Найти тему
МИР 24

Советское кино для детей: от «Красных дьяволят» до «Отроков во Вселенной»

Советское кино до сих пор любят миллионы жителей бывшего СССР – страна уделяла большое внимание воспитанию юных поколений и вкладывалась в индустрию, постепенно расширяя тематические и жанровые границы. Для детей снимали военное кино, «красные вестерны», экранизировали классику мировой литературы и произведения современных писателей, в том числе научную фантастику и поднимающие сложные вопросы драмы. В те времена герои были смелыми и благородными, а нерадивые пионеры обязательно перевоспитывались, даже если для этого им приходилось оказаться в «Королевстве кривых зеркал» или летать на ковре-самолете. "МИР 24" рассказывает об основных вехах в истории советского детского кино.

Смотрите 30 мая в 22:30 х/ф «Волшебная лампа Аладдина» (СССР, 1966) на телеканале «МИР». Режиссер: Борис Рыцарев. В ролях: Борис Быстров, Додо Чоговадзе, Сарры Каррыев, Андрей Файт, Отар Коберидзе и др. А в субботу, 1 июня, в 11:45 – х/ф «Там, на неведомых дорожках» (сказка, приключения, СССР, 1982). Режиссер: Михаил Юзовский. В ролях: Роман Монастырский, Татьяна Пельтцер, Леонид Харитонов, Татьяна Аксюта, Александр Филиппенко и др.

На самом деле идеи о создании детского кинематографа витали в Российской империи еще до прихода к власти большевиков, но именно СССР воплотил их в мощный проект. Если в конце XIX – начале ХХ века дети смотрели первые европейские картины, например, работы Жоржа Мильеса «Невероятное путешествие» и «Гулливер в стране лилипутов», то постепенно начали появляться отечественные лубочные экранизации русских литературных произведений, таких как басня Крылова «Демьянова уха», «Песня о вещем Олеге» и сказка «Царевна-лягушка». Снимали историческое кино («Петр Первый», «Ермак Тимофеевич»), образовательные фильмы об объектах культурного наследия и исторических деятелях («Московский Кремль», «Восьмидесятилетие графа Л.Н. Толстого», «Давыдов у себя на даче»). Первым же русским мультипликатором считается Владислав Старевич. 8 апреля 1912 года он представил публике мультфильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей», эта дата сегодня отмечается как День российской анимации.

В годы Первой мировой войны России было не до кинематографа, новый период его развития начался после Октябрьской революции. Детское кино выделили в специальную область искусства как средство идеологического и художественного воспитания подрастающих поколений. И первым крупным успехом в области полнометражных детских фильмов стала картина Ивана Перестиани «Красные дьяволята» (1923) – экранизация одноименной повести Павла Бляхина. Длительность черно-белой ленты составляла 139 минут, она повествовала о приключениях трех юных разведчиков на полях Гражданской войны. В период с 1926-го по 1929 год было выпущено 25 детских фильмов, в том числе «Заводной жук» (1928), «Хочу быть летчицей» (1928), «Приключения Аришки» (1929).

Кадр из фильма «Красные дьяволята» (1923)
Кадр из фильма «Красные дьяволята» (1923)

На новый уровень дело вышло после совещания по вопросам детского и школьного кино под председательством Надежды Крупской, созванного по предложению Агитпропа ЦК ВКП(б) 24 января 1927 года. На нем была принята программа развития индустрии, и вскоре в крупных городах СССР начали открываться молодежные кинотеатры, к тому же значительно увеличилось число детских сеансов в обычных кинотеатрах. Детское кино в то время в основном повествовало о борьбе пионеров за права рабочего класса за рубежом, против эксплуатации детей, жестокого обращения с животными, профессиональных стереотипов в отношении женщин.

В 1930-х советская власть провела массовую кинофикацию школ, а детская кинохроника стала самостоятельной отраслью документальной кинематографии. Так, с 1931 года выходил ежемесячный киножурнал «Пионерия», который показывал эпизоды революционного движения за границей, рассказывал о борьбе за выполнение пятилетнего плана и особое внимание уделял участию детей в социалистическом строительстве.

Первый звуковой детский фильм вышел на большой экран в 1933 году, это были «Рваные башмаки», история об участии детей рабочих в забастовочном движении. Режиссер и актриса Маргарита Барская поставила картину по собственному сценарию, написанному под впечатлением от газетной заметки о забастовке в Германии. Считается, что этот фильм заложил новые, игровые принципы работы с маленькими актерами: в кадре они чувствовали себя совершенно раскованно. А в 1935 году в Кремле состоялась премьера первого советского научно-фантастического фильма о покорении космоса – «Космический рейс» Василия Журавлева. Причем консультировал режиссера сам Константин Циолковский – основоположник теоретической космонавтики. По сюжету, Циолковский с двумя помощниками летит на Луну на гигантском ракетоплане «Иосиф Сталин»...

В 1936 году появилась киностудия «Союздетфильм», которой было поручено производство детских и юношеских картин. Если в первой половине 1930-х в СССР вышло 40 художественных детских фильмов, то с 1936-го по 1941 год – уже 80. Среди них – «Карл Бруннер» (1936), «Отчаянный батальон» (1933), «На луну с пересадкой» (1936). В 1939 году на «Мосфильме» режиссер Татьяна Лукашевич сняла трогательную комедию «Подкидыш», сценарий для нее написали Рина Зеленая и Агния Барто. Картина о маленькой девочке, потерявшейся в большом, но дружелюбном городе, популярна до сих пор. Еще бы – такой актерский состав: Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Ольга Жизнева…

31 декабря 1940 года на большой экран вышла картина «Тимур и его команда», поставленная Александром Разумным по сценарию Аркадия Гайдара. В центре истории, конечно, были пионеры, помогающие тем, кто нуждался в помощи, и ведущие непримиримую борьбу с хулиганами. Кстати, знаменитая повесть Гайдара появилась после сценария.

Кадр из фильма «Руслан и Людмила» (1938)
Кадр из фильма «Руслан и Людмила» (1938)

Кв детский кинематограф 1930-х, в то же время активно развивался, к примеру, жанр киносказки, как бы уносящий зрителя от суровой реальности. В 1938 году вышел черно-белый фильм Ивана Никитченко и Виктора Невежина «Руслан и Людмила». Александр Роу дебютировал со сказками «По щучьему велению» (1938) и «Василиса Прекрасная» (1939), Александр Птушко снял сатирический кукольный фильм «Новый Гулливер» (1935), «Сказку о рыбаке и рыбке» (1937) и «Золотой ключик» (1939). В то же время популярны у детской аудитории были, казалось бы, такие недетские фильмы, как историческая киноэпопея Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938), драма братьев Васильевых «Чапаев» (1934), трилогия Марка Донского «Детство Горького» (1938), «В людях» (1938) и «Мои университеты» (1939). Для самых маленьких экранизировали произведения Чуковского, Маршака, Катаева и других советских авторов.

В годы Великой Отечественной войны производство кино резко сократилось, но не остановилось. Киножурнал «Пионерия» рассказывал о подвигах детей на фронте и их жизни в тылу, на основе этих материалов в 1945 году был создан первый полнометражный документальный детский фильм «Повесть о наших детях». Продолжали выходить сказки, так, в 1941 году советский зритель увидел ленту Валентина Кадочникова и Федора Филиппова «Волшебное зерно» и «Конька-Горбунка» Александра Роу. В 1944 году Роу поставил на «Союздетфильме» сказку «Кащей Бессмертный» о том, как богатырь Никита Кожемяка возвращается в родную деревню и обнаруживает на ее месте пепелище – ее сожгли орды Кащея, который похитил Марью Моревну. Фильм вышел на большой экран 27 мая 1945 года.

Одним из важных примеров военного документального кино для детей стала лента «Жила-была девочка» Виктора Эйсымонта. Причем снимать картину о жизни детей в осажденном Ленинграде начали в 1943-м, сразу после снятия блокады. Декорациями служили настоящие виды военного города. Отвлечься же от страшных событий маленьким зрителям помогали приключенческие картины, такие как «Пятнадцатилетний капитан» (1945) Василия Журавлева – экранизация романа Жюля Верна.

В том же году вышли фильмы «Слон и веревочка» Ильи Фрэза и «Здравствуй, Москва» Сергея Юткевича (дебют Георгия Вицина), в 1946-м – «Сын полка» Василия Пронина, поставленный по одноименной повести Валентина Катаева, и «Каменный цветок» Александра Птушко. В 1947 году Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро создали знаменитую черно-белую «Золушку» с блистательными Фаиной Раневской, Эрастом Гариным и Яниной Жеймо. В 1948-м для детей помладше вышла поучительная «Первоклассница» Ильи Фрэза, для подростков и взрослых – тяжелая военная драма Сергея Герасимова «Молодая гвардия», снятая по одноименному роману Александра Фадеева. В том же году «Союздетфильм» превратился в Киностудию имени Горького.

Кадр из фильма «Подкидыш» (1939)
Кадр из фильма «Подкидыш» (1939)

В послевоенные годы в детском кино получила развитие кинопублицистика, среди крупных работ можно назвать фильм «Школьные годы» Арши Ованесовой и Любови Перцовой. А в журнале «Пионерия» появились новые рубрики: «Юные туристы», «Изучай свой край» и «Украсим родину садами». Продолжились съемки игровых картин, так, Александр Птушко в 1952 году снял фильм «Садко», а в 1956-м – «Илью Муромца». В 1955 году Владимир Венгеров экранизировал роман Вениамина Каверина «Два капитана», а Геннадий Казанский в 1956-м – повесть Лазаря Лагина про пионеров, нашедших бутыль с джином, – «Старик Хоттабыч».

В 1950-х для детей много снимали по произведениям Гайдара («Дым в лесу», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «На графских развалинах» и пр.), вышли фильмы Ильи Фрэза по повестям Валентины Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи» и «Отряд Трубачева сражается», комедия Анатолия Граника «Алеша Птицын вырабатывает характер» по сценарию Агнии Барто, приключенческий фильм о пионерах «Кортик» Михаила Швейцера и Владимира Венгерова.

Принципиально новый этап в истории советского кино, в том числе детского, начался с конца 1950-х. В 1959 году при киностудии «Мосфильм» было организовано Объединение детских фильмов. Вскоре оно выпустило дипломную работу Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (1960), дипломную работу Алексея Салтыкова и Александра Митты «Друг мой, Колька!» (1961), «Алые паруса» (1961) Александра Птушко – дебют 16-летней Анастасии Вертинской. Появилось авторское кино, в котором стало меньше морализаторства и больше вопросов, а столкновение между миром детей и миром взрослых порождало драму.

Таковы, к примеру, «А если это любовь?» (1961) Юлия Райзмана, «Сережа» (1960) Георгия Данелии и Игоря Таланкина, «Дикая собака динго» (1962) Юлия Карасика и даже «Иваново детство» (1961) Тарковского. Грань между детским и взрослым кино стиралась, можно ли назвать только детским фильмом «Девочку и эхо» (1965) Арунаса Жебрюниса или «Белый Бим Черное Ухо» Станислава Ростоцкого? Вместе с тем появлялись яркие и легкие сатирические комедии, адресованные одновременно детям и взрослым, такие как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова (1964) и «Айболит-66» Ролана Быкова (1966). Ну а одним из главных детских кинохитов 1960-х стали «Неуловимые мстители» (1966) Эдмонда Кеосаяна – новая версия «Красных дьяволят» Бляхина. Картину настолько хорошо приняли, что режиссеру пришлось снять еще два сиквела: «Новые приключения неуловимых» (1968) и «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» (1971).

С 1960-х в советском детском кино начал активно развиваться научно-фантастический жанр. В 1961 году Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев поставили картину «Человек-амфибия» по одноименному роману Александра Беляева, картина стала лидером советского кинопроката. В 1967-м Евгений Шерстобитов экранизировал роман Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», в 1973-м Ричард Викторов поставил картину «Москва – Кассиопея», а в 1974-м – вторую часть дилогии, «Отроки во Вселенной». В тот же период Андрей Тарковский представил свой «Солярис» (1972) по мотивам романа Станислава Лема и «Сталкера» (1979) по мотивам «Пикника на обочине» братьев Стругацких. Отголосками этой тенденции стали «Приключения Электроника» (1979) Константина Бромберга и суперпопулярная «Гостья из будущего» (1984) Павла Арсенова. Последние два фильма стали также воплощением моды на детские музыкальные фильмы. Здесь стоит вспомнить также «Приключения Буратино» (1975) и «Про Красную Шапочку» (1977) Леонида Нечаева, «Мэри Поппинс, до свидания» (1983) Михаила Квинихидзе, «Чародеев» (1982) Бромберга.

В 1973 году умерли Александр Роу и Александр Птушко, вскоре закрылось и Творческое объединение «Юность» при киностудии «Мосфильм». В 1980-х постепенно угасло научно-фантастическое детское направление в кино – оно требовало слишком много затрат. Ну а в жанр сказки ворвался Марк Захаров со своими печальными притчами скорее для взрослых, чем для детей: «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Убить дракона» (1988).

Если до 1960-х советское детское кино рисовало идеализированный образ ответственного советского школьника, пионера, борца с ложью и хулиганством, строителя великого социалистического будущего, то 1970-е и уже совсем разочарованные 1980-е оставили после себя несколько трагических картин о школе, открывающих теневую сторону детского и подросткового сообщества. Вспомним «Розыгрыш» (1976) Владимира Меньшова, «Чучело» (1983) Ролана Быкова и «Дорогую Елену Сергеевну» (1988) Эльдара Рязанова. С распадом Советского Союза индустрия вступила в глубокий кризис, но классика на то и классика, чтобы быть вечной.