Окончание. Начало тут.
А третья новелла снята по небольшой драматической миниатюре Александра Володина "Идеалистка". Как это водится, актеры-первачи выходят в самом конце концерта. Так и тут. Дуэт Алисы Фрейндлих и Никита Михалкова.
История библиотекарши небольшой районной библиотеки и крупного советского ученого. Началась она в 1926 г., когда в здании маленькой старой церкви в Ленинграде открылась районная библиотека. И первым читателем в нее пришел студент или, как их тогда называли, вузовец Сергей Баклажанов.
Библиотекаршу играет Алиса Фрейндлих, ее имя отчество в фильме не называется,
а товарища Баклажанова Никита Михалков.
Тут возникает вопрос - зачем Александр Володин дал комсомольцу двадцатых Сереге фамилию, производную от овоща, или, как его еще называют, "армянского огурца". Какой в этом подтекст? Парень то вовсе и не овощ, и тем более не "армянский". Да и Никита Сергеевич не особо на армянского овоща похож, такой обычный его типаж мелкой шпаны с претензией к интеллигентности.
А тем более это крупный в будущем ученый. Ну, как-то режет слух вот этот Баклажанов. Ладно бы Фрунзик Мкртчян эту роль играл, ему бы фамилия Баклажанов подошла, как влитая. А вот Никите Сергеичу - ну никак. Не его это фамилия.
А отсюда, вероятно, и не задалась ему эта роль. Не получился из него крупный советский ученый. То ли материалу маловато, рассказ то небольшой, и не развернешься по- пацански. То ли все время надо было подыгрывать Алисе Бруновне, которая шла первым номером.
История простая. можно даже сказать банальная. Пришел студент в библиотеку и попросил у строгой молодой библиотекарши книжки на очень актуальную для того времени тему. Это до сих пор некоторые продолжают в виде то ли шутки, то ли всерьез повторять, что " в СССР секса не было." А вот был, да еще какой, да еще уже и в двадцатые годы.
Просит студент повесть Льва Гумилевского "Собачий переулок, или хит того времени - рассказ Пантелеймона Романова "Без черемухи". Или, к примеру, повесть Сергея Малашкина "Луна с правой стороны", где главная героиня комсомолка Татьяна ведёт очень сексуальный образ жизни - курит анашу, устраивает попойки и "афинские ночи", практикует свободную любовь, доведя счёт до двадцать второго "мужа", пока не встречает друга и товарища юности Петра, который скромен, серьёзен и влюблён в неё.
И уж совсем Сергей добивает интеллигентную и добропорядочную библиотекаршу, попросив книжку "Любовь при свете лампочки или борьба полов". Ну, это со стороны авторов фильма такой стеб, чтобы совсем доконать бедную поклонницу русской классики. Не было такой книжки.
И завязывается между библиотекаршей и Баклажановым небольшой диспут по вопросу "стакана воды" и удовлетворения человеком своих физиологических потребностей.
Парень может так и не думает, но понравилась ему библиотекарша, и начал он ее подкалывать по вопросам "свободной любви". Она заводится, горячится. А он ее "идеалисткой", которая все ищет какого-то неземного, потустороннего идеала, дразнит.
А библиотекарша замужем. И дочка маленькая есть, и муж, который уехал подымать село, да так там и остался, и новой семьей обзавелся. А студент Баклажанов ходит в библиотеку и каждую прочитанную книжку обсуждает с библиотекаршей, высказывая каждый раз ради прикола какую-нибудь сверхъестественную идею о прочитанном, естественно не совпадающую с мнением любимой библиотекарши.
А через дюжину лет такого посещения библиотеки Баклажанов, теперь уже известный ученый, наконец-то попытался сделать решительный шаг. Пригласил библиотекаршу в кино или погулять.
А она и рада, тоже дождалась. Все-таки мужчина первым должен что-то решить.
Но перед тем, как сходить в кино, она поинтересовалась его семейным положением. Оказалось, что он женат, и жена очень ревнивая. Правда, он не в ЗАГС ее зовет, а в кино, но для нее и кино исключено с женатым мужчиной. А вот сходила бы с ним в кино, так он жену то и бросил. На ней женился.
Потом была еще одна встреча через десять лет в 1949г., когда Баклажанова, то ли генетика, то ли кибернетика пропесочили в центральной прессе в рамках борьбы с "безродным космополитизмом". Тут наши вечно влюбленные первый и последний раз обнялись, когда библиотекарша попыталась утешить выпившего с расстройства ученого.
И на этом все. Ходить в библиотеку вместо мужа стала жена Баклажанова, а потом и его сын.
Я смотрела на него, и какое-то странное волнение поднималось у меня в груди. Как он похож и как непохож. Самоуверенный в том, чего не понимает, да и понять еще не может. И в то же время знает то, чего я не знаю да уже едва ли успею узнать. Я смотрела на него и не могла оторваться. Он запнулся, покраснел и не понимал, что со мной происходит. А мне хотелось сказать ему, не смейтесь, прямо словами Пушкина: "Здравствуй, племя младое, незнакомое!.."
Вот такой "библиотечный роман" в течении тридцати с лишним лет. Два совершенно разных человека, которые любят друг друга, но понимают, что ничего из-за этого у них не получится. И никто не виноват. У Володина все пьесы такие неопределенно-несчастливые. То ли счастливы, то ли несчастливы его герои - ничего не понятно в финале. Но уж точно явного счастья им не дождаться.
Солирует в этой новелле Алиса Бруновна. Никита Сергеич здесь ей в меру своих довольно скромных актерских способностей ассистирует. В основном своими роскошными "паратовскими" усами. Что за мужчина без усов. Это то же самое, что женщина с усами. Но хоть не запорол совсем роль. Текст произносит внятно, иногда пытается хохмить.
А с другой стороны, что с него много требовать. Драматургии то на его героя совсем ничего. Его задача оттенять своим некоторым цинизмом положительные качества "идеалистки".
А уж Алиса Бруновна по своей актерской карьере самая, что ни на есть "идеалистка". Один и тот же штамп - глазки ясные, ласковые кругленькими сделает, голосочком нежненьким с придыханием какую-нибудь милую глупость произнесет - и зритель растаял. Гениально! И ведь это одна из ее лучших ролей. Полное попадание ее типажа в образ.
Вот такие три новеллы объединенные авторской мыслью, что неправильно это, когда полюбившие друга друга мужчина и женщина почему- то расстаются вместо того, чтобы жить долго и счастливо и умереть в один день. Ностальгически-сентиментально сожалеют авторы фильма о таком несовершенстве жизни. А может все, что ни делается, к лучшему?