Найти тему
Гармония в семье

Учиться не хочет или как не накосячить с младшими?

Сначала о том, что есть произвольность.

Произвольность – делаю нечто под действием воли, владею собой.

Могу ли сфокусироваться на речи лектора/ могу ли я запомнить конкретный кусочек текста/ могу ли не отвлекаться на телефон?

Изучение детской игровой деятельности показало удивительный парадокс:

функции контроля зарождаются внутри эмоционально-насыщенной деятельности, СВОБОДНОЙ ОТ ПРИНУЖДЕНИЯ!

Удивительно, но бОльшую произвольность, умения фокусировать внимание и запоминать нужную информацию показывают дети, в чьем детстве было максимум свободной игры и минимум включенности в это дело взрослых.

В конце прошлого века был бум развивающих игр. Через игру детей пытались научить новым компетенциям. Однако у подобного веяния нашелся отложенный во времени побочный эффект.

Игры под присмотром, контролем, правилам родителя – привели к тому, что не закладывался внутренний «контролер». Не продумывалась некая собственная система, алгоритм приложения усилий. Который подкреплялся получением удовольствия от самой игры, придумки, разворота сюжета, завершения, чувства гордости за придумку и проч.

Механизм внутренней работы примерно такой:

1) В ролевой игре ребенок придумывает некий образец идеальной игры (хода, сюжета, персонажа, итога)

2) Он стремится к реализации своей задумки

3) Осознанно контролирует все нюансы, собственный вклад. ВНИМАНИЕ! Никто не говорит ему, что надо делать. Он идет по своей задумке.

4) Накладывается эмоциональная яркость: интерес, вовлеченность, возбуждение, приподнятость, нетерпение, восторг, радость

И пазл складывается.

В этот момент закладывается опыт удовлетворения от контролируемой мной работы.

А что мы имеем, когда все идет по правилам другого? Кто-то нами управляет. Кто-то постоянно говорит: «Катенька, не отвлекайся. Мы же с тобой сейчас должны животных расставить в их домики»

Именно в свободной игре закладываются кирпичики на нейро-физическом уровне доброй мотивации действовать, эмоциональной регуляции, контроля

Чем меньше игрушек, тем свободнее игра, больше фантазии будет задействовано. И тогда мы еще развиваем: умение выходить из безвыходной ситуации, креативность.

Свободная игра помогает развивать критичность, координацию различных точек зрения. Опять-таки, если свободной сюжетно-роевой игры нет, а есть только игры по правилам – ход игры один.

Нет возможности оценивать свои поступки и мотивы.

Ситуации, конечно, разные бывают. Но часто встречаю детей (как правило, ребенок первый и единственный), с которым маме в сюжетно-ролевые играть, конечно, не очень хотелось. А вот что-то вместе пособирать, поскладывать. Тихо-спокойно, это за милое дело.

К 5ти годам ребенок становился маминым хвостиком. Играть сам не мог.

Он не умеет направить свое внимание на что-то, не может себя заинтересовать, найти что-то любопытное в обыденном.

Далее, следующим жизненным слоем ложится учеба. Где без произвольности никуда.

И мы приплываем к «не заставить учиться» либо «делать все из-под палки»

Хитрый парадокс развития воли через, казалось бы, абсолютно свободную деятельность! Но она свободная только внешне, а внутри – самоконтроль, самомотивация, координация.

Поэтому важно наличие хобби, спорта. Но главное – чтобы ребенку нравилось. Даже, если вам увлечение кажется бестолковым, есть скрытая сторона. Это крайне важно в детстве, когда идёт активное развитие мозга.

Как у ваших было со свободной сюжетно-ролевой игрой?