Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Какие американские и европейские игровые фильмы были популярны в советском кинопрокате, и какие были подтасовки данных посещаемости

Какие американские и европейские игровые фильмы пользовались популярностью в советском кинопрокате? Каковы данные посещаемости этих фильмов? На эти вопросы отвечает данный справочник.

Основные цифры кинопосещаемости зарубежных фильмов в советском кинопрокате (более тысячи четырехсот кинолент) взяты из киностатистических данных Госкино СССР, РГАЛИ, из монографии М. Жабского «Социокультурная драма кинематографа. Аналитическая летопись 1969-2005 гг.» (Жабский, 2009).
Дополнительными источниками информации были сайты «Кинопоиск», «Кино-театр», списки, составленные С. Кудрявцевым и др.

-2

Составитель справочника благодарит киноведов Игоря Аркадьева (1957-2022), Андрея Вяткина, Николая Майорова, Игоря Фишкина за их поправки и дополнения в процессе подготовки списков зарубежных фильмов в советском кинопрокате. Я также выражаю признательность за уточнения названий (в переводе на русский язык) некоторых зарубежных фильмов моим доброжелательным читателям на портале Яндекс – журналисту Владимиру Ергакову и историку Сoncombre masqué.

-3

Я благодарю также киноведа Евгения Нефёдова, профессора Александра Кубышкина, профессора Сергея Корконосенко, Ангелину Рогальскую и РГАЛИ за предоставленную возможность доступа к данным киностатистики Госкино СССР 1940-х - 1980-х, которые в результате составили основную базу киностатистики данного справочника.

-4

Всего в справочник включены фильмографии более тысячи зарубежных фильмов, демонстрировавшихся в советском кинопрокате.
Увы, статистика советского кинопроката доступна далеко не по всем зарубежным лентам.

-5

Данная книга продолжает серию монографий и справочников, опубликованных нами ранее:
Федоров А.В. Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей. М.: ОД “Информация для всех”, 2021-2023. 1270 с. (pdf в свободном доступе)
Федоров А.В. 100 самых популярных советских телефильмов и сериалов: мнения кинокритиков и зрителей. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 146 с.
Федоров А.В. Советская кинофантастика в зеркале кинокритики и зрительских мнений. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 170 с.
Федоров А.В. Рекордсмены запрещенного советского кино (1951–1991) в зеркале кинокритики и зрительских мнений. М.: ОД «Информация для всех», 2021. 120 с.
Федоров А.В. 200 зарубежных лидеров советского кинопроката: избранная коллекция. М.: ОД «Информация для всех», 2023.

-6

Первая десятка лидеров "Американские и европейские игровые фильмы в советском кинопрокате: данные статистики кинопосещаемости":

-7

1. Великолепная семёрка / The Magnificent Seven. США, 1960. Режиссёр Джон
Стёрджес. Сценаристы: Уильям Робертс, Уолтер Бернстайн, Уолтер Ньюман. Актеры: Юл Бриннер, Стив Маккуин, Чарльз Бронсон, Хорст Бухгольц, Джеймс Кобурн, Брэд Декстер, Роберт Вон, Роcенда Монтерос и др.
Прокат в СССР – с 18 июня 1962: 67,0 млн. зрителей за первый год за первый год демонстрации.

-8

2. Спартак / Spartacus. США, 1960. Режиссер Стэнли Кубрик. Сценаристы: Далтон
Трамбо, Колдер Уиллингем, Питер Устинов (по роману Говарда Фаста). Актеры: Кирк Дуглас, Лоуренс Оливье, Джин Симмонс, Чарлз Лаутон, Питер Устинов, Джон Гэвин, Нина Фох, Джон Айрленд, Джон Долл, Чарльз МакГроу, Тони Кёртис и др.
Прокат в СССР – 1967: 63,0 млн. зрителей за первый год за первый год демонстрации. Повторный кинопрокат в СССР – 1984 (+ еще 28,2 млн. зрителей).

-9

3. Золото Маккенны / Mackenna's Gold. США, 1968. Режиссёр Дж. Ли-Томпсон. Сценаристы: Карл Формэн, Хек Аллен. Актеры: Грегори Пек, Омар Шариф, Телли Савалас и др. Прокат в СССР – с июля 1974: 63,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-10

4. Четыре мушкетёра / Les quatre Charlots mousquetaires. Франция, 1974.
Режиссер Андре Юнебелль. Сценарист Жан Ален (по отдаленным мотивам романа Александра Дюма «Три мушкетера»). Актеры: Жерар Ринальди, Жерар Филипелли, Жан Саррю, Жан-Ги Фешнер, Джозефина Чаплин, Даниэль Чекальди, Бернар Аллер, Карин Петерсен, Жак Сейле, Жан Вальмон, Катрин Журдан и др.
Прокат в СССР – 1978: 56,6 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 2,2 млн. зрителей.

-11

5. Укрощение строптивого / Il Bisbetico domato. Италия, 1980. Режиссеры и
сценаристы Франко Кастеллано, Пиполо. Актеры: Адриано Челентано, Орнелла Мути, Эдит Питерс и др.
Прокат в СССР – 1983: 56,0 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Италии: 9,2 млн. зрителей.

-12

6. Виннету – сын Инчу-Чуна / Last of the Renegades / Winnetou - 2. Teil / Le Trésor des montagnes bleues.ФРГ-Югославия-Италия- Франция, 1964. Режиссёр Харальд Райнль. Сценарист Харольд Г. Петерссон. Актеры: Лекс Баркер, Пьер Брис, Энтони Стил, Карин Дор, Клаус Кински, Ренато Бальдини, Теренс Хилл и др. В СССР – с 25 августа 1975: 55,7 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в ФРГ: 6,8 млн. зрителей. Прокат во Франции: 0,8 млн. зрителей.

-13

7. Зорро / Zorro. Италия-Франция, 1975. Режиссер Дуччо Тессари. Сценарист Джорджо Арлорио. Актеры: Ален Делон, Стэнли Бейкер, Оттавия Пикколо, Адриана Асти, Энцо Черузико и др. Прокат в СССР – с октября 1976: 55,3 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Италии: 4,9 млн. зрителей. Прокат во Франции: 1,2 млн. зрителей.

-14

8. Кинг Конг жив / King Kong Lives. США, 1986. Режиссер Джон Гиллермин. Сценаристы Мериан К. Купер, Эдгар Уоллес. Актеры: Брайан Кервин, Линда Хэмилтон, Питер Эллиотт, Джордж Ясоуми, Питер Майкл Гетц. Прокат в СССР – 1988: 53,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

-15

9. Синьор-робинзон / Il signor Robinson, mostruosa storia d'amore e d'avventurу. Италия, 1976. Режиссер Серджо Корбуччи. Сценаристы: Серджо Корбуччи, Пиполо, Паоло Вилладжо, Франко Кастеллано. Актеры: Паоло Вилладжо, Зеуди Арайя, Анна Ногара, Перси Хоган и др. Прокат в СССР – с 29 января 1979: 52,1 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в Италии: нет данных.

-16

10. Новобранцы идут на войну / Les bidasses s'en vont en guerre. Франция-Италия-ФРГ, 1974. Режиссер Клод Зиди. Сценаристы: Жан Бушо, Жан-Поль Фарре, Клод Зиди. Актеры: Жерар Ринальди, Жерар Филипелли, Жан-Ги Фешнер, Жан Саррю, Жак Сейле, Мариза Мерлини, Паоло Стоппа и др. Прокат в СССР – с 7 августа 1978: 50,1 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат во Франции: 4,1 млн. зрителей.

-17

Неизбалованная западной кинопродукцией советская аудитория, как правило, с куда большим энтузиазмом посещала французские и итальянские фильмы, чем это делали сами французы и итальянцы.

Так костюмную комедию «Четыре мушкетера» в СССР посмотрело 21,8% населения (разумеется, в реальности часть советских зрителей посещала эту ленту несколько раз), в то время как во Франции эту ленту посмотрело всего 4,2% населения.

-18

Аналогичная ситуация сложилась и с вестерном «Виннету – сын Инчу-Чуна»: в СССР его посмотрело 22,1% населения, в то время, как в привычной к американским вестернам Франции – 1,6% населения.

В целом анализ данных посещаемости ста самых популярных в СССР французских и итальянских лент обнаруживает, что советские зрители смотрели большинство из них (70%), как правило, в несколько раз чаще, чем французы и итальянцы.

Но примерно у 30% самых популярных французских и итальянских фильмов в советском кинопрокате показатели посещаемости в СССР, во Франции и Италии были довольно близки.

-19

К примеру, комедию «Укрощение строптивого» посмотрело 20,6% населения СССР и 16,3% населения Италии.

-20

Добавлю сюда костюмно-приключенческие ленты «Горбун» (17,1% населения СССР и 12,8% населения Франции), «Граф Монте-Кристо» (14,0% населения СССР и 18,3% населения Франции), «Капитан» (11,5% населения СССР и 11,4% населения Франции), «Тайны бургундского двора» (10,0% населения СССР и 8,2% населения Франции);

-21

комедии «Жандарм женится» (16,1% населения СССР и 13,6% населения Франции), «Невезучие» (11,6% населения СССР и 13,1% населения Франции), «Откройте, полиция!» (10,1% населения СССР и 10,7% населения Франции), «Развод по-итальянски» (12,3% населения СССР и 14,6% населения Италии), «Замороженный» (11,3% населения СССР и 6,8% населения Франции),

-22

«Оскар» (11,5% населения СССР и 12,3% населения Франции), «Он начинает сердиться» (9,9% населения СССР и 7,0% населения Франции), «Ресторан господина Септима» (10,5% населения СССР и 7,9% населения Франции), «Не промахнись, Ассунта!» (10,6% населения СССР и 10,9% населения Италии), «Инспектор-разиня» (9,5% населения СССР и 6,9% населения Франции), «Высокий блондин в черном ботинке» (10,0% населения СССР и 6,8% населения Франции), «Банзай» (9,1% населения СССР и 6,9% населения Франции), «Великолепный» (9,7% населения СССР, 5,6% населения Франции и 7,3% населения Италии), «Беглецы» (8,0% населения СССР и 8,1% населения Франции), «Маленький купальщик» (8,9% населения СССР и 11,2% населения Франции);

-23

мелодрамы «Подсолнухи» (17,0% населения СССР и 13,6% населения Италии), «Большие маневры» (12,0% населения СССР и 12,2% населения Франции), «Мужчина и женщина» (11,8% населения СССР и 8,7% населения Франции), «Пармская обитель» (14,1% населения СССР и 14,8% населения Франции), «Красное и черное» (12,7% населения СССР и 10,0% населения Франции), «Гром небесный» (9,9% населения СССР и 8,4% населения Франции)…

-24

Здесь, разумеется, надо учитывать, что многие французские и итальянские фильмы попадали в советский кинопрокат с большим опозданием.

Всего из первой десятки самых кассовых итальянских фильмов в советский кинопрокат попало всего два («Война и мир» и «Странствия Одиссея», то есть 20%), из первой сотни – 13%, а из 400 самых популярных итальянских фильмов – 14%.

-25

Что касается первой десятки самых кассовых французских фильмов, то в советский кинопрокат попало также всего два («Большая прогулка» и «Разиня»), а из 100 самых популярных французских фильмов – 26%.

Случаев, когда в советском кинопрокате французские и итальянские фильмы смотрела меньшая процентная доля населения, чем во Франции и Италии, среди анализируемых нами кинолент-лидеров посещаемости большая редкость.

-26

Так в Италии первое место по посещаемости среди всех итальянских фильмов до сих пор занимает совместная итало-американская экранизация романа «Война и мир» Её в Италии посмотрело 32,1% населения, тогда как в СССР эта
цифра заметно скромнее – 15,0% населения.

-27

Во Франции же в течение XX века первое место по посещаемости среди всех французских фильмов занимала комедия «Большая прогулка» (в XXI веке она сместилась на третье место (см. далее список самых кассовых французских фильмов в кинопрокате Франции). «Большую прогулку» посмотрело 35,2% французов, тогда как в СССР эта цифра существенно ниже – 15,5% населения.

-28

Аналогична ситуация (правда, с меньшим отрывом) у другой комедии Жерара Ури с участием тех же актеров (Луи де Фюнеса и Бурвиля) – «Разиня». Во Франции ее посмотрело 24,3% населения. В СССР – 13,0%.

-29

Еще одним фильмом, который больше привлек французских зрителей, чем советских, стала экранизация знаменитого романа Виктора Гюго «Отверженные» (1958).

-30

Отметим также, что сравнивая прокатные показатели французских итальянских фильмов в кинопрокате Франции и Италии, можно заметить, что французы, как правило, предпочитали французские (или франко-итальянские) фильмы со знаменитыми французскими актерами, тогда как итальянцам была более близка национальная кинопродукция с известными итальянскими актерами. Так «Большая прогулка», триумфально прошедшая по экранам Франции, не смогла войти даже в 400 самых кассовых фильмов в итальянском кинопрокате.

-31

Аналогичная история случилась с итальянскими комедиями «Безумно влюбленный», «Блеф», «Народный роман», «Операция «Святой Януарий» и «Развод по-итальянски», а также с мелодрамой «Подсолнухи». Их с большим энтузиазмом встретили итальянские зрители, но практически проигнорировали зрители французские.

-32

Парадоксально, но даже такая знаменитая экранизация пьесы Шекспира, как «Ромео и Джульетта» Ф.Дзефирелли, в Италии была принята очень хорошо (этот фильм посетило 7,9% населения), тогда как во Франции – безо всякого энтузиазма (этой картиной там заинтересовалось менее 1% французов).

Итак, официально (легально) проданные билеты в СССР были предметом отчетности. Любая прокатная контора в СССР обязана была сообщать "наверх" цифры посещаемости по каждому фильму. И вся эта статистика потом собиралась в Москве и систематизировалась для справочников Госкино для служебного пользования.

Разумеется, подтасовки "на местах" нередко были в пользу "нужных фильмов". Отнимали, к примеру, от "Фантомаса" и приписывали какому-нибудь "партийному" фильму...

Не учитывались показы, на которые не продавались билеты и т.д.

Но при всем этом советская киностатистика по большому счету была близка к реальности.

Именно поэтому наверху по итогам посещаемости советских фильмов и были "Пираты XX века", "Москва слезам не верит" и "Бриллиантовая рука", а не "Ленин в Польше" или Красные колокола"... А по итогам кинопроката зарубежных фильмов рекордсменом в СССР была мексиканская "Есения", а не фильмы Феллини и Антониони...

При этом следует учитывать и то, что система киностатистики в СССР была несовершенна. И здесь права работник кинопроката с многолетним стажем Анна Лошкарева:

"Все работники кинопроката прекрасно знают, что в действительности самыми кассовыми фильмами советского проката были "Фантомасы" (первые 2, поскольку третьему занизили тираж, впрочем на него тоже рвали кассы).

"Фантомасы" за все время демонстрации (1967-1969 и в 1973-1974 гг.) собирали полный зал на любой сеанс в любом кинотеатре. Универсальные фильмы для спасения плана квартала и года!

Поскольку первые два "Фантомаса" вышли вне графика, вся посещаемость за июль-сентябрь 1967 года в отчетность не попала, то есть 40 млн - по сути уже повторные показы в течение года...

У нас говорили, что в Москве первые два "Фантомаса" за 2 месяца посмотрели больше 5 млн зрителей каждый, и это непобитый рекорд, если учесть что даже такие хиты как "Кавказская пленница" и "И дождь смывает все следы" не смогли за первый квартал дотянуть до 4 миллионов.

И это заметьте при том, что "Фантомасам" специально не печатали первый год выкопировки (только анаморфотные копии), чтобы "размазать" посещаемость города и села...

Также поступили с "Виннету - вождь апачей", который выпустили с пометкой, что выкопировок не будет, а через полтора года аж тысячу черно-белых выкопировок разослали. Но в отчетность эти зрители уже не попали (поскольку фильм считался на тот момент "повторным")" (Лошкарева, 2023).

Далее Анна Лошкарева отмечает следующее:

"Данные, например, по фильму "Лев зимой" считались с 4 квартала 1972 года за 12 месяцев (по сентябрь 1973). То есть с учетом времени прохождения формы П3 - за 9-10 месяцев, что не играет большой роли (разница буквально пара процентов). Но весь фокус в том, что фильм вышел раньше срока - не в 4 квартале, а в мае 1972 года в Москве, в июле-августе - в других крупных городах. То есть до октября 1972 года он уже фактически закончил работать в кинотеатрах и с октября 1972 собирал остатки (эти 4 млн зрителей). А при обработке все данные посещаемости до 1 октября не учитывались. ...

Точно такая же история с "Кромвелем" (по нему считали со 2 квартала 1973 года, а вышел он в январе и тоже выработал свой ресурс до начала учета).

А вот по "Ромео и Джульетте" данные скорее всего близки к реальным: его демонстрация началась всего за месяц до начала учета.

"Оливер" же вышел аж за год до начала учета посещаемости по нему.

Вероятно подобная проблема может иметь место со всеми зарубежными широкоформатными фильмами, которые выпускались "досрочно". Но их посещаемость считали словно они вышли в срок.

С фильмом "Эоломея" обратная ситуация. Судя по отчету он был напечатан с задержкой: за первый год нет ни одного сеанса в 8(!) союзных республиках! Соответственно в отчет попали только первые результаты демонстрации в семи республиках.

С 1978 года (по 1983 год включительно) такие задержки стали обычным явлением: фильмы приходили через полгода и позже месяца выпуска в "Новых фильмах". Статистические данные по ним, естественно, тоже не совсем полные" (Лошкарева, 2023).

Из комментариев Анны Лошкаревой на материалы моей книги:

"Вы сделали неоценимый вклад, "распечатав" эти секретные книжечки [статистики кинопроката]. Фактически убрали значительную часть пелены.

Кстати, что касается подтасовок, некоторые видны сразу. Например, соотношение населения Эстонской ССР и РСФСР 1:100. Охват населения в обеих республиках должен был примерно одинаковый с учетом возможных естественных отклонений 10-15%, максимум 20.

Сравните посещаемость зарубежных фильмов массового тиража и увидите удивительные вещи. Например "Большая прогулка" имеет охват в РСФСР 15% и в 2 раза больший в Эстонии!

Схожая ситуация с "Замороженным" и большинством других популярных фильмов, что уже говорит о масштабах занижения посещаемости зарубежных фильмов в РСФСР.

Но лидерами по фальсификации являются Литовская ССР и Белорусская ССР. В Белорусской ССР охват в полтора-два раза меньше, чем в РСФСР (где уже данные были подрихтованы весьма существенно), а в Литовской ССР при населении в 2,5 раза больше, чем в Эстонской ССР количество проданных билетов у многих зарубежных фильмов ниже, чем у Эстонии!

В январе 1975, когда вышла "Есения", ввели в эксплуатацию АСУ (не помню точно название), которая в автоматическом режиме складывала информацию из 5 крупнейших городов и Рязани. По телетайпу регулярно передавали сведения и в Госкино сразу увидели реальную картину. Что на самом деле смотрят. Ведь данные занижали не в Госкино, а на местах.

Почему в Литовской ССР был охват по зарубежным фильмам в 3 раза меньше, чем в Эстонской ССР? Потому что литовский кинокомитет директивно устанавливал районным дирекциям и городским кинотеатрам, сколько зрителей должны посмотреть определенный советский фильм и даже какой должен быть валовой сбор! Сначала таких фильмов было много (до 40 в год), затем к середине 70-х уменьшили до 10-12. По Вильнюсу и Каунасу установили 15% охват по таким фильмам (то есть не меньше 15% населения города должно купить билет на конкретный фильм). Но затем они увидели, что некоторые фильмы из контрольного списка легко преодолевают эту планку ("Калина красная"), а тут ценным опытом заинтересовались в Госкино в Москве и выпустили инструкцию по фальсификации, уже с дифференциацией. Все фильмы делили на 3 категории подтасовки: по 1 надо было показать 20% охват, по 2 - 15%, по 3 - 10%. Всего предлагалось 3-4 фильма в месяц для "продвижения" по системе минимальных контрольных цифр посещаемости и валового сбора.

Кстати, в Москве, где данные по первым двум месяцам показа никогда не подтасовывали, вовсе не "Есения" на первом месте, а первые два "Фантомаса" (по 5 млн. зрителей при 6,5 млн. населения - безумный охват!)

Были серьезные "разборки" по результатам московского проката 1972-1974 гг. (в Москве "И дождь смывает все следы" опередил и "А зори здесь тихие", и "Калину красную", у которых были замечательные результаты - "Калина" - 3 млн по Москве, "Зори" - больше 3,5)" (Лошкарева, 2023).

Киновед Александр Федоров, 2023.

Полный текст этой статьи со всеми списками фильмов и ссылками можно прочесть здесь - на портале Кино-Театр.РУ: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/6976/

Полный текст справочника: Федоров А.В. Американские и европейские фильмы в советском кинопрокате: данные посещаемости. М.: ОД «Информация для всех», 2023. 144 с. выложен на сайте указанного издательства в свободном доступе - без пароля и регистрации. Его можно легко скачать в pdf: https://ifap.ru/library/book658.pdf

В справочнике приводятся данные посещаемости по 1,5 тыс. американских и европейских фильмов, которые в те или иные годы были в советском кинопрокате.

P.S. на портале Кино-театр.ру появились первые отзывы на эту статью:

№ 1  babydylnova   18.09.2023 - 01:37:03
Ого, какая внушительная статья. Сколько фильмов перечислено, а я большую часть из них даже не смотрела. Так что надо будет восполнить это.

№ 2  Сокельников Иван   18.09.2023 - 02:01:20
Вот это я понимаю контент! Мне всегда было интересно насколько иностранные картины окупались в такое давнее время. Жалко, что не все фильмы можно было посмотреть

№ 3  Юля Наумова   18.09.2023 - 15:49:08
спасибо за статью. это безумно интересно и полезно, для развеивания различных убеждений. проделана потрясающая работа.