Александра Федоровна - супруга императора Николая II, страдала тяжелейшим ревматизмом, и только в Крыму болезнь немного отступала. Этому способствовал климат, отдых от столичных забот и в том числе большой камин (неестественно большой для небольшого кабинета императрицы), который растапливали для поддержания комфортной температуры, а также глубокие "вольтеровские" кресла, изготавливаемые специально для Александры Федоровны. Однако в здании Ливадийского дворца был еще один объект, который в немалой степени способствовал облегчению участи императрицы - электрический лифт, который был здесь установлен в 1911 году.
По правде сказать, такое новшество как подъемное кресло для высочайших особ было придумано и реализовано талантливым Кулибиным. Кулибиным в прямом смысле, а не переносном)) Иван Петрович спроворил еще в 1793 г. такое подъемное устройство для российской императрицы. Лифт именовался самоходным, но реально управлялся самой императрицей с помощью рукояти, задающей движение винтовой оси, на которой было установлено кресло.
К моменту постройки Ливадийского дворца уже был накоплен достаточный технический опыт, и пальма первенства в производстве механических и электрических подъемных устройств тогда принадлежала немцам, а потому во дворце в солнечной Ливадии был установлен электрический лифт немецкой компании "Карл Флор". Кстати, компания работает до сих пор и известна под именем Otis ("Отис"). Как пишут многочисленные интернет-авторы, дворцовый лифт способен был поднимать 320 кг груза, то есть 4 человека. Однако табличка, установленная в настоящий момент в самом дворце, извещает о том, что грузоподъемность лифта всего 240 кг и рассчитана на перемещение всего 3 человек (фактчекинг - наше все! Когда есть возможность)).
Лифт работал в основном только для двоих членов семьи - Александры Федоровны и цесаревича Алексея. Всем прочим было показано совершать самостоятельное восхождение на второй, третий этажи и солярий. Максимальная протяженность лестничных маршей со стороны лифтового колодца - 80 ступенек, оформленных в 15 пролетов. Ступени достаточно высоки, но тем полезнее для здоровых ног.
Сейчас стены лестничных площадок и маршей весьма скромно украшены копиями литографий, а на одной из площадок стоит стул. Вполне себе в стиле дворцовых интерьеров, которые в данном случае очень просты и функциональны. Так что устанете поднимать колени на уровень на высоту сантиметров 30 - милости просим для отдыха и восстановления дыхания.
От лифта на каждом этаже был предусмотрен выход в общий коридор, куда выходили двери из прочих помещений. Правда, на втором этаже выход из лифта расположен прямо напротив учебной комнаты, а потому понадобилось использовать технологию и материалы, снижающие уровень шума при движении кабинки. И как вы думаете, что придумали в компании "Карл Флор"? Придумали использовать деревянные направляющие! Задача была решена!
Ливадийский дворец по тем временам был напичкан техническими новинками- тут вам и климат-контроль для снижения влажности, централизованные отопление, водоснабжение, отведение сточных вод и даже пылеуборка, электрическое освещение, электрический лифт (причем не один, а целых три подъемника, два из которых были задействованы между кухней, буфетом и столовой), прообраз систем автоматического полива.
Помимо Ливадийского дворца в Ялте рубежа XIX-XX веков были установлены еще два электрических лифта - в гостинице "Россия" (самый первый) и в вилле "Елена" (когда-то поднималась на этом лифте ради любопытства, но чуть не умерла от внезапного приступа клаустрофобии и неярко выраженного недоверия к старой (хотя и реконструированной) технике.