Общераспространенной обувью в Средневековой Руси были мягкие сапоги и "полусапожки" с укороченными голенищами на мягкой однослойной или двух-трехслойной подошве, при этом никакой прокладки внутри задников не делали.
Высокие кожаные сапоги стали популярны в Москве со второй половины XIV века, после того, как с востока вместе с импортными сафьяновыми сапогами проникли технологии обработки кожаного сырья и появились новые возможности раскроя и сборки обуви из нескольких частей. Сапожники теперь кроили отдельно голенище, задник, переднюю часть (головку) и подошву. Благодаря этому с середины XIV века наряду с мягкой кожаной обувью стали носить сапоги "жесткой" конструкции.
На Руси XV века сапоги "жесткой" конструкции носили повсеместно. Заготовки для них, детали новых и изношенных изделий того времени обнаружены археологами в Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Переяславле Рязанском.
В 2017 году на территории парка "Зарядье" в Москве проводили археологические раскопки в связи с благоустройством территории и нашли колодец, а в нем кожаные сапоги середины XVI века (на фото). Археологи предположили, что владельца сапог кто-то в колодец бросил и он, чтобы выбраться наружу по мокрым и скользким деревянным стенкам, вынужден был разуться и бросить сапоги в колодце - жизнь то дороже! Но эта неприятность обернулась археологической удачей - вода без доступа кислорода обеспечила сапогам великолепную сохранность.
Данные сапоги являются прекрасно сохранившимся примером жесткой конструкции сапога, не уровня царя и его приближенных, а для более широкого круга владельцев обуви того времени.
Особенностью сапог "жесткой" конструкции, изготовлявшихся в России XVI века, был твердый, загнутый вверх и подшитый к вырезу головки носок. Чтобы на подъеме такого сапога не образовывались глубокие складки и кожа со стягивающими ее швами не перетиралась и не рвалась, на головке делали поперечное тиснение (линование). Вследствие этой операции на вогнутой стороне носка появлялась гофрировка
Экземпляры такой обуви, датируемые концом XV — первой половиной XVI столетия, обнаружены в Пскове и Ивангороде. Некоторые из них украшены вырезами по голенищу: в верхней его части — парными круглыми, по низу — зубчатыми. Этими вырезами не только любовались, предполагают, что продев в них пальцы рук, сапог натягивали на ногу.
До середины XVI века "жесткую" обувь украшали редко, скупо расшивая ее цветной нитью, а самыми распространенными расцветками для сапог были черный и красный - заграничные гости и послы в своих записках упоминают чаще всего эти два цвета. Для получения кожи черного цвета русские мастера использовали соли и окислы железа или деготь, которым начиная с XIV века обычно смазывали изделие. Реже ими применялся красный сандал, окрашивающий кожу в соответствующий цвет.
Kрасные сапоги, возможно, были изготовлены из юфти — краснодубной кожи самого высокого качества. Юфть упоминается в исторических источниках с XVI века, тогда же в отечественном кожевенном производстве стали широко применять крашение материала. Последнее обусловило появление во второй половине XVI века колористически разнообразной обувной продукции.
Надо, наверное, упомянуть, что до 1666 года на Руси сафьян (от перс. seχt "крепкий, жёсткий" - это тонкая и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий цвет) не производился. Он был весь привозным. Только в 1666 году появился первый сафьянный завод в хозяйстве царя Алексея Михайловича на Москве-реке. Местные сапоги были из юфти — толстой кожи или опойки — телячьей кожи.
Модные тенденции в производстве обуви касались прежде всего формы передней части сапога и его носа. В начале XVI века пришла мода на обувь с загнутым вверх по-восточному носком. Та самая, которую мы привыкли видеть на иллюстрациях к русским сказкам.
Во второй половине XVI века в Московской Руси появились технологии окраса кожи и появилась очень разнообразная по цвету обувь - желтая, красная, белая, зеленая, телесного цвета и т.д. Кроме того с середины XVI века богатая московская знать начала носить пышно декорированные сапоги - вышитые золотом и шелком и "убранные жемчугом".
Способствовали этому и изменения материалов, из которых изготовляли обувь. Со второй половины XVI века обувь начали изготавливать не только из кожи, но и тканей, например, бархата и атласа, кроме того научились комбинировать кожу с другими материалами.
Скорняки научились окрашивать кожу в разные цвета, чеботники — комбинировать шелка. Изменилась техника раскроя и пошива обуви: все больше производилось сапог и башмаков на среднем и высоком каблуке. В то время каблуки делали из многих слоев кожи, которые скрепляли металлическими скобами, и подковывали.