Страниц: 700
Оценка: 8/10
Первое издание: 2024 г.
Увлекательность: 7/10
Прописанность героев: 9/10
Сюжет: 7/10
Глубина: 8/10
Эмоции: 8/10
Идея: 9/10
Пару лет назад я прочитала у этой писательницы дилогию «Вонгозеро», и обе книги произвели на меня неизгладимое впечатление. Они оказались для меня очень эмоциональными, и вот эти два года я теперь лелею мечту поехать в Карелию. Поэтому я долго ждала подходящего настроения, чтобы насладиться другими книгами Яны, и это настроение пришло.
Июль, жаркий вечер воскресенья. Люди возвращаются в город, но застряли в пробке в Северо-Западном тоннеле в Москве. Стоят долго. Очень долго. Аж начинают выходить из машин и заводить разговоры. И тут из начала пробки доносится весть: тоннель закрыли! И мы вместе с героями решаем проверить информацию: да, действительно закрыли, опустились бетонные стены и толстая решётка, и вдобавок этой решёткой ещё и раздавило пополам машину.
И тут объявляется чиновничьего вида женщина, которая начинает перепись населения и грузов. Попутно у полицейских сбегает из авто преступник, которого они везли в участок, а толпа начинает поддаваться панике. Паника нарастает, люди не понимают, что происходит.
Основная идея книги заключается именно в описании реакций людей, оказавшихся запертыми в тоннеле. Сюжетно происходит много событий, но все они небольшие. Яна великолепно справилась с психологическими портретами персонажей. Тут нет главных героев, но есть с десяток-другой тех, кто выделяется из общей массы. И все они очень фактурные, в них сразу узнаёшь людей, которые встречаются в реальной жизни. Язва-мать, которая охраняет свою кровинушку и в каждый диалог вставляет свои пять копеек; таджик — водитель Газели, в рваных сланцах; нимфа в красивом платьице на пассажирском кабриолета; строители, которые никого не спросив идут применять грубую силу и инструменты; семьянин, который, возможно, и неплохой человек, но порой может быть малодушен.
При этом тут сложно назвать кого-то отрицательным героем: люди ведут себя вполне обычно, базово никому зла не желают. Да, есть наш сбежавший преступник: но он скорее трикстер, пронырливый и хитрый, он делает всё возможное для своего выживания.
Писательница рисует нам картину постепенного воцарения хаоса и анархии, когда толпа без единого лидера не только идёт за сомнительными людьми, но и разделяется на фракции. Что удивительно — прошло чуть больше суток с момента их заключения, а тоннель уже покрыт кровью и осколками, есть раненые и умершие. Вентиляция и свет выключились, кислород почти закончился.
А финал просто идеальный. Тут я дальше расскажу вам большой-пребольшой спойлер, поэтому читайте осторожнее.
Мне нравится, что Яна не решила пойти по банальному пути с катастрофой сверху и последующим открытым финалом: мол, сверху попадали бомбы, никто не пришёл их спасать, и пусть мы догадываемся, что произошло. Нет, автор выбрала великолепный вариант, который сразу же ярко подсвечивает то, что произошло за это короткое время заключения.
Часть людей не может поверить в то, что их вот так вот заперли, а наверху — опасность. Поэтому в конце концов они проламывают стену и видят не солнечный свет, а вторую часть тоннеля — ту, что идёт в область. Машин там значительно меньше: ведь мало кто вечером воскресенья едет в область. И в этом соседнем тоннеле ярко светят лампы, вращаются лопасти воздушных пушек, воздух чист и свеж. Их встречают вполне чистые, вполне спокойные люди. Но дальше — больше. Потом мы узнаём, что не случилось никакой ядерной атаки, но была атака хакерская, из-за которой сработали системы, и в том числе загерметизировался тоннель. Поэтому и связь не работала, потому и их спасли не сразу: некому было, все были заняты. И получается невероятный контраст между неизменной спокойной жизнью и этими грязными людьми, которые за столь короткий срок невероятно изменились, приспособились жить по новым правилам. Совсем другой оттенок приобретает увиденное нами ранее. Контекст меняется: произошедшее гораздо мягче воспринимается, когда думаешь, что во всём мире произошло что-то серьёзное. А когда это обычный тоннель возле обычного Серебряного Бора и парка аттракционов «Сказка», и там люди за сутки успели несколько раз устроить бунт, свергнуть и вернуть власть, пострелять, подраться из-за консервов, — это другое.
Спойлеры закончились.
Но несмотря на то, что я так хвалю книгу, мне она понравилась значительно меньше, чем «Вонгозеро». Не хватило сюжету плотности. Понятно, что тут лучшим решением было оставить книгу без главного героя, а нет героя — нет у него и цели. Потому роман не выглядит целостным, он не увлекателен с точки зрения обычного сюжета — когда истово желаешь узнать, достигнет ли герой цели, о которой мы узнали ещё в самом начале.