Это как продолжение, а точнее — дополнение к статье "Ресивер — что это такое?" - на сайте или здесь, на канале. Ну оно само собой — напрашивалось! Будет еще несколько, по этой же тематике. Но сейчас, вернемся к вопросу: «AV-ресивер — как выбрать?».
Вы понимаете, что не будем сейчас обсуждать — какой ресивер выбрать для спутниковой тарелки или для интернет-телевидения, или какая емкость ресивера будет лучше для гаражной покрасочной камеры.
Говорили уже, что один из вариантов понятия «ресивер» — это многоканальный усилитель для использования в комплекте «домашний кинотеатр». И если у вас еще нет такого устройства, но вы уже рассматриваете варианты — «Какой «домашний кинотеатр» лучше купить? Какую акустику? Какой ресивер?», тогда давайте порассуждаем вместе.
Напоминаю! Статья для начинающих, как впрочем и все статьи. Знатокам будет скучно!
Мы «углубимся» в рассуждения по выбору ресивера для организации своего «домашнего кинотеатра». То есть, задаем вопросы — «Как выбирать AV-ресивер из такого богатого ассортимента предложений? Куда смотреть?» Учитываем, что мы не специалисты в этой области и обращаться к ним не будем. Просто разберем основные понятия и поймем — что нам нужно и почему. Всё без науки, по простому.
Введение
AV-ресивер — это мозг «домашнего кинотеатра». От него зависит всё! Это как двигатель в авто. Без мотора, машина, — просто кусок железа на колесах, к тому же — бесполезный кусок. Нынче на аудио-рынке, в магазинах и на вторичном рынке, представлено огромное количество AV-ресиверов. Что выбрать — огромная проблема, особенно когда ты не особо разбираешься в этом вопросе, или только начинаешь «познавать Азы».
А сколько брендов на рынке?!! И бОльшую часть мы все знаем, так как реклама делает свою работу. А еще, есть такая профессия — менеджер по продажам, это тот, кто предлагает нам купить то, что нужно продавать. Ну иногда, он будет профессионалом в своём деле — понимает не только «продажи» , но и разбирается в том, что он продает.
Про рекламирование — понятно, это не всегда плохо. Так мы можем узнавать про новые бренды и новые модели, а так же — функции… И не следует забывать, что старые модели бывают совсем не хуже новых. Выбирать из «известных» и разрекламированных — не всегда верное решение. И такая покупка может быть и опрометчивой. Не стоит так делать — захотел, сел, поехал, увидел (развесил уши перед продавцом) и купил. Разочарование будет — безспорно, но чуть позже, когда разберешься с этим ресивером и поймешь, что это не то, что хотелось. Потому — изучать и узнавать, а потом уже действовать.
Попробуем быстро пробежаться по основам и понять свои цели. Ведь покупка ресивера это не только «выполнение желания по приобретению «домашнего кинотеатра», но и трата огромной суммы денег на это. А если подойти «с умом» и знаниями, то к тому-же, можно «получить бонус» в виде возможности ресивера выполнять какую-то интересную функцию, о которой вы могли только читать в рекламных проспектах.
Надо понимать (из где-то прочитанного, например), что если сравнивать AV-ресиверы со стерео-ресиверами, то мы получаем вывод — это совершенно разные устройства. Об этом будет очередная статья в ближайшее время. Теперь же, переходим к подбору наилучшего AV-ресивера специально для вашей ситуации.
Подключение акустики — терминалы
Казалось бы, что тут думать? Но это один из важных пунктов при выборе ресивера. Если у вас уже есть акустика, то нужно внимательно ознакомиться с терминалами акустики (винтовые, быстро-зажимные, под «банан» или «лопатки» и др.). И уже потом смотреть — какими клеммами выполнены терминалы на ресивере, к которым будет подключаться акустика. Это важно!
Момент с вариантом подключения необходимо учесть обязательно, иначе придется «колхозить» с клеммами, а это бывает иногда не просто. Почему — не просто? Не хватает банально места, что бы подключить акустику "бананами" или можно использовать только "лопатки". Развернем вопрос.
Обычные терминалы (как на фото выше) на акустике позволяют подключить провод любым способом, нужно только купить соответствующие, удобные для подключения разъемы. Кстати, учитывать нужно сечение используемого провода. Ведь если у вас акустические провода 2*2,5мм, то покупать дорогие коннекторы, под сечение 4мм — нет смысла.
Плюс, коннекторы могут быть и «согнутые» под 45 и под 90 градусов, и их использовать удобнее, так как провод не торчит вверх, а опускается вниз, вдоль корпуса, потому, можно плотнее придвинуть акустику к стене, если фазоинвертор расположен спереди. А можно установить «лопатки», которые так же удобны при подключении и использовании, но не так быстро их можно снять, в отличие от «бананов».
Есть конечно готовые варианты акустических проводов (с коннекторами по краям провода), нужно только понимать — подойдут ли они к вашему ресиверу и колонкам. Но тут возникнуть может вопрос — а какой лучше? Какой качественнее? Это извечная проблема — выбор провода какого-то определенного производителя, сечение… Сколько есть эта тема, столько и споры длятся. Про то уже были некоторые рассуждения на страницах сайта и Дзен-канала — кто ищет, тот найдет.
Иногда, со стороны усилителя, в данном случае AV-ресивера, очень проблематично использовать «лопатки» или согнутые «бананы». Вот к чему весь этот пункт — как подключаться к ресиверу, какими коннекторами, проводами.
Количество каналов
Очередной вопрос. И он вас ставит в тупик? Но тут не все так сложно! Обычно, ресиверы знают как устройства с пятью каналами усиления — 5.1.
5 каналов — левый и правый фронт, левый и правый тыл и центр. И один канал — для сабвуфера. Вот он как раз и есть тот самый — 1, после точки. В более дорогих ресиверах бывает и два выхода для двух сабвуферов.
Бывают ресиверы, которые имеют встроенный усилитель для сабвуфера. Но это редкость. В основном, почти всегда, имеется только RCA-выход, который управляется ресивером, но сам усилитель для сабвуфера, должен быть встроен непосредственно в сам корпус сабвуфера, или же сабик будет подключаться к отдельному усилителю.
Если рассматривать современные ресиверы, то в них практически всегда имеется RCA-выход для сабвуфера (на фото ранее, прямо по середине блока видно разъем — subwoofer). Это бывает, когда ресивер указывается как 5.1 или 5.2 (имеет выход на два сабвуфера).
Но могут быть встроены дополнительные усилители, которые уже будут называться 7.1 или 7.2. А более дорогие AV-ресиверы, уже могут иметь и 9.1, 9.2. Наличие больше усилителей чем 5 — сильно удорожает стоимость ресивера, а так же — увеличивается размер и вес самого устройства.
Ну так вот. Выяснили, что в ресивере нет усилителя для пассивного сабвуфера, а от ресивера идет кабель (обычно это RCA, по простому — «тюльпан») и в нем уже «подготовлен» сигнал для активного саба. А вы уже купили активный сабвуфер? Не забывайте этот момент!
А может случиться так, что вам и не понадобится этот отдельно стоящий, большой квадратный ящик (а он может быть и 30*30 см и 60*60 см). Но это можно понять только после покупки комплекта и некоторого времени прослушивания. Фронтальные колонки, многие «из», вполне могут обходиться и без сабвуфера.
Это разговор про наличие усилителей в ресивере — к чему. Вот купили 5.1 AV-ресивер. А позже захочется еще пару колонок для пространственного звучания… Тогда вам нужен ресивер 7.1 или 7.2 (что тоже встречается не редко). Это уже похоже на систему Dolby Atmos, про это было рассказано здесь, на сайте, и здесь - на канале.
Короче, подумайте на будущее, что возможно у вас, при наличии места в помещении, будет система расширяться, а ресивер уже есть… По крайней мере, в любом случае, для создания пространственного звучания домашнего кинотеатра потребуется не менее пяти каналов.
Подключаемые устройства
Как ни странно, но часто, мы об этом вообще не задумываемся, когда планируется — «просто домашний кинотеатр». Просто — да не совсем. Есть у вас, например, Blue-ray-плеер, DVD-проигрыватель (кстати, очень рабочий вариант для прослушивания музыки) или CD-плеер, который будет служить источником. Или интернет-приставка, которая позволит слушать музыку онлайн — стриминговый сервис. Или игровая приставка, типа Сони, с Blue-ray-плеером, которая сможет многое вам сыграть и показать…
Вопрос — сколько аудио-входов должен будет иметь ресивер? Разберемся немного — какие входа должны быть и почему.
Нужно будет подключить СД, что бы музыку слушать, еще какой нибудь видео-плеер (Blue-ray и/или DVD), а еще есть кассетная дека (это уже маловероятно, но вдруг). А вдруг вы слушаете пластинки виниловые… А еще, забыли про телевизор… Он ведь, тоже, может работать, и должен работать, в составе домашнего кинотеатра. Там для этого должен быть HDMI-вход, а лучше не один…
Вдруг, окажется, что часто используется игровая приставка, её тоже нужно будет подключать к телевизору. Как мы, наверно, уже знаем, что в игровом режиме, и в режиме прослушивания видео-дисков и аудио-СД, игровая приставка тоже может выдавать супер-звук (5.1 в том числе) через такой же порт — HDMI. Продумайте и этот момент.
Вспоминаем наши возможности современной телекомуникации — беспроводная передача информации, по протоколам — Wi-Fi, bluetooth … Есть устройства (если нет, то скоро, вам они, вероятно, будут нужны), которые могут воспроизводить музыку через эти протоколы передачи данных.
Взять ваш сотовый телефон — с него можно по блютуз передавать музыку сразу на ресивер, или плеер со стриминговым сервисом.. Всё это возможно, если в новом ресивере есть модули беспроводной связи. А в настоящее время, этим уже не похвастаться. Эти протоколы уже могут быть встроены в ваш ресивер. С телефона включить музыку — проще-простого, через блютус.
А модуль Wi-Fi есть? В идеале, система домашнего кинотеатра должна быть подключена к домашней сети. Но иногда это сделать практически нереально — проложить незаметно сетевой кабель. Тут может помочь подключение по Wi-Fi. Таким образом, появится возможность использовать все интеллектуальные возможности современных телевизоров и получится смотреть по беспроводному соединению потоковое видео, ролики с Youtube. Также, через модуль Wi-Fi есть возможность, например, слушать музыку без проводного подключения к маршрутизатору.
К примеру, если вы любитель винила, или планируете слушать свои старые коллекции через новую аудио-систему, то потребуется специальный вход для подключения проигрывателя. Такой модуль (фонокорректор) уже бывает встроен в современные ресиверы. А если нет такой возможности, то в самом проигрывателе винила должен быть встроен такой модуль.
Про варианты используемых устройств, которые можно будет подключать к ресиверу — поговорили, коротко, но этого достаточно. Кто хочет, может развить свои познания — дополнительно изучая тот или иной вопрос.
Виды входов (типы разъемов)
Видели когда AV-ресивер с задней стороны? Страшно бывает от такого наличия разнообразных входов, портов, разъемов. Некоторая часть этих разъемов никогда может быть не использована вами. Но вдруг случится такое, что вам понадобится именно «такой» входной разъем, или выходной… А его нет. Будет обидно. Придется думать иной вариант подключения или менять на другой ресивер, а это накладно будет. Лучше сразу продумать все варианты и пусть лучше будет не используемый порт, чем когда он будет нужен, а его нет.
Теперь немного о самых распространенных и часто используемых портах (разъемах) ресивера. Как минимум, должны быть: RCA (тюльпаны. желтые и красные), коаксиальные и оптические входы и выходы. Еще, могут быть, но уже редко используются видео разъемы — компонентные, для передачи видео (зеленый, синий, красный).
Не рекламы ради, а примера для. Рассмотрим внимательно варианты портов этого ресивера.
Не вдаемся в его характеристики, оно нам сейчас не нужно. Страшно много разных разъемов!! Далее, про самый понятные и известные… В данном примере, внизу расположены терминалы (большие винтовые, красные и черные) для подключения акустики. Их не рассматриваем, так как там всё понятно — что и куда.
RCA-вход-выход
На картинке, эти разъемы по центру. Их там целая, огромная команда! Вообще, хорошо, если таковых будет не менее 5, это для передачи аналогового сигнала. В данном случае — шесть входов. Но это далеко не все «входа»!! 6 входов обычных, аналоговых, для подключения того, что у нас имеется или будет приобретаться позже. А есть еще и цифровые входа (про них далее).
Чуть правее центра, расположены несколько портов-выходов, для подключения внешних усилителей. Это так сказать — линейные выходы со встроенного процессора. Там и для двух сабвуферов, и несколько пар для дополнительных каналов (surround).
Какие провода здесь можно использовать? Хорошие! Не те, что «три копейки» за метр. Толстые — не показатель качественного провода, учесть надо и такой момент. Сечение центральной жилы, оплетка-экран, изоляция — все важно, от того и звук будет разным. Но сейчас не о том.
Коаксиальный RCA-вход
Этот типа разъемов выглядит так же, как и аналоговый RCA, но может отличаться цветом (обычно — белый или оранжевый). Через этот порт, сигнал в цифре, передается отлично, в разы лучше, чем в «аналоге», если провод соответствующий, не простой, как на «тюльпанах» используется. И тогда звук получается таким чистым и красивым, о котором спорят «знатоки».
Некоторые, не особо понимающие меломаны, используют обычные провода, которыми подключают аналоговые вход-выход. Да, это может работать, но потери в сигнале будут не просто ощутимые, а значительные. Эти провода может и выглядят одинаково, но их сопротивление разное и технология производства отличается. Не стоит тут выдумывать «другие подходы», и использовать дешевые провода.
Оптический S/PDIF-вход
S/PDIF — Sony/Philips Digital Interface Format. Данный разъем (а их может быть два и три) отличается, даже визуально, значительно от других разъемов. Рассматривая пример ресивера выше, он расположен прямо над RCA-выходами.
В данном случае, подразумевается подключение специальным, оптическим кабелем. Это оптическое волокно, которое может быть из пластика, стекла, кварца, от того и качество передачи данных, долговечность эксплуатации. Обычно, оптику используют для передачи от цифрового устройства непосредственно к ЦАПу вашего ресивера.
Ходит много разговоров и споров о том, что оптический порт лучше работает, чем коаксиальный. Оптическое и коаксиальное подключения — являются конкурентами. Но по сути, они одинаково плохо работают с многоканальным звуком. К примеру, Dolby TrueHD или DTS-HD Master Audio — «не по зубам» этим протоколам (разъемам). Стерео сигнал очень хорошо работает через S/PDIF-разъем, как и через коаксиальный RCA.
Подведу небольшой подитог: в системе современного домашнего кинотеатра возможности применения S/PDIF и коаксиального RCA очень ограничены. Но они должны быть! Например, проигрыватель СД может иметь такой порт — это будет идеальный вариант его подключения к вашему ресиверу.
HDMI-вход-выход
Эти разъемы используются для подключения к телевизору, проектору, игровой приставки и прочих устройств, которые способны передавать и принимать видео и аудио сигналы по протоколу HDMI (High Definition Multimedia Interface). Так можно передавать и принимать мультимедийные данные высокой четкости.
Этот протокол появился не так давно, в отличие от предыдущих, описанных ранее. С 2002 года, используя этот протокол можно передавать аудиофайлы в разных форматах, без потерь. Через эти разъемы можно передавать аудио в самых современных форматах – Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. У HDMI-протокола, при использовании этих разъемов, конкурентов просто нет.
Использовать дешевый HDMI-кабель не рекомендую. Да и любой, уважающий себя продавец аудиотехники, не посоветует — купить метровый провод за 200-300 рублей (а такие цены есть). Присматривать HDMI-кабель можно от 30 «зеленых президентов», не ошибетесь.
Но если вы слушаете, или планируете в дальнейшем, слушать музыку в многоканальном звуке, через AV-ресивер, например, в форматах Dolby Atmos и DTS:X, то стоит об этом подумать заранее — о качественном кабеле. Качественные стандарты — требуют широкую полосу пропускания. А дешевый провод (200-500 рублей) никак не сможет обеспечить этого.
К тому же, хороший кабель поддерживает все форматы видео, в том числе и новые, например — UltraHD 4K и различные версии HDR (это сокращение обозначения «High Dynamic Range» — расширенный динамический диапазон). Тут цена может вырасти и очень прилично.. от 45-50 «зеленых президентов».
Сейчас, принято считать стандарт HDMI 2.0 — основным стандартом, но HDMI 2.1 уже на рынке, а он уже справляется с таким мощным разрешением — 8K.
Видео-вход
Немного про видео возможности нового AV-ресивера упоминали выше, дополню.
Если еще не куплен большой телевизор с высоким разрешением экрана — 4К, а имеется в мыслях, то этот момент нельзя упускать из вида. Наверняка видели, какое качество изображения выдает матрица такого телевизора… Но не каждый ресивер сможет поддержать этот формат видео. Так что, — если ресивер не поддерживает 4К, то стоит хорошо подумать — нужен ли вам такой ресивер? Это чуть ли не самое важное условие при изучении характеристик приобретаемого ресивера.
А если «посмотреть» немного дальше… Если немного задуматься про звук — Dolby Atmos… Стоит подумать про новый ресивер с поддержкой такого формата звука. А есть еще кодек DTS:X, который совсем не много отличается от Dolby Atmos. Говорят, даже, что — гораздо круче.
Наличие ЦАП
Как бы, само-собой, — AV-ресивер имеет встроенный ЦАП. Это позволит получать высококачественный звук из интернета, флешки, или из сетевого накопителя. Здесь стоит изучить вопрос о стандартах многоканального звука. Рассказывать сейчас о преимуществах DTS и Dolby Atmos стандартов 24 бит/192 кГц — не имеет смысла. Хоть это и крутые параметры, которые удовлетворяют большинство слушателей, но нынче — это уже прошлое. Посему, рекомендую изучить вопрос самостоятельно, так как здесь, «в двух словах», не расскажешь.
Изучая данный вопрос, не забываем, что тот же, старенький DVD-проигрыватель имеет встроенный ЦАП, который сам может обрабатывать звуковые дорожки, раздельно, и отправлять на внешний усилитель — ваш многоканальный ресивер, через кучу «тюльпанов». Особо «свежие» или «навороченные» аппараты можно использовать как DVD-транспорт. Это когда цифровой сигнал с лазерной головки, необработанный, поступает по коаксиальному или оптическому каналу в ресивер, где уже и происходит «чудо».
И второй вариант будет приоритетнее, удобнее, так как соединительных проводов будет меньше, а сигнал будет обработан в разы — качественнее. Гораздо круче получится звук, чем от встроенного в плеер ЦАПа — можно не проверять! Исключение может составлять, разве что игровая приставка, которая работает с телевизором посредством HDMI протоколов. Приставка, по этим же протоколам, и звуковые дорожки передаст в ресивер без потерь. А какой в приставке стоит ЦАП — изучать тоже надо, но он будет лучше чем в стареньких ДВД-плеерах.
Проблема AV-ресиверов , которая получается — основной, в том, что возможности обработки звука (процессоры, кодеки, декодеры), могут выполняться и в некоторых, подключаемых к ресиверу, устройствах. И это нужно учитывать. Не нужно надеяться, что, к примеру, ваш дорогой видео-плеер справится с многоканальным звуком и вас это устроит.
А вот другая проблема, которую мы сейчас обсудим.
Выходная мощность
Второй, дорогой компонент AV-ресивера, наравне с его ЦАПами и декодерами, предусилителями — это его многочисленные оконечные усилители. Рассчитывая мощность ресивера относительно своей акустики, мы можем столкнуться с проблемой, что усиления будет не хватать. По крайней мере — недостаточной, не такой, как хотелось бы.
Осмелюсь выразить обобщенное мнение о мощности AV-ресивера. Не стоит переживать, что мощность ресивера, в районе 100 ватт на канал, — вам будет недостаточна. Это просто отличный ресивер! Конечно, взять тот же «пример с картинки», который «разбирали» сегодня «на разъемы» — ресивер Pioneer SC-LX701. В нем указана мощность на фронтальный канал — 250-270 ватт!
Этого хватит за глаза озвучить огромный зал в 100 квадратов. А мы слушаем свои «домашние кинотеатры» в помещениях, в среднем 20-30 квадратных метров. А если точнее, то можно рассчитывать для 14-18 кв.м ресивер с указанными 50-60 ватт на канал. И этого будет достаточно. Таковы жизненные реалии.
Попробую просто пояснить. Получаемый от усилителя «Ватт» не нужно связывать с уровнем громкости на акустике. 100 ваттный усилитель справится и с 10 ваттными колонками и со 100 ваттными. Уровень громкости будет одинаков, на слух. Но при превышении определенного уровня громкости на 10 ватных колонках, они будут уже не звучать, а хрипеть, и чуть погодя — задымятся. А уровень громкости будет приличный. А со 100 ватными акустическими системами ничего не произойдет, вы сможете долго слушать очень громкий звук. Но оно нам совсем не надо. Просто есть запас по прочности.
Немного по другому. Приведу выдержку с одной статьи:
… сравнивая максимальную громкость 50-ваттного и 100-ваттного усилителя, разница будет — примерно 3 дБ. А это не позволит уху уловить разницу. Потребовался бы усилитель в 10 раз большей мощности (500 Вт), чтобы звук воспринимался в два раза громче — на 10 дБ больше.
Итак, разница не ощутима. Но это не означает, что более мощный ресивер не имеет преимуществ. Разница в мощности не имеет особого значения и является переоцененной характеристикой, но если ресивер будет иметь от 100 ватт на канал и выше — хуже от этого не будет. Конечно, цена будет «кусаться», по сравнению с менее мощными «братьями».
Выводы
Какой-то итог уже можно подвести. Но это, получается только предварительный итог… Разобрали только самые актуальные, «глобальные» пункты. «Как выбрать AV-ресивер?» — возникает много очень специфичных вопросов. Много нюансов бывает, на которые следует обращать внимание. Но сейчас прошлись по главным, основным. Каждый из них можно еще больше расширять, и получится несколько огромных статей, которые, может быть, читать будет скучно.
Но основа у вас есть — куда смотреть, что изучать. AV-ресивер — штука не дешевая и менять их даже раз в год — накладно. Потому — выбирать вам, изучив важные вопросы. Порядок тем и характеристики — куда смотреть, и почему — вы уже знаете. Надеюсь, было понятно моё мнение. Повторю — мнение моё личное, основанное на многих изученных статьях, опыте других владельцев этого оборудования.
Подписываемся, читаем, комментируем. Вопросительные, и комментарии с выражением недоумения — принимаются. Откровенно негативные — можете сразу в бан или воздержитесь.
Вы хотите выразить своё мнение, или есть желание стать автором статей на нашем сайте? Будем рады! Не забываем про Авторские права.
Всего знать — не дано никому, потому многие учатся до конца своих дней, если им это интересно. Так и мы, стараемся познать и поделиться своими размышлениями.
Хотите поделиться мнением о прочтенном на этой страничке — очень будем признательны! Оставьте свой отзыв или напишите пожелания ниже.
Возможно, некоторые фото или тексты, для данной статьи, взяты из открытых источников интернета, для примера и ознакомления. Если не указано иное, то не претендуем на авторство оных. Так же, использовано немного своих, можете пользоваться. В случае, если нарушены чьи-то права — сообщите об этом в комментариях.