Как родители/опекуны, релевантные взрослые могут помочь подростку в проживании подросткового возраста:
на первых порах помогать планировать свой день и говорить с подростком о его желаниях, намерениях, проявлять поддержку и признание потребностей подростка, слышать его выводы и доводы, вести с ним разговоры-рассуждения на различные темы (особенности физиологического развития подростка таковы, что в планировании и причинно-следственных связях могут быть провалы, они в этом не виноваты). Если вы не согласны с его выводами и доводами, то здесь важно вести беседу-рассуждение о, и вместе строить логическую цепочку. Цель такой беседы – научить подростка строить такие логические цепочки.
В режиме дня и жизни подростка должно быть учтено время на все его возрастные потребности: обучение, питание, личное пространство, личное время на хобби, отдельно на встречу с друзьями, время для совместного провождения с семьей (с родителями, со старшими родителями, братьями, сестрами) и на обретение навыком самообслуживания (в соответствии с возрастом).
Поддержание базовых потребностей: предоставлять еду, жилье, безопасность, лечение, поддержку, принятие и привязанность (по каждому из этих пунктов можно написать целую статью, поэтому здесь обхожусь перечислением)
Считаю важным сказать про безопасность отдельно.
Часто в это слово вкладывают только одно значение – физической безопасности.
Безопасность как потребность включает в себя намного более широкий спектр зон, чем только физический. Сюда входит безопасность личных границ:
Пространства (вы замечали, что подростки просят вас стучаться, когда входите в его/ее комнату, или закрываются и рассчитывают на невмешательство в душе, гардеробе);
Интересов (бывает, что подросток не хочет делиться своими увлечениями именно с вами, с родителями?);
Своей группы (было ли такое, что подросток вам говорит «ты не поймешь», «у вас такого не было», «наше поколение», «мои друзья и я», …) И это про то, что ему важно теперь принадлежать не семье, а группе сверстников. На данном этапе привязанность выступает по отношению к группе и звучит словом «принадлежность». И это важно для его самоидентификации. Здесь подростки нуждаются быть в безопасности от родительских правил и вмешательства в построение их собственного общества;
Поведения (в подростковом возрасте дети часто пробуют, как примеряют, разные стили поведения, что порой пугает родителей). Здесь важно умение родителей без осуждения и жесткой оценки корректировать пробы. Например, говорить с подростком о нормах принятого поведения в разных общественных группах, местах общего времяпровождения людей, например, в театрах, на стадионах, на улице, в метро, и других. И здесь же важно говорить, для чего эти правила созданы. Этот момент часто упускают. Правила создаются и соблюдаются для 1) комфортного и бесконфликтного сосуществования большого количества людей в одном месте, 2) безопасности жизни каждого;
Выбора (один из важных навыков – умение делать личный выбор);
Мечты. В этом возрасте появляются долгосрочные мечты и зарисовки будущей жизни. И это тоже нуждается в безопасности, чтобы никто из старших не смог «вносить корректировки» в мечту подростка. Это будет уже не мечта или не его мечта.
С вами практический психолог Лариса Корчагина