Это в нашем современном представлении вера есть вера, а знание есть знание, и мудрые богословы предпочитают не доказывать бытие Бога, а лишь указывать, что вера не требует рациональных доказательств.
Можно сказать, что даже такое отступление богословия есть убедительная победа атеизма. Ведь такой расклад был не всегда.
В эпоху Фомы Аквинского сама вера была частью философии, рационального мышления и свидетельством благоразумия, основанного на очевидном ряде признанных доказательств. «Безбожник», даже если и случался, был покаран не только сожжением на костре, но и всеобщим презрением, признанием его идиотом.
Здесь возвращаюсь к предыдущему материалу «О «доказательствах» бытия Бога». Начиная с античности, выстроилось твердое убеждение о необходимости перводвигателя. И это, как ни казалось бы странным, связано с осознанием человеком своего могущества, как создателя вещей и творца движений. Это человек воздвигал храмы, жилища, строил дороги, поднимал камни по наклонной плоскости, толкал тачку, заставлял в нужном направлении перемещаться, приученных им животных.
То есть все создается и приводится в движение только разумом, мыслящим существом. Однако в окружающем мире есть деревья, животные, вулканы, волны и ветры. И это все не человек создал и не человек толкнул. Рациональная мысль приводит к утверждению, что есть нечто с преобладающим разумом и могучей силой, что создало этот мир и привело в движение.
Других знаний у человека еще не было и поэтому закрепилось в учении Аристотеля так же твердо как век назад закрепился другой взгляд в учении Ньютона, а в наши дни с такой же авторитетностью — в учении Эйнштейна. То есть Аристотель и Фома Аквинский были хранителями авторитетнейшего взгляда, который никто из современников не мог преодолеть. И причиной их авторитета был уровень техники, объем знаний и выгоды правящего класса, пусть даже он их и не осознавал рационально.
Однако «безбожники» все-таки случались, хотя их трудно отнести с полной определенности к атеистам в современном понимании. С большей вероятностью они были деистами или кем-то подобным. Деизм обозначает безразличного Бога. Он мир создал, толкнул и больше не обращает на него внимания. Другой вариант — это претензии к несовершенному миру. Каким образом совершенное существо могло создать мир с неравенством, несправедливостью, голодом, болезнями, страданиями, природными катаклизмами. Это не безбожие как таковое, а моральные претензии к высшему существу, чем и сегодня слабые ненаучные атеисты пытаются аргументировать и заслуженно получают по зубам от научившихся парировать данный аргумент богословов.
Однако, нужно назвать и имена, а так же социальное положение некоторых первых атеистов.
Нигде так быстро не разрушается святость, как внутри организации, которая призвана ее поддерживать. И поэтому самыми первыми известными безбожниками были монахи Якопо Фьяменги и Франческо Кальканьо. Это XIII век, то есть самая середина и вершина средневековья. Предположить, чем руководствовались эти люди трудно, потому что они не оставили после себе ничего, кроме показаний суду инквизиции.
Другой довольно заинтересованной линией против христианства выступила нарождающаяся буржуазия: купец Дурандус де Ольмейра и ростовшик Угуццоне деи Татталисина. Первый заявил, что прибыль лучше добродетели, что он пытался быть последовательным христианином, но за это ничего не получил, а потом перестал им быть и ничего плохого не случилось. Татталисина утверждал, что нет другого мира кроме этого, а крест можно сделать из скамейки. Но и в данном случае не было никакого учения. Все что мы знаем об этих людях — это доносы и их собственные показания.
Постепенно к XVI веку развивается мысль, что Библия — это инструмент социального контроля.
Я бы заметил, что этот взгляд наиболее рано появился в Италии, где на фоне очень ранних капиталистических отношений развивалось возрождение и поиски приводили к открытию древних книг, например, эпикурейца Лукреция Кара. Последовательно, появлялись рукописи и заявления Томаса Семера, Лоренцо Валлы, Джулио Ванини, Паоло Сарпи и, наконец, польского вольнодумца Казимира Лыщинского.
В целом, все они внесли серьезный вклад в будущий научный атеизм и боролись с организованной религией, но в данный момент трудно сказать, что это именно они были первыми атеистами. Они боролись с католическим христианством, но можно ли сказать, что при этом не были мистиками, не признавали учение о перводвигателе?
Замечу, что аналогичные взгляды даже гораздо раньше появлялись в Китае, у иудеев, у арабских мыслителей. Но, видимо, такой рассказ требует отдельного текста или видео.
В данный момент необходимо подчеркнуть, что революционные аргументы для атеизма появились лишь на основании учений английских материалистов, Галилея, Декарта и Дарвина, хотя сами они продолжали верить в Бога. И это уже другая история...