Найти тему
МузМедиа Инфо

Системы многоканального звука. Теория и рассуждения.

Оглавление
Порассуждаем на тему звука. Пришло время разобраться с количеством колонок! Сегодня тема следующая: Системы многоканального звука.

Всем доброго дня, вечера или ночи!

Когда мы начинаем разговоры о количестве колонок, то почему-то сразу мы начинаем говорить о пяти. И как очень часто говорят - "колонки 5.1". Написать на эту тему захотелось по причине того, что я сам с этим, сравнительно недавно, разобрался. Пришлось разобрать и убрать горы мистической шелухи и разложить все технические заумные понятия на нормальном языке, человеческом.

Начало.

О количестве колонок начинают говорить, если их больше чем одна? И действительно, до появления стерео звука не было вообще понятий о количестве колонок. Было два, три, пять динамиков в одной звуковой колонке, что бы громче звучало, и всё. Но о количестве заговорили когда появилось разделение на каналы, появилось стерео звучание. Системы многоканального звука - что-же это такое?

-2

Стерео. 2 канала

Начнем с самой первой системы объемного звука - из двух колонок. Всем известное  понятие - СТЕРЕО. У человека 2 уха и колонок тоже 2. Вот и всё, уравнение сошлось, выключаем компьютер идём пить чай...

Действительно, больше тут особо и сказать нечего. Можно поспорить, что одни колонки предназначены для работы за звукорежиссерским пультом, другие для театральной сцены (и те и другие называют - мониторы), третьи только для автомобиля, а четвертые для прослушивания винила или СД-дисков дома. Но тут не об этом речь пойдет. Про колонки мы поговорим в другой раз.

-3

Два уха - две колонки, всё бы ни чего, но человеческий слух - это хитрая штука. Он может локализовать не только количество источников, но и направление излучения. Да, при наличии даже двух колонок (источников звука) можно услышать звуки и как бы внизу и как бы вдалеке. И всё это относительно той "звуковой картинки", которая создается двумя колонками.

И вот теперь начинается целая вселенная объёмного звука. Про 2.1 и 3.0 пока говорить не будем, это практически "стерео", но с дополнительной колонкой, для воспроизведения. А если быть точнее, то эти 2.1 и 3.0 - одно и то же понятие. В третьей колонке обычно расположен сабвуфер и ещё чаще - усилитель для всех колонок этого комплекта.

Квадро. 4 канала

Система квадрозвука - это четыре колонки, расставленные по углам комнаты. Рассказать личный опыт использования не могу, в живую такую систему видел всего 1 раз и более не довелось.

Но было время, такие системы выпускались и в СССР. К примеру были такие усилители "Феникс-002-квадро", "Юпитер-квадро". Были бобинные магнитофоны с квадросистемой звука - "Юпитер", комплектом к усилителю. Но вся технология было слишком дорогостоящая, потому быстро закончилась эра квадро.

-4

Лично в моём случае, а это было во времена S-30, и усилителей Радиотехника, я имел возможность видеть и слышать только "Юпитер-Квадро". Каково было моё удивление увидеть 4 колонки, покрытые тканевыми "грилями", от которых разливалась по комнате музыка, типа Жана Мишеля.

Я не мог определить - от куда идет звук конкретно. Он как бы обволакивал со всех сторон и было иное ощущение, чем от простого "стерео". Источником был бобиник, какой - не помню. Но я остался впечатлён!

Тогда мне были доступны только кассетник-дека - "Маяк-233" и колонки - "Мелодия 6АС-2", я практически только начал познавать азы меломанства...

Система 5.1

Система 5.1 стала следующим шаг к объёмном у звучанию. И немного в другом направлении. Этот формат идеально подходит для озвучки кино. По моему мнению он не совсем, а точнее, совсем не подходит для прослушивания музыки. Некий гражданин, по фамилии - Долби, с ребятами из своей лаборатории, придумал кучу декодеров для воспроизведения и кодирования данного формата из простого стерео сигнала. Но в идеале, фильм (файл) с носителя, должен содержать 6 звуковых дорожек.

Система 5.1
Система 5.1

В случае с 5.0 акустикой, шестой канал сабвуфера, распределяется между двумя фронтальными колонками.

-6
На картинке стандартное расположение акустики системы 5.1 в комнате.
На картинке стандартное расположение акустики системы 5.1 в комнате.

Пять колонок имеют широкополосное звучание, а шестая дорожка предназначенная для сабвуфера, который воспроизводит частоту до 200 Гц. Его расположение совершенно не обязательно так как на картинке, низкие частоты распространяются не направлено. Сабвуфер может стоять и за диваном, и где-то сбоку (справа или слева).

Эта загадочная комбинация цифр 5.1!!!! Для тех кто не понял до сих пор. Цифра до "точки" - это количество широкополосных каналов. После "точки" -  количество сабвуферов. Но ничего хитрого и не понятного!

Систему 5.1 разработали для кино. Многоканальный звук нужен для глубокого погружения в происходящее на экране.  Позволяет более глубоко прочувствовать атмосферу происходящего , даёт ощутить себя в гуще всех событий.

  • Фронтальная пара озвучивает происходящее на экране.
  • Центральная колонка обеспечивает озвучку всех диалогов.
  • Тыловые (задняя пара), придают объём происходящему на экране, задерживая на микросекунды звук.
  • Сабвуфер (шестая колонка), воспроизводит только низкочастотную составляющую (взрывы, удары и подобное).

Система 6.1

Немного позже появления системы 5.1, а точнее в начале 2000-х, звуковое поле решили сомкнуть - добавили задний центр.

Система 6.1
Система 6.1

Фильмы начали записывать в формате семи дорожек, декодеров звука появилось ещё больше. Добавилась ещё одна широкополосная дорожка и колонка, что ставится за спиной зрителя.

Система 7.1

Это уже естественный рост формата 6.1 . Задний центр, матричным способом, то есть при помощи декодера, распили на 2 источника звука.

Система 7.1
Система 7.1

Звуковое пространство стало максимально круглым. Можно ли расти ещё дальше? Оказывается да, можно и ....

Система 9.2

Dolby Atmos
Dolby Atmos

Система - Dolby Atmos произвела практически революцию в записи и воспроизведении звука. Во первых к уже нам известным каналам добавилось ещё две широкополосных колонки и один - сабвуфер.

Система 9.2
Система 9.2

Познакомимся с новой парой. Располагается она, над фронтальными колонками, или на потолке. Теперь, звук контролируется не только в 2х осях координат X и Y, а добавляется ещё одна третья ось Z. Хороший повод вспомнить школьные годы чудесные, уроки геометрии.

Хитрость революции звука системы - Dolby Atmos

В чем же заключается революция записи и воспроизведения звука? Есть ли вообще эта хитрость?

Конечно есть, и вот в чем эта хитрость заключается. Если для системы 5.1 и 6.1 звуковые дорожки записывались в студии, звукорежиссёром, на конкретном оборудовании, под конкретный зал, с четким количеством каналов - то здесь всё по-другому.

Звукорежиссёр создаёт только карту для строительства звуковой картины, а остальное делает уже система. На самом деле,  Dolby Atmos  - это только начало... В публичных кинотеатрах колонок гораздо больше чем 9.

-12

Процессор Dolby Atmos сам анализирует помещение и определяет положение громкоговорителей, проще сказать он полностью универсален. От большого кинозала до маленькой гостиной... Но это уже совсем другая история.

-13

Приятного просмотра.... Но главное, не забывайте, что кино снимают не для вашего развлечения, у режиссёров и сценаристов совсем другие цели....

Меня зовут Владимир и пока у меня всё!