По официальным данным под прогрессию НДФЛ на первой ступени попадает порядка 1 млн человек работающих, на последней – несколько тысяч, в основном средний класс наёмных работающих и топ-менеджеры крупных организаций. Среди них есть ушлые люди, те, кто готов к услугам налоговых консультантов (мягко говоря), — работа налоговой усложнится из-за необходимости выявлять уклоняющихся от повышенных налогов.
Предприниматели в основном продолжат использовать Упрощённую систему налогов (УСН). УСН подвергается умеренной прогрессии путём введения НДС на оборот свыше 60 млн руб., в классическом виде, либо в виде надбавки 5—7% от доходов, плюсом к имеющимся 6% от доходов (суммарно до 13% нижней шкалы НДФЛ). Хотя среди предпринимателей встречаются операции «мимо кассы», которые также предстоит выявлять активнее, в том числе путём анализа не только доходов, но и расходов.
Прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) обычно сопровождает декларирование доходов. Работодатели, плательщики дивидендов и процентов, некоторые другие юрлица подают в налоговую персональные сведения о перечислениях в пользу физлиц, физлица ежегодно сами подают декларации о доходах, при определённых обстоятельствах. Сведения юрлиц и декларации физлиц обрабатываются налоговой во многом автоматически и служат основой контроля правильности исчисления налогов. Это особенно важно в случае, когда физлицо получает доходы из нескольких источников, суммарно под высокие ставки прогрессивной шкалы.
Налоговая примерно десять лет назад получила доступ к банковским счетам физлиц, к счетам учёта ценных бумаг, базам регистрации имущества. Конкретный налоговый инспектор при проверке декларации физлица обращается к этим данным и оценивает реалистичность задекларированных доходов. Также налоговая использует алгоритмы сопоставления этих данных на предмет выявления тех, кто уклонился или не знал о декларациях. Пока доначисления идут по наиболее крупным и очевидным нестыковкам, с приличной долей ручного труда и бюрократии. СМИ не сообщали даже о сотне тысяч выявленных и оштрафованных уклонистов от декларирования.
Доступ налоговой к персональным данным следует расширить на зарубежный туризм и переводы, данные по которым собираются при пересечении границы, на покупки авиабилетов. В страны дальнего зарубежья чаще всего ездят как раз средний класс и топ-менеджеры, которые подпадают под прогрессию НДФЛ, и одна поездка теперь стоит сотни тысяч рублей. Налоговой легко можно предоставить доступ к базе паспортного контроля, а в случае с авиабилетами – такие данные ещё только предстоит централизовать.
Ещё одно приличное направление трат среднего класса и особенно богатых – это сфера развлечений. Под налоговый контроль вполне следует подвести траты физлиц, скажем, от 5 тыс. руб. на счёт (с критериями дробления). Конечно, каждые 5 тыс. руб. контролировать не стоит, но много раз по 5 и более тысяч вполне может быть предметом контроля. Более того, следует ограничить расчёты наличными в подобных случаях, либо ввести существенные комиссии за такие расчёты. Налоговая усиливает понимание специфики этой сферы, о чём говорит, например, вскрытие ставшей знаменитой ресторанной схемы ухода от налогов.
Газета «Завтра» неоднократно предлагала «сверхналог на дорогие рестораны, ночные клубы, салоны красоты и бутики». Реально нами предлагался даже не сверхналог, а хотя бы ограничение УСН в этой сфере. Почему условная «Вкусно и точка» платит НДС, а рестораны на Рублёвке или Патриарших – нет? Отчасти эта проблема решается путём указанного выше введения НДС от 60 млн руб. Но лишь отчасти.
В дополнение к базам данных о покупках недвижимости и автомобилей, следует ли задуматься о потенциале сбора сведений за ремонт этих объектов собственности? Дорогой ремонт может исчисляться миллионами рублей за квартиру и сотнями тысяч – за машину. Пока сбор таких персональных данных выглядит нетривиальной задачей. Хотя магазинам стройматериалов и автозапчастей вполне можно ограничить расчёты наличными, скажем, в 100 тыс. руб. за разовую покупку (также с критериями дробления).
Задача налоговой по «реконструкции» расходов миллиона-двух физлиц, подпадающих под прогрессию НДФЛ, вполне решаема на фоне персональных данных, которые про всех нас с вами собирают операторы связи и поисковики интернета. Эти данные легально и якобы в обезличенном виде затем продаются для контекстной рекламы и много чего другого. При этом СМИ сообщают о крупных утечках персональных данных, о различных услугах «пробива» по таким сливам. Если про всех нас с вами собирать персональные данные можно, то почему этого не может делать налоговая по богатым?
Применительно к персональным данным операторов связи в принципе уместен вопрос их предоставления налоговой. За последние годы всех владельцев сим-карт обязали актуализировать паспортные данные, которые несложно связать с ИНН (идентификационным номером налогоплательщика). Локализация данных по сим-картам даёт косвенное основание «реконструкции» трудовой деятельности; хотя в основном малооплачиваемых, не подпадающих под прогрессию НДФЛ, или самозанятых, однако и по тем, кто подпадает под прогрессию НДФЛ, такие данные были бы вполне полезны.
У налогового контроля крупных расходов физлиц достаточно длительная история, не вполне успешная. В 2001—2003 годах даже действовало несколько статей Налогового кодекса (86.1, 86.2, 86.3) по такому контрою. Ещё ранее в 1998 году принимался Федеральный закон «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление получаемым физическими лицами доходам» №116-ФЗ. Однако тогда персональные данные и интеграция разных баз были на порядок хуже, чем сейчас, и реализовать такой контроль полноценно и всеохватывающе не получилось. Теперь следует вновь вернуться к этому вопросу.
Во многих странах подобный налоговый контроль уже много лет является нормой.
Государственные служащие подают не просто декларацию о доходах, а «сведения о доходах, расходах, об имуществе». Одним из основных нормативных документов, положенных в основу сбора таких сведений, является Федеральный закон «О противодействии коррупции». Это требование распространяется как на действующих госслужащих, так и на претендентов на такие должности, на чиновников органов власти и руководителей государственных учреждений.
В самых главных органах власти (Администрация Президента РФ, Аппарат Совета Федерации и Аппарат Государственной думы) сведения подают руководители (заместители), помощники и специалисты. В федеральных гражданских министерствах – руководители и помощники, в федеральных силовых министерствах и службах – руководители и заместители, в федеральных службах – руководители.
Президентским Указом дополнен перечень должностей, которые связаны с коррупционными рисками, включая:государственные услуги гражданам и организациям, контрольные и надзорные мероприятия над распределением бюджетных средств, управление государственным имуществом, государственными закупками, хранением государственных ресурсов.
Обычно СМИ чаще сообщают о чиновниках-коррупционерах и реже – о неуплате налогов. Ежегодно первых осуждают по несколько тысяч человек (примерно 2 тыс. в 2023 году), а вторых – по несколько сотен человек (320 чел. в 2021 году). Почему-то считается, что расходная часть бюджета подлежит более пристальному контролю и наказаниям за злоупотребления, чем доходная часть.
Хотя для 90% небогатого населения нашей страны, что нарушения чиновниками по расходам бюджета, что недоплата налогов в доходную часть бюджета богатыми одинаково негативны. Негативный опыт 1990-х с гиперинфляцией и выборочным дефолтом был в первую очередь связан именно с неуплатой налогов. В текущем десятилетии вывод капиталов из страны и теневой бизнес, в основном имеющий подоплёку именно налоговой оптимизации, влияют на курс рубля и на жизнь рядовых россиян.
Крупным размером неуплаты налогов считается 18 млн руб. за три года, а особо крупным – 56 млн руб. так же за три года. Разделив эти величины на три для вычисления ежегодных сумм, получим вполне близкие значения к предлагаемым порогам прогрессивной шкалы НДФЛ. Конечно, в прогрессии НДФЛ указывается база налога, а не его сумма, однако если суммировать сам налог по прогрессивной ставке, штрафы и пени, то получается примерно половина от базы. Наказание предусмотрено начиная от различных штрафов и вплоть до трёх лет лишения свободы.
Таким образом, вред для общества и экономики от нечистоплотных чиновников и богатых, уклоняющихся от налогов, должен пониматься в обоих случаях как пагубный.Прогресс последних лет в сборе персональных данных и в совершенствовании алгоритмов их анализа вполне позволяет налоговой «реконструировать» доходы среднего класса и богатых через их крупные потребительские расходы. Неужели примерно миллион чиновников, среди которых ежегодно выявляется всего несколько тысяч коррупционеров, хуже, чем миллион потенциально подпадающих под прогрессивную шкалу НДФЛ?
Сергей Ануреев, доктор экономических наук, профессор кафедры общественных финансов Финансового университета