Водный пассажирский транспорт в России - ушедшая эпоха.
Речные и морские пассажирские перевозки после развала СССР были признаны убыточными. Лишней тратой средств. А в нулевые произошёл величайший погром пассажирского флота.
Ежегодно уходили в Лету сотни маршрутов, без жалости в металлолом сдавали тысячи ещё пригодных для эксплуатации судов, закрывались предприятия-производители речного флота, самое известное из которых Московский Судостроительный\Судоремонтный завод.
Сейчас на территории Северной Евразии осталось едва ли не пара процентов от былой роскоши, пик которой приходился на 80-е. Как правило, это безальтернативные маршруты на крайнем севере и Дальнем Востоке.
Больше всего от погрома пострадал Центральный регион. Начиная с 90-х планомерно сворачиваются маршруты, а отставленные от работы суда отправляются на вечные стоянки с последующей путёвкой в печи металлургических комбинатов.
На фоне прочих регионов заметно выделяется Ярославская область. Здесь до сих пор развитая маршрутная речная сеть, большой парк транспорта и хорошая периодичность его курсирования. И это не реликт, оставленный "на память" о былых временах, а реально удобная альтернатива привычным автомобилям и автобусам.
Обращаю внимание, что речь идёт о пассажирском движении. Прогулочные, туристические, круизные и иные перевозки не являются пассажирским движением.
Жемчужина Ярославского речного порта - это, конечно, Метеор. Легендарный теплоход из семейства крылатых, силуэт которого сложно спутать с чем-то другим.
Метеор - самое массовое и узнаваемое судно на подводных крыльях в СССР.
Да, метеор! Импозантный внешний вид, 120 человек на борту, комфортабельный салон с баром-буфетом, до 600 километров хода без заправки. И главное - крейсерская скорость - немыслимые для водного транспорта 65 км\ч!
Всего было построено 400 судов этого типа.
Метеор настолько хорош, что являлся одним из немногих продуктов СССР, котирующихся на международном рынке. Так что нынешний президент РФ ошибся в своей знаменитой речи про "калоши", как минимум, потому что был Метеор и аналоги, поставляющиеся в три десятка стран. И не Африку, а вполне себе респектабельные Нидерланды, ФРГ и другой Запад.
Метеор - великое изобретение советского периода.
Метеор - это то изделие, которым стоит гордится и беречь. Но в современной России крылатый флот оказался никому не нужным рудиментом: подавляющее число этих великолепных теплоходов уничтожены. А головной завод производитель скоростных судов едва сводит концы с концами, имея многомиллиардные задолженности [https://www.niann.ru/?id=458512]
В пассажирском сообщении на всю Россию остаётся может быть пару десятков штук Метеоров, которые обслуживают несколько линий.
Скоростная линия до сих пор связывает Ярославль с отдалённым районным центром Брейтово на берегу Рыбинского моря. И, пожалуй, это самый быстрый, удобный, дешёвый и интересный способ связи между данными населёнными пунктами.
Каждый год Метеор до Брейтово норовят отменить. И однажды, осенним днём я проехал по данному маршруту и своими впечатлениями делюсь в этом фоторепортаже.
1. Речной вокзал Брейтово. Выглядит непрезентабельно, но, по крайней мере он работает!
2. У дебаркадера, блестя от утренней росы, стоит "Лягушка" - как называют местные судно, которое должно отвезти меня и ещё нескольких человек в далёкие Ярославль и Рыбинск. Запрыгиваю в последний момент - пришёл аккурат к отправлению.
Кроме Метеора в порту Брейтово только лодки и яхты респектабельных москвичей.
3. Осторожно петляя по узкому здесь фарватеру, судно, наконец, выходит на открытую воду и, поднявшись над водой на полозьях, с рёвом берёт полный ход.
4. Метеор: по воде как по воздуху! Таков смысл изделия. Мы как бы парим над поверхностью воды. Отсюда и скорость, так как трение о поверхность минимально.
5. Я уважаю речной транспорт как явление, но для меня на дальняк он представляется невыносимо скучным.
Другое дело, Метеор - легенда, а скорость - закачаешься! На воде эти 60-70 км\ч ощущаются как все 150 на суше. Обгоним всех, давай фору хоть на час, хоть на два.
Есть открытая палуба.
6. Да и по местам мы плывём (капитаны дальнего хождения традиционно приглашаются в комментарии) весьма неординарным.
Ради создания водохранилища, на рубеже 30-40-х годов в Мологском крае было утоплено под 1000 населённых пунктов, выселено 150 000+ народу, угроблены старинные города Молога и Весьегонск, тысячи кв.км. прекрасной плодороднейшей земли, ликвидирован пасторальный уголок русской жизни.
С одной стороны, теперь здесь могут ходить большие суда и Метеор, есть какая-никакая ГЭС и население больше не мучают паводки. С другой, проблем от моря тоже хватает: загрязнение местности, вымерли осетровые и другая ценная рыба, а из-за огромного массива льда ухудшился климат и сельское хозяйство:
И хотя всё чаще звучат призывы разрушить дамбу и "слить" водоём - заявление является неоднозначным, и едва ли оно будет реализовано.
Проходим аккурат над затопленным городом Молога:
7. Метеор привлекателен не только снаружи, но и внутри!
Кстати, Ярославская область - ближайшее к Москве место, где можно проехаться на легенде, но данный рейс рассчитан не на ездунов - а местных жителей: под вечер из Ярика, ночёвка в Брейтово, утром обратно. По неподтверждённым данным, до нулевых данный маршрут проходил дальше - до Весьегонска.
Рейс ежедневный, хотя почему-то сегодня особой популярностью не пользуется: на всё судно человек десять-пятнадцать, включая команду. Дело в выходном дне (?).
8. На маршруте используется судно из Петрозаводска! Пару лет назад перевозило туристов на знаменитый остров Кижи, тогда же было замечено автором.
Разоблачить пришельца можно также по нестёртым надписям бренда "Хоутел Карелия". Скорее всего перегоняли не своим ходом, а так бы здоровский маршрут вышел: на метеоре из Онеги на Волгу!
В комментариях высказалось предположение, что у Ярославля нет собственного Метеора, и порт берёт в аренду суда всё время в разных местах. Что думаете?
Очень быстро пролетели море. Впереди снова земля, уже виднеется городская застройка Рыбинска.
9. По правому борту на острове знаменитый памятник Мать-Волга, доступ к которому необоснованно закрыт из-за режимной зоны плотины.
На мой взгляд, это один из интереснейших монументов России.
Подробнее в посте:
10. Обогнав круизный теплоход Ленин, подходим к ключевому месту маршрута - шлюз №11. Есть ли вообще где-то во вселенной места, где пассажирский метеор (или любое другое СПК) проходит через шлюз? Точно не на верхней Волге.
11. Сейчас будем опускаться.
А нет, диспетчер посчитал, что всем стоит подождать пустой толкатель, плетущийся в нашу сторону.
Ждём, наверное пол часа, какое там расписание?
12. Опускаемся очень низко. Не успели открыть "ворота", как Метеор, почуяв свободу, снова вынырнул на свежий воздух.
13. Грузовой кластер Рыбинска.
14. Изящный мост-ровесник Метеора!
15. Первая остановка. Рыбинск. Опоздание минут сорок...
16. Любуюсь формами. Как же Метеор хорош - это надо было создать 65 лет назад такой дизайн, который выглядит актуально и современно даже сейчас!
Да, уверен, что до конца света Метеор будет привлекать взгляды своими импозантными футуристичными формами! Настолько это гениальное судно!
17. Надпись у причала:
18. Для меня Рыбинск - конечная. Провожаю лягушонка.
19. Отправляюсь до другого причала, на окраине города.
Рыбинск - очень приятный город. Наверное, лучший на Ярославщине.
20. Пересадка на пассажирский теплоход, следующий до острова Юршинский. Единственного населённого острова Рыбинского моря.
Продолжение предполагается.
Спасибо за внимание.
Редкая рубрика Речной путь: