Самолёт МС-21 – это один из самых ожидаемых проектов в авиационной отрасли. Изначально запланированный к выпуску в 2024 году, проект столкнулся с некоторыми задержками. Сейчас два опытных борта – 73055 и 73057 – находятся на испытательном авиационном заводе (ИАЗ). 73055 представляет собой русифицированную версию МС-21 с частично импортными композитами в крыле. В то время как у 73057 крыло полностью российского производства, с возможным наличием незначительного количества импортных комплектующих.
Задержка в сдвижке сертификации означает, что мы можем ожидать первые поставки МС-21 не раньше весны 2026 года. Тем не менее, развитие самолёта ведется активно, и многие эксперты ожидают, что он станет успешным проектом в ближайшем будущем. Перерыв во времени между планируемой и реальной датой начала поставок также предоставляет дополнительное время для улучшения и совершенствования технических характеристик МС-21.
На форуме аэрокосмической индустрии разразился жаркий спор, связанный с дальностью полёта МС-21 в импортозамещённой версии. Согласно информации журналистов от«Ъ», применение российских композитов и деталей привело к уменьшению дальности полёта с максимальной коммерческой загрузкой до 2800 км, а по другим данным даже до 2000 км. Не менее важным фактором является предельная высота полёта МС-21, которая на данный момент ограничивается 7 км.
Интересно, что источник из Жуковского (ЛИИ им. Громова), представляющий «Авиацию России», высказался по этому поводу довольно откровенно. Некоторые эксперты утверждают, что изменения в дальности полёта и высоты освоения самолёта МС-21 связаны не только с использованием российских композитов, но и с другими техническими особенностями. Налицо явное разногласие между официальными данными и мнениями специалистов, что поднимает важные вопросы о будущем развитии авиационной отрасли.
Специалисты обнаружили, что содержание одной из статей о планах по увеличению взлётного веса самолёта вызвало недопонимание. В их мнении, журналисты неудачно искажают суть происходящего, не учитывая многие важные аспекты. Эти планы направлены на увеличение загрузки при полной заправке топливом, что обычная практика для повышения эффективности использования воздушных судов.
При этом необходимо отметить, что автор статьи, критикующий такие планы, не владеет полной информацией о сертификате типа для самолёта МС-21-300/-310. В этом сертификате четко указывается максимальная коммерческая нагрузка и эксплуатационная высота, что подтверждает профессиональную подготовку специалистов в данной области.
Как считают эксперты, вес пустого самолёта не является единственным определяющим фактором для дальности полёта. Она зависит от широкого спектра параметров, а изменение взлётного веса – лишь один из возможных способов оптимизации работы воздушного судна. Таким образом, планы по увеличению взлётного веса несут важное значение для совершенствования функциональности и эффективности авиационной отрасли.
Подробности по высоте и маневренности самолетов часто вызывают дискуссии среди специалистов. Некоторые, оценивая возможности воздушных судов, считают, что информация в прессе далека от реальности. По данным сертификата типа МС-21, самолеты могут летать на высотах FL400 (12200 м)и даже FL410 (12500м) в зависимости от условий полета. Это может быть немного сложно для понимания для непрофессионалов, но важно отметить, что самолет может подниматься на определенную высоту или набирать ее во время полета.
Примером запутанности в данном вопросе может служить ситуация с полетом борта 73057 МС-21 из Иркутска в Ульяновск. В июле 2023 года этот самолет находился на высоте 12500 метров, что привело к недопониманию и недостоверной информации в СМИ. Журналисты, пытаясь разобраться в происходящем, могут часто упускать детали, основываясь на официальных фактах, которые могут быть искажены или недостоверны. Важно доверять информации, проверенной специалистами в данной сфере, чтобы избежать недоразумений и недопонимания происходящего в авиации.
В январе 2023 года опытный МС-21 б/н 73051 выполнял беспосадочные полёты в Омскую область и обратно в Жуковский для определения оптимальных параметров полёта по воздушным трассам при взлёте с максимально допустимой массой 79 250 кг. В эти два дня самолет пролетел расстояние от 4000 до 4500 км. Это были длительные полеты, требующие точного контроля и наблюдения, Какие же это 2000 км?
Находясь на эшелоне FL400 (12200 м), пилоты получили просьбу от диспетчера пропустить под собой встречные борты из-за гроз над Сибирью. Чтобы выполнить данную просьбу, маршрут был изменен, и самолет направился на нечётный эшелон FL410 (12500 м). Это было необычно, так как обычно планируется полет на одном и том же эшелоне.
26 января продолжительность полёта составила 6 часов 13 минут, а на следующий день - 5,5 часов. Важно было определить, как самолет ведет себя при продолжительных полетах и на какое расстояние он способен пролететь с максимальной массой. Так что на самом деле он пролетел больше 4000 км. Расстояние, которое самолет успел преодолеть, составило около 2000 км на каждый из двух дней. Это впечатляющее достижение и еще одно подтверждение надежности и эффективности МС-21.
В рамках процесса ремоторизации борта с серийным номером 73051 под двигатели ПД-14, который осуществлялся в соответствии с новейшими технологиями, борт должен был быть адаптирован к новым условиям эксплуатации. После выполнения процедуры ремоторизации самолета, вопрос возможности вылета с максимально допустимой массой становится актуальным.
Если в борту не учтены весовые параметры, заданные конструкторами, и при этом продолжительность нахождения в воздухе превысила пять часов, это может сказаться на способности самолета принять полезный груз. Тем не менее, дальность полета при этом не должна измениться лишь в связи с изменением весовых параметров борта. Однако не всегда такое понимание очевидно для всех участников авиационной отрасли. Очевидно, что журналисты из "Ъ" вообще не понимают этого, полагая, например, что композиты выполнены из свинца.
Важно отметить, что при замене материала крыла, нарушение весовых параметров может повлиять на дальность полета. Для примера, если композиты, используемые в строительстве крыла, имеют свойства, отличные от исходных характеристик, это может привести к сокращению дальности полета в два раза. Подобные изменения могут оказать серьезное влияние на характеристики самолета и требуют тщательного анализа.
«У 057-го борта крыло выполнено с использованием композитов, разработанных нашими специалистами, а его вес практически не отличается от предыдущих моделей. Это позволяет борту оставаться в рамках установленных конструкторами параметров и обеспечивает оптимальные характеристики полета нашего самолета».
Дмитрий Рогозин выразил мнение о том, что обвинения в "перетяжеленности" новых российских самолетов являются типичным примером попыток "пятой колонны" препятствовать развитию отечественной гражданской авиации. В своем телеграм-канале он подчеркнул, что это рядовая попытка навредить национальной авиационной промышленности.
Специалисты из Ростеха уже заявили, что "финальный облик полностью импортозамещенного самолета будет сформирован во второй половине текущего года", однако не могут дать конкретных цифр по его весовым характеристикам. Это показывает, что процесс установки систем на новых самолетах еще не завершен.
Кроме того, в журнале "Авиация и космонавтика" отмечается, что пока никто не может предоставить точных данных о весе установленных систем на самолетах из-за отсутствия импортозамещенной версии. Это создает неопределенность и затрудняет оценку текущего состояния авиационной отрасли.
Таким образом, необходимо продолжать наблюдать за развитием событий в авиационной отрасли и следить за завершением установки систем на новых самолетах, чтобы оценить их весовые характеристики и значимость для отечественной авиации.