Уже доказано, что нет прямой связи между интеллектом и жизненным успехом. Проблема в том, что под интеллектом автоматически подразумевается IQ или академический интеллект.
Однако школьные оценки и академические достижения при ближайшем рассмотрении не гарантируют успеха в жизни. Коэффициент интеллекта или IQ не дает объяснений, почему у людей с примерно равными задатками, образованием, возможностями такие разные судьбы.
Чем объяснить тот факт, что люди с более высоким IQ не всегда становятся успешнее менее умных, а иногда и попросту неудачники по сравнению с ними?
Хорошие примеры приводятся в книге Малкольма Гладуэлл «Гении и аутсайдеры». Гладуэлл пишет об аналитическом и практическом интеллектах, понимая под практическим интеллектом навыки жизни в социуме.
Дэниел Гоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ?»вводит относительно новое понятие — EQ — эмоционального интеллекта. Именно он, согласно автору, на 80% влияет на успех, в то время как под контролем IQ по данным исследований — лишь 20% влияющих на успех факторов.
EQ также, как и практический интеллект по Малкольму, врожденным не является. Его можно развить. Это хорошая новость. Работать придется с эмоциями, областью по-прежнему загадочной и малоизученной. Это плохая новость.
Эмоциональный интеллект включает в себя способность испытывать эмоции и осознавать их, умение понимать эмоции, желания, намерения, свои и окружающих, умение управлять своими и чужими эмоциями для достижения практических целей.
Если испытывать и осознавать эмоции, способные за редким исключением все, то с умениями дело обстоит по-разному. Достаточно привести статистику увечий и убийств, произошедших в состоянии аффекта, когда человек оказывается полностью во власти эмоций и действует бессознательно, инстинктивно, без участия рацию, разума.
Разум куда младше эмоций. Физиологические особенности строения мозга и нервных окончаний, указывающих на этот факт, подробно описаны в книге.
Управлять эмоциями с помощью разума таким образом – задача не из простых. Критические моменты эмоции отбирают бразды-правления у разума. Эмоция – прямая готовность к действию. На эмоциях построены все инстинкты.
Инстинкты, основанные на эмоциях, сослужили нам добрую службу, но с развитием цивилизации появилась потребность в их обуздании.
Первые законы – ничто иное, как попытка навязать правила, чтобы усмирить бурю эмоций. Тело реагирует на эмоции, готовя его к определенным действиям.
Страх, например, направляет кровоток к ногам, чтобы можно было быстрее убежать. Удивляясь, мы приподнимаем брови, открывая тем самым шире глаза, чтобы повнимательнее ознакомиться с поразившим нас.
Вспомните доктора Лайтмана из знаменитого сериала. Он читал эмоции, которые отражались на лицах и в жестах абсолютно одинаково, независимо от культурных традиций, возраста и пола.
Как работает эмоциональный интеллект, умение понимать эмоции и управлять ими на практике? Возьмем две семейные пары.
Это Аннет и Патрик. Патрик, с точки зрения Аннет, совершенный истукан. Мужчины не плачут. Это про воспитание в его семье. Он четко знает, как работать, например, с чувством гнева. В драках это было важно. Когда лезть на рожон, а когда убегать. Папа учил его действовать рационально, не поддаваясь волне эмоций. Поэтому, когда эмоциональные всплески, Аннет, ты меня не понимаешь, у тебя нет чувств,
«Ты не слушаешь, что я говорю!» поднимают в нем гнев, он сжимает зубы и замыкается. Это, соответственно, подстегивает Аннетт еще больше, давая каждое незначительное недопонимание до скандала с истериками. Аннетт ищет эмоционального контакта. Патрик отстраняется. До семейного краха, очевидно, недалеко. Оба развитым эмоциональным интеллектом не обладают.
А вот Гленна и Фрэнк. Гленна взрывная, может в пылу спора бросить резкое критическое замечание, перейти на личности. Ей сложно контролировать себя в водовороте эмоций, но она видит, как ее скептические высказывания задевают чувства Фрэнка, хоть он и предпочитает эти чувства не демонстрировать.
Фрэнка, кстати, воспитывали так же, как Патрика. Выплеснуть гнев на жену недостойно мужчины. Он бы копил обиду годами, вплоть до развода. К счастью, Гленна не только щедра на эмоции, но и умеет их анализировать. Осознавая свою неправоту, успокоившись, она всегда спокойно объясняет Фрэнку причину вспышки и обязательно приносит извинения.
В разговоре она пользуется формулой XYZ. Когда ты делаешь X, я чувствую Y, а мне хотелось бы, чтобы ты делал Z.
Фрэнку таким образом не приходится читать мысли и разбираться в хитросплетении эмоций, вызвавших у Гленны очередной взрыв. Обладая аналитическим складом ума, он чувствует себя спокойно, увидев логическую цепочку, даже если она кажется ему загадочной.
Также он учится пользоваться этой формулой самостоятельно. И во время очередного всплеска заявляет жене: «Когда ты кричишь на меня и оскорбляешь, я чувствую гнев. Ты заставляешь меня чувствовать себя ничтожеством. Мне хотелось бы, чтобы ты спокойно объяснила, что произошло и чего ты хочешь от меня».
Теперь и Гленна контролирует себя куда лучше. Ей вовсе не хочется, чтобы Фрэнк чувствовал себя ничтожеством. Она ни в коем случае так не считает.
Все чаще ей удается сдержать взрыв и перейти сразу к конструктивному диалогу по схеме XYZ. Нельзя сказать, что эмоциональный интеллект этой пары очень высок, но вполне очевидно, что он выше, чем у Аннет и Патрика.
Прием XYZ – лишь одна из немногих практических рекомендаций из книги Голлмана.
Она непростая для чтения, но раскрывает тему EQ довольно полно, с примерами для разных сфер жизни.
На этом всё. Не забывайте ставить лайки.
Обязательно пишите в комментариях, развит ли у вас эмоциональный интеллект.
Успехов и до встречи в следующих выпусках!