиссёра Александра Павловского роль Демьяненко в «Зелёном фургоне» стала куда более заметной. Изначально Виктору Прокофьевичу Шестакову отводилось не так много места в сценарии, но постановщик дописал несколько сцен, так как очень хотел поработать с Александром Сергеевичем и показать его «не Шуриком». Опытные Демьяненко и Борислав Брондуков (сельский милиционер Грищенко) составили хорошую связку с молодым Дмитрием Харатьяном (Володя Патрикеев).
Фото: кадры из фильмов, соцсети