Сейчас в Южной Африке проходят очередные парламентские выборы, которые называют самыми важными выборами в стране, начиная с демонтажа апартеида в 1994 г. Правящему «Африканскому национальному конгрессу» (АНК) предрекают впервые за 30 лет набрать меньше 50% голосов, а значит АНК придётся договариваться о коалиции с другими партиями.
Так как я занимаюсь историей первой половины XX в., то самое время вспомнить о других судьбоносных выборах в Южной Африке, которые и положили начало системе апартеида.
Южно-Африканский Союз (ЮАС) был образован в 1910 г. как доминион Британской империи, который объединял британские Капскую провинцию и Наталь с аннексированными после англо-бурской войны Трансваалем и Оранжевой республикой. Вся полнота политической власти изначально принадлежала белому меньшинству, которое составляло 20% населения страны. Впрочем, сами белые тоже были разделены внутри себя. Англоговорящие европейцы и часть буров объединились в лагерь «юнионистов», которые подчёркивали свою лояльность Британской империи. Другая же часть буров остались непримиримыми националистами и всячески стремились свергнуть «британское иго».
У каждой из четырёх провинций было собственное избирательное законодательство. В бывших бурских республиках Трансвааль и Оранжевой право голоса имели только белые мужчины вне зависимости от их благосостояния и образования. А вот в бывших британских Капской провинции и Натале существовали имущественные и образовательные цензы, но не было расовых ограничений. Таким образом, помимо статусных белых мужчин здесь также могли голосовать зажиточные чёрные, цветные и азиаты.
Изначально правительство ЮАС возглавляли «юнионисты». Однако на выборах 1924 г. впервые победили бурские националисты. За 15 лет у власти они провели эгалитарные реформы для белых, включая женское избирательное право и отмену имущественных/образовательных цензов, но одновременно исключили чёрную элиту из общих списков избирателей – те теперь могли голосовать только по отдельному списку за трёх своих белых «представителей».
Когда в 1939 г. началась Вторая мировая война, бурские националисты не пожелали поддерживать Британскую империю, но «юнионисты» сместили их через парламентский вотум недоверия. Страну возглавил Ян Смэтс, который вступил в войну на стороне Британии.
В годы войны на южноафриканские промышленные предприятия хлынул поток дешёвой чёрной рабочей силы. Часть белых рабочих восприняли это как угрозу для своей занятости и безопасности, тогда как для белых фермеров это означало отток дешёвых сельскохозяйственных работников, дефицит кадров и, следовательно, их удорожание. Кроме того, бурские националисты активно чихвостили Смэтса как «изменника», который вписался в чужую для буров войну на стороне английских захватчиков и советских коммунистов.
В преддверии майских выборов 1948 г. Объединённая партия Смэтса предлагала продолжить постепенную интеграцию чернокожих, цветных и азиатов в южноафриканское общество, тогда как бурская Национальная партия выступила с программой «апартеида» – раздельного проживания, при котором все расовые группы будут жить раздельно друг от друга.
В итоге Объединённая партия набрала 49% голосов, Национальная партия – 38%, а близкая к последней Африканерская партия – ещё 4%. «Союзная» по отношению к «юнионистам» Лейбористская партия получила 2,5%.
И угадайте, кто победил?
Бурские националисты.
Ведь важно не только, как проголосовали, но и где проголосовали.
В ЮАС действовала британская мажоритарная система – страна была разделена на 150 округов, где побеждал тот, кто наберёт простое арифметическое большинство. При этом сельских (менее населённых) округов было больше, чем городских (более населённых). В итоге коалиция «сельских» Национальной и Африканерской партий получила 79 мест в парламенте, тогда как «городская» Объединённая партия – лишь 65, а союзные ей лейбористы – 6.
Таким образом, бурские националисты снова возглавили правительство и принялись на практике реализовывать свою концепцию «апартеида». Но до полной консолидации власти им было ещё далеко.
Продолжение следует.