Медея: та, которая придумала прыгать в котел задолго до Царь-девицы

Почти 200 лет назад, в 1830-х годах, студент Императорского Санкт-Петербургского университета Петр Ершов написал свою знаменитую сказку «Конек-Горбунок».

Пересказывать сюжет не буду, вы все и так его знаете. Я тоже знаю и очень люблю ершовскую сказку, так что многие части помню наизусть с детства.

А угадаете, какой эпизод больше остальных впечатлил меня, тогда еще ребенка?

Финал! Финал, в котором прекрасная Царь-девица предлагает царю омолодиться вот таким вот хитрым способом:

Царь-девица говорит:
«Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
Слушай: завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй — водой вареной,
А последний — молоком,
Вскипятя его ключом.
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться, —
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде вареной,
А потом еще в студеной,
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!»
(П. Ершов, «Конек-Горбунок»)

В итоге Иванушка выполнил задание первым и превратился в красавца, а вот глупому и навязчивому царю, как и положено в сказке, досталось поделом: он «бух в котел — и там сварился».

Вот они — три котла. Фото — стоп-кадр из к/ф «Конек-Горбунок» (2021)
Вот они — три котла. Фото — стоп-кадр из к/ф «Конек-Горбунок» (2021)

Недавно я дочитала «Конька-Горбунка» уже своей дочке, а с вами, дорогой читатель, хочу поделиться размышлениями насчет того, откуда же Ершов мог почерпнуть идею с экстремальным омоложением.

Предыстория

Мотив купания в котле встречался в культуре задолго до Ершова. Ну, как минимум однажды, в античные времена, когда древнеримский поэт Овидий в своих «Метаморфозах» описал историю Медеи.

Медея — мифическая царевна, дочь правителя Колхиды, жена аргонавта Ясона, волшебница.

Медея. Фрагмент одноименной картины Ф. Сэндиса (ок. 1866-1868)
Медея. Фрагмент одноименной картины Ф. Сэндиса (ок. 1866-1868)

Именно она помогла Ясону добыть золотое руно, а взамен попросила героя взять ее в жены. Дальше они бежали из Колхиды, преодолели много трудностей, но вот оказались на родине Ясона, в городе Иолке.

Их ждала неприятная весть: давно захвативший в Иолке власть Пелий, дядя Ясона, этой властью делиться не собирался. Даже с тем, кто привез для него золотое руно!

Тогда Ясон собрался мстить коварному узурпатору, и тут ему на помощь снова пришла верная жена. И вот тут-то она поступает очень даже схоже с Царь-девицей.

История мести

Престарелый отец Ясона, Эсон, узнал о способностях Медеи и попросил невестку вернуть ему силы и молодость.

Девушка, бесконечно влюбленная в Ясона, не смогла отказать его родителю и принялась за дело: дождалась полнолуния, вышла на распутье, произнесла заклятье и сварила огромный котел зелья.

Сначала она помешала зелье сухой палкой, и та покрылась зелеными листьями. Затем опробовала его на растениях: полила полузавядшие цветы, и те ожили. А уж потом, по одной из версий, искупала в котле дремавшего Эсона, а по другой, более жестокой, наполнила этим зельем его вены, предварительно выпустив старую кровь.

Как бы там ни было, все получилось: Эсон очнулся бодрым, полным энергии и сил молодцом. Совсем как наш Иванушка, правда?

Но причем тут месть Пелию, спросите вы?

А вот причем. После, скажем так, удачного «тест-драйва» Медея приступила к осуществлению главной цели.

Она похвасталась омоложением Эсона царевнам, дочерям Пелия. Чтобы убедить наверняка, прямо перед их глазами она заколола барашка и искупала его в котле с зельем. Стоило ему резво, целым и невредимым, выпрыгнуть на землю, как царевны сдались и попросили, чтобы то же самое волшебница провернула с их отцом.

Медея оживляет барашка. Рисунок на этрусской вазе
Медея оживляет барашка. Рисунок на этрусской вазе

Медея начала действовать по уже проверенному сценарию, но... чуда не случилось. Заколотый дочерьми Пелий не то что не помолодел, он не ожил. Зелье не сработало — так же, как не омолодила кипящая вода царя из «Конька-Горбунка».

Другие версии

Конечно, у меня нет доказательств, что именно этим мифом Петр Ершов вдохновлялся при сочинении своей сказки. В конце концов, ему легче было взять материал из нашего фольклора с его живой и мертвой водой. Или из преданий о молочных ваннах, которые сохраняли красоту Клеопатре.

И тем не менее версия с обращением к легенде о Медее кажется мне вполне себе имеющей место. Тем более это далеко не единственный случай, когда сюжеты относительно современных волшебных сказок можно найти в куда более древних историях.

Согласны?

К слову, о том, почему Медею можно считать первой сказочной царевной, я писала в своем Телеграм-канале. Прочитать пост>>>

Буду рада, если вы останетесь на моем канале.

Здесь много всего интересного и полезного из сказкотерапии, арт-терапии и культурологии. Например: