Пара влюбленных или семейная пара обращаются за консультацией к психологу.
Следовательно, в их отношениях имеются сложности, а возможно и накопившиеся проблемы.
Никто не может знать заранее как пройдет сегодняшняя встреча и будут ли последующие.
Как за 60 минут найти общий язык между психологом и данной парой?
Предлагаю такой проверенный подход.
- Естественно, что на первой встрече, достаточно короткой по времени, и мужчина и женщина – будут перечислять обиды и претензии в адрес друг друга. А психолог будет стараться уловить наиболее острые конфликтные ситуации из приводимых примеров.
И можно вспомнить классика:
“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. (Л.Н. Толстой)
На самом же деле типология претензий в современном мире не столь широка как может представляться.
2. Теперь о технической части встречи.
Перед консультацией заранее пишем на 3-х маленьких карточках короткие фразы для мужчины и так же для женщины, в которых указаны их трудности, причины ссор и конфликтов.
Пусть вам не покажется странным: как можно знать о трудностях в общении у незнакомых людей?
Фразы для мужчины:
- слишком большую роль/влияние в нашем общении имеют родственники и/или подруги (социальные сети);
- она не ценит мои способности и старания;
- она плохо меня ласкает.
Фразы для женщины:
- он мало уделяет мне (детям) внимания (по времени и/или по качеству);
- ограничивает мое общение с мамой и/или подругами;
- я его ревную.
И когда по ходу беседы пара достаточно выговорится, следует вручить каждому из них ту карточку, в которой по мнению психолога звучит его/её ключевая проблема.
Если психолог был внимателен к рассказам, то у клиентов происходит осознание, что их проблемы отмечены точно и специалист может быть им полезен для нормализации отношений.
Собственно говоря, это и требовалось для Первой встречи.
Есть, конечно, и другие случаи, когда речь идет, например, о зависимых или созависимых отношениях. Но, во-первых, в процентном соотношении от общего количества проблем их меньше, а во-вторых, о них отдельно, в следующий раз.
На собственном опыте проверено: такая практическая модель помогает установить раппорт (фр. rapport, от rapporter — возвращать, приносить обратно) между специалистом и клиентами уже на первой консультации.
Хорошей Вам работы, уважаемые коллеги!
Автор: Романов Александр Николаевич
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru