Почти 200 лет назад, в 1830-х годах, студент Императорского Санкт-Петербургского университета Петр Ершов написал свою знаменитую сказку «Конек-Горбунок».
Пересказывать сюжет не буду, вы все и так его знаете. Я тоже знаю и очень люблю ершовскую сказку, так что многие части помню наизусть с детства.
А угадаете, какой эпизод больше остальных впечатлил меня, тогда еще ребенка?
Финал! Финал, в котором прекрасная Царь-девица предлагает царю омолодиться вот таким вот хитрым способом:
Царь-девица говорит:
«Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
Слушай: завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй — водой вареной,
А последний — молоком,
Вскипятя его ключом.
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться, —
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде вареной,
А потом еще в студеной,
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!»
(П. Ершов, «Конек-Горбунок»)
В итоге Иванушка выполнил задание первым и превратился в красавца, а вот глупому и навязчивому царю, как и положено в сказке, досталось поделом: он «бух в котел — и там сварился».
Недавно я дочитала «Конька-Горбунка» уже своей дочке, а с вами, дорогой читатель, хочу поделиться размышлениями насчет того, откуда же Ершов мог почерпнуть идею с экстремальным омоложением.
Предыстория
Мотив купания в котле встречался в культуре задолго до Ершова. Ну, как минимум однажды, в античные времена, когда древнеримский поэт Овидий в своих «Метаморфозах» описал историю Медеи.
Медея — мифическая царевна, дочь правителя Колхиды, жена аргонавта Ясона, волшебница.
Именно она помогла Ясону добыть золотое руно, а взамен попросила героя взять ее в жены. Дальше они бежали из Колхиды, преодолели много трудностей, но вот оказались на родине Ясона, в городе Иолке.
Их ждала неприятная весть: давно захвативший в Иолке власть Пелий, дядя Ясона, этой властью делиться не собирался. Даже с тем, кто привез для него золотое руно!
Тогда Ясон собрался мстить коварному узурпатору, и тут ему на помощь снова пришла верная жена. И вот тут-то она поступает очень даже схоже с Царь-девицей.
История мести
Престарелый отец Ясона, Эсон, узнал о способностях Медеи и попросил невестку вернуть ему силы и молодость.
Девушка, бесконечно влюбленная в Ясона, не смогла отказать его родителю и принялась за дело: дождалась полнолуния, вышла на распутье, произнесла заклятье и сварила огромный котел зелья.
Сначала она помешала зелье сухой палкой, и та покрылась зелеными листьями. Затем опробовала его на растениях: полила полузавядшие цветы, и те ожили. А уж потом, по одной из версий, искупала в котле дремавшего Эсона, а по другой, более жестокой, наполнила этим зельем его вены, предварительно выпустив старую кровь.
Как бы там ни было, все получилось: Эсон очнулся бодрым, полным энергии и сил молодцом. Совсем как наш Иванушка, правда?
Но причем тут месть Пелию, спросите вы?
А вот причем. После, скажем так, удачного «тест-драйва» Медея приступила к осуществлению главной цели.
Она похвасталась омоложением Эсона царевнам, дочерям Пелия. Чтобы убедить наверняка, прямо перед их глазами она заколола барашка и искупала его в котле с зельем. Стоило ему резво, целым и невредимым, выпрыгнуть на землю, как царевны сдались и попросили, чтобы то же самое волшебница провернула с их отцом.
Медея начала действовать по уже проверенному сценарию, но... чуда не случилось. Заколотый дочерьми Пелий не то что не помолодел, он не ожил. Зелье не сработало — так же, как не омолодила кипящая вода царя из «Конька-Горбунка».
Другие версии
Конечно, у меня нет доказательств, что именно этим мифом Петр Ершов вдохновлялся при сочинении своей сказки. В конце концов, ему легче было взять материал из нашего фольклора с его живой и мертвой водой. Или из преданий о молочных ваннах, которые сохраняли красоту Клеопатре.
И тем не менее версия с обращением к легенде о Медее кажется мне вполне себе имеющей место. Тем более это далеко не единственный случай, когда сюжеты относительно современных волшебных сказок можно найти в куда более древних историях.
Согласны?
К слову, о том, почему Медею можно считать первой сказочной царевной, я писала в своем Телеграм-канале. Прочитать пост>>>
Буду рада, если вы останетесь на моем канале.
Здесь много всего интересного и полезного из сказкотерапии, арт-терапии и культурологии. Например: