Найти тему

Вспоминаем "Италмас" и другие поезда в Ижевск

Всем добрый день! Давайте мы, наконец, немного продвинемся по букве "И" и сегодня вспомним Ижевск. Знаменитый поезд "Италмас". Кстати, а вы знаете, что означает это слово? Оно многозначное и, по крайней мере, два его значения напрямую связаны с Удмуртией.

Во-первых, это цветок - купальница европейская. Он является одним из символов Удмуртии.

Купальница европейская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Купальница европейская. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вообще у нас в Прибайкалье их называют жарки, но они гораздо более насыщенного оранжевого цвета.

Во-вторых, это удмуртское женское имя. В местном искусстве есть и поэма о трагической судьбе девушки по имени Италмас. А затем по этой поэме был еще и балет поставлен. Мы же переносимся в год первого полета человека в космос и наблюдаем в Ижевске поезд № 73/74 сообщением естественно Ижевск-Москва. Отправлялся он из столицы Удмуртии в 11:50, а в 12:15 прибывал в Москву. Время в пути соответственно 24 часа 25 минут. Следовал через Агрыз и Казань. Ну а у нас фото очередного шедевра железнодорожной архитектуры:

Ижевск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ижевск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кроме того, было еще несколько поездов. В частности, это:

  • № 93/94 Ижевск-Янаул. Отправлялся он из Ижевска в 19:10, останавливался на станциях Лудзя (в справочнике 1961 года у нее было написание через ю(, Юски, Агрыз и прибывал в Янаул в 23:55;
Янаул. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Янаул. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

То есть, если я правильно понимаю, то поезд на этом небольшом в общем-то отрезке следовал по территории трёх регионов: Удмуртии, Татарстана и Башкирии.

  • № 87/88 Яр-Ижевск. И это совсем другое направление.
Яр Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Яр Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Яр - это территория Удмуртии, поселок на линии Киров-Пермь, расположенный западнее известных станций Балезино и Глазов, но восточнее Зуевки. Из Яра поезд отправлялся в 03:42. От станции в небольшой деревне Пибаньшур он уходил на Зилай, Андрейшур, Люк, Меньил и оказывался на станции с интересным названием Игра. Хотя Игра и поселок, но с населением около 20 тыс. чел. он считается крупнейшим сельским поселением Удмуртии. Если бы это был город, то он бы был в конце седьмой сотни российских городов по численности населения. А это значит, что он оставил бы позади себя более 400 городов!

Игра. Удмуртия. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Игра. Удмуртия. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

От Игры через Кушью, Лозу, Лынгу, Пастухово и Кекоран он уходил на станцию Чур. Здесь вокзал будет немного попрезентабельнее:

Чур. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Чур. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Следующей крупной станцией была Люкшудья, после которой поезд и прибывал в Ижевск в 10:44. Итого время в пути 7 часов 02 минуты.

  • № 105/106 сообщением Кильмезь-Ижевск.

Красивая городская легенда гласит, что по реке Кильмези марийцы бежали от удмуртов и, увидев удобное для обороны место на холме, организовали здесь поселение назвав его Кильмезь, что в переводе означает что-то типа "уйти и не вернуться".

Кильмезь. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кильмезь. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Поезд отправлялся отсюда в 02:30, шел через Сырск, Какмож, Можгу, Торфяницу и в 05:38 прибывал на станцию Ува. На участок 72 км у него уходило более 3-х часов. А отсюда ему предстояло преодолеть еще 79 км через Каркалай, Свитск, Люкшудью и в 09:18 прибыть в Ижевск. Общее время в пути 6 часов 48 минут.

Если верить Google.Earth, то типичный пейзаж на участке от Азино до Люкшудьи выглядит как-то вот так:

Ж/д в Удмуртии. Google.Earth
Ж/д в Удмуртии. Google.Earth

В 1969 году в целом тот же набор сохраняется. Но поезд Москва-Ижевск получает номер № 87/88 и название "Удмуртия". Время в пути сократилось на 2 часа. Теперь это 22 часа 29 минут с прибытием в Москву в 09:37.

У поезда со станции Яр время в пути сократилось до 6,5 часов, со станции Кильмезь - до 5 часов 13 минут. 5 часов 48 минут теперь время в пути до Янаула. Но появляется еще аж несколько поездов с родины Чайковского (Воткинск). Причем, если я правильно трактую эту информацию справочника, они относились к категории пригородных, но были сформированы из обычных вагонов. Время в пути 2-2,5 часа.

Воткинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Воткинск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В 1980 году на Москву уходит уже два поезда. № 49/50 ускорили еще на час - теперь время в пути 21 час 20 минут. Дополнительно к нему в помощь назначали № 381/382. Время в пути 25 часов 17 минут. Шёл он причем тем же маршрутом через Агрыз и Казань. Сохраняются поезда на Воткинск, Кильмезь, Янаул и Яр, Время у всех в районе того же, что и в 1969 году.

Тот же набор поездов и в 1989 году. Поезд до Москвы теперь на две минуты быстрее 21 часа, второй - быстрее чем за сутки доставлял вас из столицы Удмуртии в столицу СССР.

Ситуация получила серьезное развитие в 1995 году. Два поезда до Москвы быстрее 21 часа сохранялись (№ 25/26 и 49/50). Дополнительно к ним появился поезд на Санкт-Петербург, который сначала зачем-то шел в Пермь (почему ему интересно не перемещалось сразу на Балезино, Яр и далее; зачем нужен был этот крюк до Перми). В результате, время в пути 35 часов 20 минут. И еще один поезд связал Ижевск и Свердловск. Время в пути 12 часов 33 минуты. Сохранялся поезд на Янаул, а вот направление на Яр продлили еще дальше на север - до станции Стальная. Это Омутинск в Кировской же области

Станция Стальная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Станция Стальная. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вообще редкий случай, когда есть за что похвалить развитие ситуации в 1995 году.

Спектр направлений становится еще более широким в 2004 году. Поезд № 383/384 ходил на Агрыз. Время в пути целых 50 минут, но позиционировался как поезд.

№ 487/488 связал Ижевск и Адлер. Время в пути аж 59 часов 04 минуты, прибытие в Адлер - раннее утро - 03:22. Не очень удобно, конечно, но уже сразу можно было встретить рассвет на черноморском побережье. А дополнительно и еще один поезд на Черное море - в Новороссийск - № 409/410. Время в пути 52 часа 37 минут. И он наоборот прибывал в город-герой вечером - в 18:48.

Экспресс 800-й нумерации связал Ижевск и столицу Татарстана. Время в пути 5 часов 40 минут. А еще один поезд ходил в Набережные Челны.

Ну и тот самый знаменитый Италмас в Москву. Время в пути 19 часов 12 минут.

Италмас. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Италмас. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Присутствовал в сетке и ускоренный до 31 часа Ижевск-Санкт-Петербург. На восток поезд шел теперь даже не до Свердловска, а до Тюмени. Это был № 387/388 со временем в пути 18 часов 48 минут. Сохранились поезда и на Янаул и Яр - 4,5-5,5 часов соответственно.

В 2009 году поезд на восток снова укорачивают по Свердловску, в расписании нет Янаула, но зато два поезда на Адлер (время в пути 54-58 часов). Время в пути до Москвы стало 17 часов 33 минуты. Вот так смотришь на Ижевск, и завидуешь белой завистью его жителям. Действительно из какого-то весьма узкого железнодорожного центра он превратился в город с приличным спектром направлений.

Что же дошло до наших дней? Агрыз, Адлер, Анапа, Екатеринбург, Казань, Москва (двухэтажный состав) Нижний Новгород (ранее не встречался в статье), Новороссийск, Пермь, Санкт-Петербург. Ну а местные заменены пригородными поездами. В расписании по прежнему Янаул, а кроме него Кизнер, Красноуфимск, Нижнекамск, Сайгатка и пара в день ускоренных на Казань. Время в пути около 6 часов.

Вот такая история вышла с Ижевском. Лично у меня с этим городом три ассоциации и все технические: автомобиль, мотоцикл и автомат. Начинался же он как город железоделательных заводов на реке Иж. Сырье же нашли в недрах горы под названием Благодать.

Ижевск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Ижевск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Спасибо, что следите за каналом! До встречи на новых публикациях. Если вам понравилось, то нажмите отметку "Нравится". Мне будет приятно!