Найти тему
ARTinvestment.RU

Рынок русского искусства от $1 000 до $9 999 (2019–2023)

ARTinvestment.RU продолжает изучать продажи на внутреннем рынке искусства в различных ценовых категориях

 КАРТИНКА
Иллюстрация создана ИИ-моделью DALL-E 3 по запросу ARTinvestment.RU
КАРТИНКА Иллюстрация создана ИИ-моделью DALL-E 3 по запросу ARTinvestment.RU

Рынок русского искусства от $1 до $999 (2019–2023)

Второй материал посвящен искусству, которое на внутренних российских аукционах продавалось в пределах от $1 000 до $9 999. Здесь к графике, тиражным работам и скульптуре добавляется средняя по размерам живопись.

Напоминаем читателям методологию нашего цикла:

• Временной отрезок 2019–2023 обусловлен интересом к сравнительному анализу периода от последнего до-пандемийного года — через двухлетие карантина — к последним двух сезонам локализации российских коллекционеров внутри страны.

• Все расчеты представлены в долларах США, как наиболее стабильной валюте арт-рынка в исследуемом периоде.

• Ценовые категории взяты из международной практики арт-рынка, по принципу ранжирования мировых галерей.

• Работа выполнена при поддержке базы ARTinvestment.RU — единственного информационного ресурса, собирающего данные внутрироссийских аукционных торгов с 2008 года.

Таблица 1. Продажи искусства стоимостью от $1 000 до $9 999, 2019–2023

-2

Первый метод, который применим к данной таблице, — сравнение с показателями из предыдущей статьи, где речь шла о диапазоне от $1 до $999. Во-первых, разительно отличается изменение за 5 лет количества проданных работ: в низшей ценовой категории эта цифра снизилась на 67,4 %, в текущей — «всего» на 25,0 %. При этом средняя цена продажи в диапазоне от $1 до $999 осталась практически неизменной (–0,9 %), а вот аналогичная цифра в более дорогостоящем сегменте увеличилась на 12,7 %. В сумме это обеспечило незначительное снижение объемов продаж в диапазоне от $1 000 до $9 999 (–15,5 %), тогда как в наименьшей ценовой категории изменения были внушительными (–67,7 %).

Если в предыдущем диапазоне «с дистанции» ушел один аукционный дом, то в данном случае (в сравнении с 2019 годом) один публичный продавец искусства как раз добавился. Количество художников также уменьшилось, но не вполовину (как в случае $1–999), а всего лишь на четверть. Превышение среднего эстимейта за последние 5 лет снизилось на 53,3 % — но и здесь диапазон от $1 000 до $9 999 имеет преимущество над «нижним» уровнем с его падением на 87,2 %.

Если говорить о полученных результатах (от $1 000 до $9 999) безотносительно ценовой категории от $1 до $999, то ситуация выглядит не самой здоровой, но стремящейся к выздоровлению: падения средней стоимости проданных работ в 5-летнем периоде не было — наоборот, из года в год этот показатель показывает незначительный рост. Причем рост этот активно поддержан как аукционными домами, которые регулируют предложение, ограничивая приток лотов (и имен художников) на рынок, так и коллекционерами, которые совершают все более осмысленные покупки (о чем говорит снижение превышения среднего эстимейта относительно цены молотка).

А вот если сравнивать два ценовых диапазона — из прошлого материала и нынешнего, — то можно допустить, что значительный отток покупателей недорогого ($1–999) искусства связан не столько с уходом с арт-рынка (усталость после «карантинных аукционов» в соцсетях), сколько с переходом на качественно новую ступеньку, прежде всего по размеру чека. Иначе говоря, часть покупателей обосновалась в диапазоне от $1 000 до $9 999 и чувствует себя вполне комфортно (знаний за время пандемии ощутимо прибавилось). А это уже может говорить об осознанном шаге в сторону вдумчивого коллекционирования.

Итого мы рассмотрели уже две ценовые категории, начав с низшей. В категории $1 000–9 999 отрицательные цифры уже не выглядят катастрофическими, а отдельные показатели даже немного подросли. Но до кардинального поворота, обеспечившего общий рост с 2019 по 2023 год, еще не добрались. Однако не спешим с выводами, а переходим к художникам..

Таблица 2. Топ-10 художников по количеству проданных работ стоимостью от $1 000 до $9 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023

-3

Одно из правил арт-рынка гласит: если в выбранном ценовом диапазоне основные показатели от № 1 до № 10 уменьшаются не более чем в три раза — значит, рынок вполне здоровый (отсутствует разделение на «лучших» и «остальных»). В нашем случае аналогичные цифры как раз балансируют между отметками 2 и 3 — будем считать их поведение природным явлением. Отметим уверенное лидерство Анатолия Зверева, который также был одним из ведущих художников (№ 2) в аналогичном рейтинге ценового диапазона от $1 до $999. На десятой строчке и в прошлый раз, и сегодня, находится Леонид Сойфертис — с более высокими по классу работами и (возможно) несколько другими покупателями. Других пересечений с низшей ценовой категорией в именах художников не нашлось.

Таблица 3. Топ-10 художников по объему продаж работ стоимостью от $1 000 до $9 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023

-4

Теперь посмотрим на расположение ведущих художников по капитализации — сумме всех продаж в низком ценовом диапазоне. Шестеро авторов присутствуют также в таблице № 2, но добавились и новые — например, Дмитрий Налбяндян и Борис Щербаков. Работы пятерых авторов были в среднем проданы выше среднего же значения по всему рынку ($3,3 тыс.). К слову, работы Анатолия Зверева пусть и находятся «условно ниже» этого водораздела — но ничуть не мешают их автору в который раз занимать первые места рейтингов.

Таблица 4. Топ-10 художников по превышению среднего эстимейта проданных работ стоимостью от $1 000 до $9 999 на внутренних российских аукционах, 2019–2023

-5

Сложно сказать, было бы достигнуто превышение средней оценки в 30 раз (а именно об этом говорят 3 тыс. %) покупателями работ Эль Лисицкого или Моисея Наппельбаума, если бы их произведения появились на торгах в данном ценовом диапазоне не единожды — а десять раз, как в случае Александра Родченко. Наши читатели знают, что цифры — вещь не только упрямая, но порой и коварная: в каждом конкретном случае крайне желателен более глубокий анализ. Например, с какой суммы стартовали торги, сколько покупателей соперничало за определенный лот, на какой отметке их осталось двое, были ли непроданные работы данного художника, каков параллельный спрос на автора в непубличном сегменте рынка и какова его «глубина» (наличие работ, готовых к одномоментной продаже) и пр.

Но по сухим данным из таблицы выше следует, что шансов у владельца Родченко на успешную перепродажу больше, чем у владельца Эль Лисицкого. Как минимум потому, что на стороне первого — некая зависимость, а на стороне второго — всего лишь прецедент.

Как и в прошлый раз, мы дополнительно проверили данные — во всех случаях эстимейт был реальным, а не аналогом стартовой стоимости в стиле «все по 100 рублей».

Таблица 5. Топ-15 российских аукционов по объемам продаж работ стоимостью от $1 000 до $9 999, 2019–2023

-6

Доля лидера рейтинга ARTinvestmentRU — составила 31 % от общего объема продаж в категории от $1 000 до $9 999. А самая высокая средняя стоимость, которой отметился Vladey (Аукционный дом Кабинет с единственной проданной работой в расчет принимать неправильно), объясняется фокусом на современном искусстве — в котором данная ценовая категория является наиболее «ходовой».

В следующем материале мы разберем ценовой диапазон от $10 000 до $49 999. Возможно, лидеры среди продавцов в нем изменятся?

Зина Фандéлина, AI