Всем добрый день! Давайте мы, наконец, немного продвинемся по букве "И" и сегодня вспомним Ижевск. Знаменитый поезд "Италмас". Кстати, а вы знаете, что означает это слово? Оно многозначное и, по крайней мере, два его значения напрямую связаны с Удмуртией.
Во-первых, это цветок - купальница европейская. Он является одним из символов Удмуртии.
Вообще у нас в Прибайкалье их называют жарки, но они гораздо более насыщенного оранжевого цвета.
Во-вторых, это удмуртское женское имя. В местном искусстве есть и поэма о трагической судьбе девушки по имени Италмас. А затем по этой поэме был еще и балет поставлен. Мы же переносимся в год первого полета человека в космос и наблюдаем в Ижевске поезд № 73/74 сообщением естественно Ижевск-Москва. Отправлялся он из столицы Удмуртии в 11:50, а в 12:15 прибывал в Москву. Время в пути соответственно 24 часа 25 минут. Следовал через Агрыз и Казань. Ну а у нас фото очередного шедевра железнодорожной архитектуры:
Кроме того, было еще несколько поездов. В частности, это:
- № 93/94 Ижевск-Янаул. Отправлялся он из Ижевска в 19:10, останавливался на станциях Лудзя (в справочнике 1961 года у нее было написание через ю(, Юски, Агрыз и прибывал в Янаул в 23:55;
То есть, если я правильно понимаю, то поезд на этом небольшом в общем-то отрезке следовал по территории трёх регионов: Удмуртии, Татарстана и Башкирии.
- № 87/88 Яр-Ижевск. И это совсем другое направление.
Яр - это территория Удмуртии, поселок на линии Киров-Пермь, расположенный западнее известных станций Балезино и Глазов, но восточнее Зуевки. Из Яра поезд отправлялся в 03:42. От станции в небольшой деревне Пибаньшур он уходил на Зилай, Андрейшур, Люк, Меньил и оказывался на станции с интересным названием Игра. Хотя Игра и поселок, но с населением около 20 тыс. чел. он считается крупнейшим сельским поселением Удмуртии. Если бы это был город, то он бы был в конце седьмой сотни российских городов по численности населения. А это значит, что он оставил бы позади себя более 400 городов!
От Игры через Кушью, Лозу, Лынгу, Пастухово и Кекоран он уходил на станцию Чур. Здесь вокзал будет немного попрезентабельнее:
Следующей крупной станцией была Люкшудья, после которой поезд и прибывал в Ижевск в 10:44. Итого время в пути 7 часов 02 минуты.
- № 105/106 сообщением Кильмезь-Ижевск.
Красивая городская легенда гласит, что по реке Кильмези марийцы бежали от удмуртов и, увидев удобное для обороны место на холме, организовали здесь поселение назвав его Кильмезь, что в переводе означает что-то типа "уйти и не вернуться".
Поезд отправлялся отсюда в 02:30, шел через Сырск, Какмож, Можгу, Торфяницу и в 05:38 прибывал на станцию Ува. На участок 72 км у него уходило более 3-х часов. А отсюда ему предстояло преодолеть еще 79 км через Каркалай, Свитск, Люкшудью и в 09:18 прибыть в Ижевск. Общее время в пути 6 часов 48 минут.
Если верить Google.Earth, то типичный пейзаж на участке от Азино до Люкшудьи выглядит как-то вот так:
В 1969 году в целом тот же набор сохраняется. Но поезд Москва-Ижевск получает номер № 87/88 и название "Удмуртия". Время в пути сократилось на 2 часа. Теперь это 22 часа 29 минут с прибытием в Москву в 09:37.
У поезда со станции Яр время в пути сократилось до 6,5 часов, со станции Кильмезь - до 5 часов 13 минут. 5 часов 48 минут теперь время в пути до Янаула. Но появляется еще аж несколько поездов с родины Чайковского (Воткинск). Причем, если я правильно трактую эту информацию справочника, они относились к категории пригородных, но были сформированы из обычных вагонов. Время в пути 2-2,5 часа.
В 1980 году на Москву уходит уже два поезда. № 49/50 ускорили еще на час - теперь время в пути 21 час 20 минут. Дополнительно к нему в помощь назначали № 381/382. Время в пути 25 часов 17 минут. Шёл он причем тем же маршрутом через Агрыз и Казань. Сохраняются поезда на Воткинск, Кильмезь, Янаул и Яр, Время у всех в районе того же, что и в 1969 году.
Тот же набор поездов и в 1989 году. Поезд до Москвы теперь на две минуты быстрее 21 часа, второй - быстрее чем за сутки доставлял вас из столицы Удмуртии в столицу СССР.
Ситуация получила серьезное развитие в 1995 году. Два поезда до Москвы быстрее 21 часа сохранялись (№ 25/26 и 49/50). Дополнительно к ним появился поезд на Санкт-Петербург, который сначала зачем-то шел в Пермь (почему ему интересно не перемещалось сразу на Балезино, Яр и далее; зачем нужен был этот крюк до Перми). В результате, время в пути 35 часов 20 минут. И еще один поезд связал Ижевск и Свердловск. Время в пути 12 часов 33 минуты. Сохранялся поезд на Янаул, а вот направление на Яр продлили еще дальше на север - до станции Стальная. Это Омутинск в Кировской же области
Вообще редкий случай, когда есть за что похвалить развитие ситуации в 1995 году.
Спектр направлений становится еще более широким в 2004 году. Поезд № 383/384 ходил на Агрыз. Время в пути целых 50 минут, но позиционировался как поезд.
№ 487/488 связал Ижевск и Адлер. Время в пути аж 59 часов 04 минуты, прибытие в Адлер - раннее утро - 03:22. Не очень удобно, конечно, но уже сразу можно было встретить рассвет на черноморском побережье. А дополнительно и еще один поезд на Черное море - в Новороссийск - № 409/410. Время в пути 52 часа 37 минут. И он наоборот прибывал в город-герой вечером - в 18:48.
Экспресс 800-й нумерации связал Ижевск и столицу Татарстана. Время в пути 5 часов 40 минут. А еще один поезд ходил в Набережные Челны.
Ну и тот самый знаменитый Италмас в Москву. Время в пути 19 часов 12 минут.
Присутствовал в сетке и ускоренный до 31 часа Ижевск-Санкт-Петербург. На восток поезд шел теперь даже не до Свердловска, а до Тюмени. Это был № 387/388 со временем в пути 18 часов 48 минут. Сохранились поезда и на Янаул и Яр - 4,5-5,5 часов соответственно.
В 2009 году поезд на восток снова укорачивают по Свердловску, в расписании нет Янаула, но зато два поезда на Адлер (время в пути 54-58 часов). Время в пути до Москвы стало 17 часов 33 минуты. Вот так смотришь на Ижевск, и завидуешь белой завистью его жителям. Действительно из какого-то весьма узкого железнодорожного центра он превратился в город с приличным спектром направлений.
Что же дошло до наших дней? Агрыз, Адлер, Анапа, Екатеринбург, Казань, Москва (двухэтажный состав) Нижний Новгород (ранее не встречался в статье), Новороссийск, Пермь, Санкт-Петербург. Ну а местные заменены пригородными поездами. В расписании по прежнему Янаул, а кроме него Кизнер, Красноуфимск, Нижнекамск, Сайгатка и пара в день ускоренных на Казань. Время в пути около 6 часов.
Вот такая история вышла с Ижевском. Лично у меня с этим городом три ассоциации и все технические: автомобиль, мотоцикл и автомат. Начинался же он как город железоделательных заводов на реке Иж. Сырье же нашли в недрах горы под названием Благодать.
Спасибо, что следите за каналом! До встречи на новых публикациях. Если вам понравилось, то нажмите отметку "Нравится". Мне будет приятно!