Найти тему
Билет в СССР

“Адмирал Нахимов”. Аист сел на мачту. Плохая примета. "Ты толстая, и плот потонет, если ты заберешься”

Цемесская бухта. Новороссийск. Здесь, в четырех километрах от берега, на глубине 47 метров, завалившись на правый борт, лежит круизный лайнер “Адмирал Нахимов”.
Туристы готовы платить большие деньги за возможность осмотреть место самой страшной черноморской катастрофы. Моряки говорят, что нырять к затонувшему лайнеру, на котором остались погибшие - это все равно, что водить туристов на кладбище с кирками и лопатами.
Но дайверы проводят здесь весь купальный сезон, за исключением одного дня. 31 августа.

Вечером 31 августа 1986 года пассажирский пароход “Адмирал Нахимов” готовился к отплытию из порта Новороссийск. На его борту 897 пассажиров и 346 членов экипажа. Никто не мог предположить, что не все они доживут до рассвета. Для многих этот рейс окажется роковым.

Пароход "Адмирал Нахимов" в Новороссийске. 31 августа 1986 года
Пароход "Адмирал Нахимов" в Новороссийске. 31 августа 1986 года
-Я предчувствовал, что что-то будет. Перед этим происшествием все спасательные круги покрасили. Но предчувствие того, что что-то будет, не покидало. Еще одна нехорошая примета: аист сел на мачту. Сколько я плавал, никогда не видел, чтобы аист садился на мачту.
Вильям Лобода. Боцман.

-А перед этим мне два раза снилось, что пароход утонул, а я на берегу. Снится мне, что я в Сочи. Вода чистая-чистая, а пароход утонул. А я стою на берегу.
А еще приснилось, что крыса по канату сошла на берег.
Зинаида Марчук. Кастелянша.

Катать своих пассажиров по морям и океанам “Адмирал Нахимов” начал в конце 50-х. В то время он считался гордостью Черноморского флота и даже возил иностранных туристов. Но с годами “Нахимов” перестал отвечать международным нормам безопасности и комфорта. По этой причине его перестали пускать за границу.

А для перевозки советских граждан, по мнению чиновников, он вполне годился.

Очень скоро этот пароход превратился в место для практикантов и штрафников. Сюда ссылали за пьянку и прочие провинности. За девять последних лет на пароходе сменилось девять капитанов.

Капитан Марков был последним, десятым. В архивах сохранились материалы его личного дела. Марков считался одним из лучших судоводителей Черноморского флота. Было время, не вылезал из-за границы.

Но в 1984 году его обвинили в присвоении 9 тысяч фунтов стерлингов. Кроме того, на теплоходе “Леонид Брежнев”, где он был капитаном, открылась большая недостача продуктов. За это Маркова и сослали на судно штрафников “Адмирал Нахимов”.

Как это не печально, но штрафниками не становятся просто так.

"Адмирал Нахимов" у причала в городском порту Сухуми. 20 июля 1965 года
"Адмирал Нахимов" у причала в городском порту Сухуми. 20 июля 1965 года
Из воспоминаний боцмана: “Когда я пришел, я неделю не мог помшкипера вытащить из каюты. Он пьяный был весь рейс.

-Был случай, когда Новый год встречали и судно крутилось на одном месте. Тогда даже матросы понапивались на вахте. Представляете? Несколько раз было, что на мель садились.
Раиса Фирсова. Повар.

Но пассажиры обо всех этих проблемах не знали. Они считали, что им очень повезло. Круиз Одесса-Ялта-Новороссийск-Сочи-Батуми и обратно до Одессы очень котировался среди советских граждан. Заграничные курорты в то время были недоступны. Миллионы людей летом устремлялись на Черноморское побережье Кавказа и Крыма.

Достать путевку в горящий сезон было очень трудно. Их распределяли через профсоюзы, и лишь небольшая часть поступала в свободную продажу.

За пару минут до отплытия некоторые пассажиры стали свидетелями, как по трапу поднялась пожилая, красиво одетая пара. Это был начальник Одесского управления КГБ генерал Крикунов с женой, дочерью и внуком. Им была предоставлена каюта люкс из капитанского резерва.

Видимо, штрафник Марков рассчитывал за время круиза наладить добрые отношения с начальником местной Госбезопасности.

Ровно в 22:00 “Нахимов” отошел от причала. В каютах нижних палуб, невзирая на правила безопасности, тут же распахнулись иллюминаторы. На старом “Нахимове” вентиляционная система работала плохо. В музыкальном салоне началась дискотека, начали работу бары и рестораны. В кинозале ждали фильм “Я любил вас больше жизни”. Кто-то готовился ко сну, кто-то укладывал детей.

Среди пассажиров было и четырнадцать пар новобрачных, которые отправились в свадебное путешествие.

В 22:20 капитан Марков принял первое сообщение из берега.
-“Адмирал Нахимов. Как слышите меня?
-Слышу хорошо.
-Вам навстречу курсом 58 градусов, скоростью 12 узлов движется сухогруз “Петр Васев”. Им рекомендовано вас пропустить.
-Вас понял.

В 23:10 объявили последнюю песню.

За громкой музыкой мало кто слышал тревожные гудки сухогруза. А кто услышал, тот ничего не понял.

“Мы услышали гудки и увидели идущее на нас судно. Я еще глупо пошутила: “Сейчас этот Петр Васев” нас поцелует. И в следующий момент произошел удар”.
Воспоминания пассажирки.

“Мы идем по ходу. Вдруг справа на большой скорости вырастает какой-то громадный объект и “ба-бах!” От удара я отлетел в бассейн. Танцующие упали друг на друга.
Вагиф Асланов. Музыкант.

Часы на “Нахимове” показывали 23:12. Удар пришелся в правый борт, прямо в машинное отделение. “Нахимов” еще продолжал двигаться. Но сухогруз разорвал его обшивку.

Тонны воды хлынули в пробоину. За полминуты машинное отделение было затоплено. “Нахимов” накренился в сторону пробоины, и лавины воды устремились в открытые иллюминаторы кают нижних палуб.

“Свет погас, и началась суматоха. Мы побежали в каюту, чтобы узнать, в чем дело. Кто-то бежал с чемоданом, кто-то кричал: “Всем на шлюпочную палубу!”
Раиса Фирсова. Повар.

На “Нахимове” было восемь палуб. В самом низу машинное отделение и грузовой отсек. Над ними каюты для экипажей, пассажиров низшего класса. Шлюпки на верхней шлюпочной палубе. Главное: добраться до них и спустить на воду. Места в шлюпках хватит всем, а значит, все останутся живы.

Рядом спасительные огни Новороссийска. Но судно кренится на правый борт. Через минуту после удара становится ясно, что шлюпки на воду спустить невозможно. А до берега четыре километра. Даже тренированному пловцу вряд ли добраться.

Именно в этот страшный момент в людях сработал инстинкт самосохранения. Герои вдруг превратились в трусов, сильные - в слабых. Незаметные - в героев.

“Я увидел, как с палубной застройки стали выскакивать члены экипажа в спасательных жилетах и прыгать в воду с правого борта. Пассажиры тоже бросились за жилетами. И на правый борт".
"На верхней палубе я увидела какого-то матроса. Он застегивал на себе спасательный жилет. Я спросила: “Что делать?” Он ничего не ответил. У него в руках был второй жилет, и я умоляла дать его мне, но матрос ответил, что у меня в каюте должен быть свой. Спускаться в каюту было уже поздно.
Из показаний пассажиров.

Боцман Лобода с четырьмя матросами остался на палубе. По его команде они сталкивали за борт надувные спасательные плоты. На пароходе их 32. Самые большие вмещают 20 человек. Остальные значительно меньше.

Понятно, места всем не хватит, но кто-то спасется. Позже выяснится, что благодаря этим плотам спаслось около 500 человек.

Прошло две минуты после столкновения. Затопило генераторы, погас свет. Почти сразу включилось аварийное освещение, но через минуту погасло и оно.

В этот момент музыкант Вагиф бросился на нижнюю палубу, чтобы найти свою жену, которая работала на судне кассиром.

-Побежал в бухгалтерию, ее там не оказалось. Потом в свою каюту. Она была открыта, но никого не было. А оказалось, что Софья, положив 17 тысяч рублей в сейф, побежала искать меня. (Они встретятся на берегу. Жена тоже спаслась).
Я пытался образумить своего друга барабанщика Юру. Я залетел в каюту, взял жилет, смотрю, он стоит и крутит тумблер телевизора: -Юра! Ты что? Сдурел?
-Вагиф, не паникуй. Сейчас спасатели придут, нас спасут.
-Идем! - схватил его за руку, выхожу. Там винтовая лестница наверх и людей поменьше.
Только добежали до лестницы, он выдергивает руку: -Вагиф я партбилет забыл! - Вырвался и убежал. И все. Потом его нашли с разбитой головой.
Вагиф Асланов. Музыкант

Через четыре минуты после столкновения судно еще больше завалилось на правый борт. Толпа в панике устремилась на левый борт. Позднее уцелевшие будут рассказывать, как они ждали от капитана и экипажа хоть каких-то команд. Но команд не было.

-Тот, кто должен был командовать, уже давным-давно был на плоту. Был старший пассажирский помощник. Он должен был организовать это дело.
Вильям Лобода. Боцман.

-Я знаю, что старший пассажирский помощник был с любовницей на судне. Он ее бросил, побежал в каюту, взял документы, деньги и сам прыгнул в воду и залез на плот. Он отпихивал людей, чтобы не переполнить.
Бухгалтеру Соне он не давал забраться на плот: “Ты толстая, и плот потонет, если ты заберешься”.
Раиса Фирсова. Повар.

А Таня Федорова, молоденькая девушка из пассажирской службы до последнего стояла, раздавала жилеты, а сама не успела спастись.

Вера Федорчук, бортпроводница, которой было всего 28 лет, зная, что в каютах закрыты дети, а родители не могут найти ключи, бросилась искать запасные. Но в момент удара отсек, где висели ключи, упал, и все ключи потерялись в суматохе. Веру нашли с ключами, крепко зажатыми в руке. Она до последнего пыталась спасти детей.

Библиотекарь Таня Дымкова отдала свой жилет женщине с ребенком, хотя сама не умела плавать.

Через 6 минут после столкновения обезумевшая толпа в полной темноте металась по судну. Давя друг друга, они застревали в узких коридорах.

Корабль был уже почти в вертикальном положении.

Я схватилась за оградительную решетку. За нее уцепилось еще много людей, и она стала ломаться под нашей тяжестью. Какой-то мужчина лет тридцати стал бить меня по рукам и голове, чтобы сбросить в воду и уменьшить нагрузку. Потом в воде я видела, как он отобрал у какой-то женщины спасательный жилет.
Из показаний пассажиров.

Прыгнув воду, экипаж знал точно, куда надо плыть: подальше от судна. От резкого перепада температур в машинном отделении мог взорваться котел. Но оказалось, что ребята, которые работали в котельном отделении, успели его заглушить. Ценой своей жизни. Из котельного отделения никто не вышел. С ними был и главный механик Игорь Дегтярев, и старший помощник капитана Александр Маглыш.

Их найдут спустя 10 дней.

Через 8 минут после столкновения пароход “Адмирал Нахимов”, в последний раз вспыхнув трубами, ушел под воду, утащив всех, кто застрял в каютах и коридорах. И тех, кто попал в воронку образовавшегося водоворота.

Но казалось, что морю мало жертв. В этот момент срывается шквальный ветер и начинается 4-х балльный шторм. Барахтающиеся в воде люди видели силуэт огромного корабля, протаранившего “Адмирал Нахимов”.

Они плыли к нему. Но забраться на 6-метровый борт не было возможности. С сухогруза бросали спасательные круги, жилеты и спустили шлюпку. Больше на “Васеве” шлюпок не было.

-“Васев” начал разворачиваться и побил плоты. Люди опять оказались в воде. Несколько мужчин точно забрались на борт “Васева” и стали кидать круги. Этими кругами несколько человек тоже побили. Они же тяжелые, а их прямо на головы кидали.
Видя такое дело, мы перестали грести к “Васеву”.
Раиса Фирсова. Повар.
Сухогруз "Петр Васев" после столкновения с "Адмиралом Нахимовым", 1986 год
Сухогруз "Петр Васев" после столкновения с "Адмиралом Нахимовым", 1986 год

Первый сигнал о бедствии поступил в Новороссийск в 23:12. Точно в момент столкновения судов. И пришел он не с “Нахимова” или “Васева”. И даже не от пограничников, наблюдавших за трагедией в бинокли. Он пришел с борта маленького лоцманского катера, по воле случая оказавшегося рядом.

Начальник Новороссийского порта Георгий Попов взял на себя операцию по спасению людей. Отдавать указания и действовать за пределами порта он не имел права. Но в тот страшный момент он наплевал на права. Все суда, какие только были в его распоряжении: рыбацкие и лоцманские катера, буксиры, он отправил к месту трагедии. Вслед за ними отправились и три пограничных быстроходных катера.

Чтобы добраться до места в условиях шторма, нужно полтора часа. Смогут ли тонущие продержаться столько? По тревоге подняли и курсантов мореходного училища. Только спустя полтора часа, как “Адмирал Нахимов” ушел под воду, к месту трагедии прибыли первые суда.

Волны и ветер затрудняли видимость. Но портовики Новороссийска подняли из воды 575 человек. Еще 162 человека взяли на борт пограничники.

Позже эту операцию по спасению нахимовцев назовут уникальной. Она заняла всего 80 минут. При шквальном ветре в ночное время условия были крайне тяжелыми.

О том, что произошло, предстояло выяснить старшему следователю по особо важным делам Генеральной прокуратуры России Борису Уварову и Генеральному прокурору России.

Предстояло выяснить, как при хорошей видимости в открытом море могли столкнуться два судна. На обоих опытные и непьющие капитаны. И почему огромный пассажирский пароход затонул всего за восемь минут.

Версии были разные: диверсия, природные условия и даже влияние мистических сил.

На самом деле все обстояло иначе. Получив сообщение о приближении “Нахимова” и рекомендацию уступить дорогу, капитан сухогруза “Петр Васев” Виктор Ткаченко занял капитанское место и, как положено, принял на себя управление судном. По правилам судовождения, уступать дорогу должен был не он, а выходящий из порта пароход. Но на практике грузовые суда часто уступали пассажирским.

В 22:59 капитан “Адмирала Нахимова” Марков бросил последний взгляд на приближающийся сухогруз, который шел, не снижая скорости, и до него оставалось километров десять. По уставу в такой ситуации командир не может покинуть свой пост.

Но Марков передал управление вахтенному помощнику Чудновскому и ушел к себе в каюту. Чудновский десятки раз выводил “Нахимов” из акватории Новороссийска. Опытные моряки пренебрежительно отзывались о его способностях судоводителя. Но Чудновский был парторгом парохода. Между штрафником Марковым и Чудновским сложились не самые лучшие взаимоотношения.

-Марков, видя серьезность ситуации, оставил парторга наедине с опасностью: “Посмотрим, как ты с ней справишься”. Вот и посмотрели.
Борис Уваров. Старший следователь по особо важным делам.

Приняв вахту, Чудновский забеспокоился. Расстояние быстро сокращалось. А на “Васеве” все не снижали скорость. Нервничая, Чудновский начинает бестолково поворачивать корабль, усугубляя ситуацию.

Капитан “Васева” Ткаченко о маневрах Чудновского не знал. Он не смотрел на пароход, а смотрел только на приборы, а те показывали, что его сухогруз пройдет за кормой “Нахимова”. Действительно, если бы параметры движения “Нахимова” не менялись, то он успевал пройти. Они должны были разминуться в километре друг от друга.

За семь минут Ткаченко, наконец, оторвал взгляд от приборов и увидел быстро приближающийся пароход. И тут опытный Ткаченко совершил ошибку. Ее зафиксировала сохранившаяся лента реверса.

Надо было резко сбавить ход, но он замедлял ход плавно. Лишь за две минуты до столкновения он скомандовал: “Полный назад”. Но груженый доверху сухогруз не послушался своего капитана и по инерции продолжал движение вперед. Услышав гудки “Васева”, капитан Марков выскочил на мостик. У него было 2-3 минуты, чтобы дать необходимые команды пассажирам и послать сигнал SOS.

Но Марков растерялся и вовремя не оценил ситуацию.

В тот момент, когда от капитана зависели тысячи жизней, он выяснял отношения с Чудновским, а потом послал матроса в люкс-каюту предупредить об опасности семью начальника Одесского КГБ.

Кстати, генерал матросу не поверил. Он не понимал ситуацию и ответил: "Что вы тут паникуете, если бы что-то случилось, мне бы уже позвонили". Вся его семья погибла.

Пробоина размером до тридцати метров хотя и была гибельна для судна, но не означала обязательную гибель сотен людей. Машинное отделение и нижняя палуба были поделены на 13 отсеков. В случае затопления нескольких остальные должны были оставаться изолированными и держать судно на плаву.

Отсеки закрываются водонепроницаемыми клинкетными дверьми. По расчетам, если бы клинкетные двери были закрыты, судно тонуло бы сутки. Но клинкетные двери в нарушение правил оказались открытыми. Чтобы закрыть их, нужно было только нажать на кнопку в штурманской рубке.

Открытые на нижней палубе иллюминаторы еще больше усугубили ситуацию.

Когда стало ясно, что судно идет ко дну, Чудновский зашел в свою каюту и запер дверь изнутри.

В ту ночь в больницах Новороссийска экстренным образом освобождали места. У большинства пострадавших: пневмония от переохлаждения, травмы, нервно-психические расстройства от потери близких и ужаса. Среди доставленных почти не было детей. Из 25 детей до 15 лет в живых осталось шестеро. Погибло и большинство молодоженов.

Была темная августовская ночь. К нам в гостиницу стали привозить людей. Голых, грязных, в мазуте, краске, с горящими глазами. На них страшно было смотреть. Некоторые вообще собой не владели. Мы их обматывали простынями, смывали с них мазут. Они ничего не понимали: ни где они находятся, ни что происходит.
Элеонора Паршина. Горничная гостиницы “Новороссийск”.

Пройдет время, и сотрудники гостиницы начнут получать письма благодарности от пострадавших за их невероятную душевную теплоту, которую они получили от совершенно незнакомых людей.

К трем утра к порту были доставлены все спасенные. Всего 820 человек. Из 1243-х. Поиски погибших прекратили 15 сентября, после того, как в лабиринте парохода погибли двое военных водолазов. Но еще две недели вокруг места катастрофы кружили вертолеты.

Капитанов Маркова и Ткаченко арестовали 2 сентября. 13 сентября в камере следственного изолятора Ткаченко впал в невменяемое состояние. Поначалу он держался, храбрился, а когда узнал, что погибло более 400 человек, в том числе дети, сломался.

Теплоход "Берлин"
Теплоход "Берлин"

По сей день существует мнение, что гибель “Адмирала Нахимова” была обусловлена старостью судна.

Корабль был построен в 1925 году в Германии и назван “Берлин”. В войну его использовали для перевозки грузов, солдат и как плавучий госпиталь. Потом он попал под бомбежки и затонул. Его подняли со дна Балтийского моря и по репарации передали Советскому Союзу.

В 50-е отремонтировали и приспособили для нужд пассажирского флота, переименовав в “Адмирал Нахимов”. На момент аварии пароходу исполнился 61 год.

Ни старость судна, ни рок оказались не при чем. Всему виной, как принято говорить, человеческий фактор. От руководителя следственной бригады Бориса Уварова требовали немедленного завершения расследования и обвинении капитанов в умышленном убийстве многих людей, что означало высшую меру.

Уваров рисковал карьерой, но на такое обвинение не пошел: “Им никак не клеилась 102-я. Потому что оба капитана предпринимали меры, хоть и запоздалые”.

Суд над капитанами прошел в Одессе. Чтобы уберечь капитанов от возбужденной толпы, их поместили за стеклянной перегородкой. Обоим дали по 15 лет.

Бывшие капитаны Вадим Марков (справа) и Виктор Ткаченко (слева) в суде
Бывшие капитаны Вадим Марков (справа) и Виктор Ткаченко (слева) в суде

Спустя 6 лет по настоятельным просьбам капитанских клубов их помилуют. Марков получит место капитана-наставника. (Умер в 2007 году).

А Виктор Ткаченко, взяв себе фамилию жены, вместе с семьей уехал в Израиль. Говорят, не мог людям в глаза смотреть. Всем выжившим членам экипажа в качестве компенсации разрешили работать на зарубежных рейсах. Только многие плавать больше не могли. Боялись.

И по сей день “Адмирал Нахимов” не отпускает от себя оставшихся в живых. Каждый год 31 августа из Одессы выезжает автобус. Те, кто выжил и кто потерял своих родных, едут в Новороссийск на место катастрофы. С каждым годом их становится все меньше.

_________________

8 сентября 2003 года у берегов Канады потерпела крушение яхта, направлявшаяся из Бостона в Европу. Волны вынесли на берег тела трех членов команды. Среди погибших был и капитан яхты, гражданин Израиля Виктор Тальор. Его настоящее имя Виктор Ткаченко.

-6

Дорогие читатели, благодарю за внимание. Желаю здоровья, мира, добра в ваших семьях. С любовью к вам.