Время от времени я получаю обращения с упреками в том, что я не пишу о славянских стилях боевых искусств. Это не совсем так, потому что на канале уже выходили материалы, посвященные отечественным разработкам. Но да, признаю: в целом, я мало освещаю этот пласт боевых искусств, и на то есть свои причины. О них (и о причинах, и о стилях) сегодня и поговорим.
Сразу уточню: я не являюсь противником или сторонником данной группы стилей и направлений. И никогда ими не занимался.
Русские (славянские) стили занимают особую нишу в мире боевых искусств. Известность они получили в 80-90 гг. прошлого века. Как раз тогда, когда на волне популярности находились восточные боевые искусства. Ушу, карате, тхэквондо набирали обороты, армия их поклонников росла не по дням, а по часам. И вот тогда начали появляться сведения о различных школах русского рукопашного боя. Школы эти были неоднородны, и вовсе не связаны между собой. Все они могут быть разделены на несколько условных групп.
К первой можно отнести полноконтактные направления. Это стили, ориентированные на жесткий поединок. Они также различаются между собой. Часть из них недвусмысленно намекает на связь с армейским рукопашным боем - тренировки в камуфляже, включение в технический арсенал «спецприемов», разговоры о преподавании для спецподразделений. Другая предпочитает держаться старины. Одежда бойцов, языческая атрибутика, музыка, общий антураж - все подчеркивает связь с дремучей стариной.
Вторая группа больше ориентирована на фольклор. Здесь много говорят о древних традициях, преданиях, мифах. Бесконтактный бой и боевая магия берут начало в этой среде.
Третья группа, это различные казачьи стили. Их истоки идут из воинских традиций, они также ориентированы на прикладной аспект.
Все три группы имеют общие черты. Один стиль может нести в себе признаки других родственных направлений. Многие представляют собой компиляцию самых разных направлений- причем, не только славянских.
Сходство между многими этими стилями заключается в том, что их представители утверждают о древности хранимых боевых традиций. Причем, тут намечается немалое расхождение во временных рамках. Одни говорят о Средневековье, а другие, ничтоже сумняшеся, заявляют, ни много ни мало, о временах мифической Гипербореи. Помимо древности, делается акцент на высочайшую эффективность. И, конечно же, на принципиальные различия с восточными боевыми искусствами – «ничего общего, все свое, уникальное». В этом частенько пытаются убедить других.
Последнее выглядит странно. Ну зачем объяснять адепту стиля богомола или айки-дзюцу о том, что его направление абсолютно неэффективно, да еще и является чуждым нам по духу? А значит, и практиковать его нет никакого смысла.
Но на мой взгляд, главная проблема кроется в другом. В попытках придать себе вес и значимость, адепты данных школ изобретают такие легенды, что их можно смело публиковать как художественную литературу в жанре «славянское фэнтези». Причем, истории часто противоречат друг другу. То говорится о несусветной древности, то называется конкретная и относительно недавняя дата создания очередного «древнейшего стиля». Многие из них имеют подстили (разделы?) с собственными замысловатыми названиями, что еще больше добавляет путаницы.
Как по мне, так стесняться тут нечего. Если бы я увлекался подобной реконструкцией, и создал свою «новую древнюю школу», то так бы об этом и заявил – «люблю старину, и, в силу своих увлечений, используя соответствующую стилистику, придумал новое направление». Но доморощенные отцы-основатели почему-то не хотят называть вещи своими именами, предпочитая красивые, но абсолютно невероятные легенды.
Достоверной информации мало, а любые попытки что-то выяснить или задать прямой вопрос, натыкаются на агрессивный ответ: «вы что думаете, у древних воинов не было своей уникальной и сверхэффективной боевой системы?!».
Отсюда берут начало «доказательства» в виде широко известного «исторического документа» о том, как некий есаул одним ударом показал всю ущербность подготовки ниндзя-неудачника.
Да, хорошую драку у нас всегда уважали. Но разве это автоматически означает наличие школы боевых искусств, со всеми ее атрибутами?
Масло в огонь добавляет одиозность личностей, стоящих за созданием многих из этих стилей. В изложении своих биографий они не знают удержу. Тут тебе и служба в самых засекреченных подразделениях, и тренировка личного состава спецназа, и победа на тайных турнирах.
Кстати, награждая себя титулами, эти граждане любят использовать звание «гранд-мастер». Может быть, именно так именовались их предшественники в древности, я не знаю. Было бы любопытно получить ответ от них самих.
(«Гранд-мастер засекреченного казачьего стиля созданного для противодействия ниндзя» - звучит неплохо).
В общем, получается сплошной туман и загадки. Конечно, это может прийтись по душе любителям мистики и красивых легенд. А также тем, кому нравится разоблачить и выводить все и вся на чистую воду. Я не отношусь ни к тем, ни к другим, и поэтому держусь в стороне. Нравится кому-то облачаться в ги камуфляжной расцветки, увешивать себя загадочными нашивками, и рассказывать увлекательные истории - на здоровье. Лишь бы на пользу, как говорится.