Первых военных летчиков в России начали готовить в Авиационном отделе Офицерской воздухоплавательной школы. Располагалась она на Гатчинском военном поле. 7 июля 1911 года состоялся первый выпуск. Семь офицеров, учеников легендарного С.А. Ульянина, стали в этот день первыми военлетами России. Из них лишь двое перешли на службу в ВВС Красной армии: Александр Николаевич Вегенер и Николай Николаевич Данилевский.
Как сложились судьбы этих людей?
По жизни они шли вместе, дружили. Александр Вегенер был свидетелем на свадьбе Данилевского с актрисой А.М. Чуенко, а подруга последней, Л.Н. Блажкова, стала женой Вегенера. Счастье их было недолгим. Через несколько лет летчиков репрессировали, обвинив в антисоветской агитации и пропаганде.
Александр Вегенер был первым во многих начинаниях. Он сконструировал первый в России учебный самолет с выключаемым управлением ученика (биплан Вегенера). Стал первым начальником летных отделов ЦАГИ, Главвоздухфлота и первым начальником Академии военно-воздушного флота РККА им. проф. Н. Е. Жуковского (после передачи академии в военное ведомство). А в 1927 году первым взошел на эшафот.
Старшего руководителя военно-воздушной академии профессора А.Н. Вегенера арестовали 10 июня 1927 года. Он был обвинен в антисоветской пропаганде и агитации, а также во враждебной деятельности против СССР. 29 августа 1927 года судебная коллегия ОГПУ СССР приговорила его к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 2 сентября того же года[1].
В чем конкретно выразилась «контрреволюционная деятельность» А.Н. Вегенера мне установить не удалось, поскольку поиски в архивах следственно-судебных документов не увенчались успехом. То же самое относится и к трагическим судьбам некоторых других авиаторов, к которым ОГПУ не проявляло снисхождения еще в те годы, когда применение ВМН было редкостью.
Например, весной 1931 года был расстрелян на основании постановления коллегии ОГПУ один из первых главкомов ВВС советской России Константин Васильевич Акашев. С 1927 года он занимал должность директора авиационного отделения завода «Большевик». Его арестовали 3 марта 1930 года по делу «об антисоветском военном заговоре». А 3 апреля 1931 года коллегией ОГПУ был провозглашен расстрельный приговор.
Николай Данилевский в 1923 году оставил военную службу и перешел в гражданскую авиацию.С 1932 года он работал в летном управлении треста «Аэрогеодезия». В эти годы в тресте для картографирования местности стали применять фотосъемку с аэростатов и самолетов, для чего был создан собственный летно-съемочный авиаотряд. А в марте 1933 года Н.Н. Данилевский оказался в следственной тюрьме. Вместе с ним были арестованы пилоты Константин Константинович Арцеулов, Валерьян Степанович Боженок, Борис Андреевич Иванов, авиамеханики Яков Иванович Слесарев и Иван Федорович Матвеенко.
Из протокола очной ставки между Н.Н. Данилевским и К.К. Арцеуловым от 14 мая 1933 года хорошо видно, в чем выражалась их преступная деятельность: «Данилевский: Мое недовольство в отношении отдельных мероприятий имело место. Я выражал свое недовольство в части продзатруднений. Продав свой орден /золотой Станислав/, я привел у себя в учреждении фразу: «царь-батюшка – помог подкрепиться» – подтверждаю недовольство в этом вопросе»[2].
Один из «подельников» Данилевского, Константин Арцеулов в российской авиации – столь же легендарная личность. О нем можно прочесть ЗДЕСЬ:
Всем арестованным по делу Н.Н. Данилевского, К.К. Арцеулова и других летчиков было предъявлено стандартное обвинение по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР. Каких-либо антисоветских деяний за этими статьями не просматривалось. Просто кто-то настрочил донос о том, что они «антисоветски настроены». А значит – подлежат изоляции.
Коллегия ОГПУ, рассмотрев дело, сроки определила по тем временам небольшие – до 3 лет ссылки или лагерей.
Н.Н. Данилевский был осужден на 3 года лагерей. Его этапировали в Кемский лагерь – на строительство Беломоро-Балтийского канала. В 1938 году решением особой тройки НКВД он был приговорен к расстрелу. И вновь - за проведение антисоветской агитации. В обвинительном заключении говорилось: «...Допрашиваемый в качестве обвиняемого Данилевский виновным себя не признал, но пояснил следствию, что он действительно говорил: «меня Советская власть репрессировала ни за что».
Б.А. Иванов выжил, после освобождения из ссылки вернулся на летную работу – испытывал самолеты на Казанском авиазаводе № 124/27. В 1939 году был повторно осужден Верховным судом Татарской АССР за контрреволюционную агитацию и пропаганду на 8 лет лишения свободы.
К.К. Арцеулову репрессии закрыли дорогу в небо. Пораженный в правах, он возвратился в Москву уже после войны. Как и его дед, известный художник И.К. Айвазовский, стал профессиональным художником, много лет иллюстрировал журнал «Техника – молодежи».
Все необоснованно репрессированные по этому делу авиаторы были полностью реабилитированы в 1955-1956 годах.
[1]Расстрельные списки. Вып. 2. С. 22. Реабилитация А.Н. Вегенера состоялась 7 апреля 1993 года.
[2]Цит по: Доклад К.Н. Данилевского. Третьи Международные научные чтения, посвященные памяти И. И. Сикорского. М.СПб. 2001.
Мой Telegram-канал: https://t.me/zabgeroi
Мои книги: https://ridero.ru/books/catalog/?q=Вячеслав%20Звягинцев&offset=0