Ехал к югу на поезде Москва-Анапа. Странное ощущение: люди ведь явно едут на отдых в большинстве своём, пусть и некоторые с детьми. Все усиленно едят, перекусывают, ходят к титану залить доширак кипятком, заварить свой чай-к4офе. И НИКТО – почему-то не выпивает.. .
Мы так – не ездили Помню, тронулись с маленьким сыном и двумя друзьями в Ижевск и дальше – на речку Сиву. Жена достала Димке книжки в дорогу, и он для завязки разговора спросил у армейского друга Суркова: «Дядя Толя, а ты взял что-нибудь почитать?». Тот хмыкнул: «Конечно взял! Горького в стеклянном переплёте». И полез в рюкзак.
А сейчас – никто. Хотя по сравнению с нашими молодыми годами выпивка сейчас – самое дешёвое. Пошел перед вокзалом в «Пятёрочку», взял соку, три пирожка две груши, нарезку – 400 с лишним рублей отдал. На эту сумму можно взять бутылку водки и пару банок пива, Забористо!
Ну, и всё не как раньше. Написал в библиотеку города Ейска директору с хорошей украинской фамилией Борщ. Так, мол, и так, Наталья, хочу познакомиться со славным городом Ейском, зайти почитать какие-то материалы о знаменитом Ейском лётном училище – бывшем
Ну, а поскольку у меня вышла новая книга «Сталинские соколы, на взлёт!» могу встретиться с читателями, с краеведами города – гнезда этих соколов, книгу подарить, пообщаться. Ей Богу, никакого тщеславия нет, просто знаю по опыту, что при таких встречах узнаёшь о городе, его душе такое, что ни в каких путеводителях не вычитаешь. Ну, и книголюбам такие встречи были по душе. Но госпожа Борщ или кто другой из сотрудников библиотеке мне даже не ответил! Этого раньше – и представить себе было невозможно. Ехал и думал: заходить в библиотеку или обидеться...
становились на большой станции Россошь. Вспомнил, что в дорожной сумке не оказалось ручки, пошел к зданию вокзала. По дороге – только ларьки с дорогим пивом и выпечкой, ничего другого, просветительск6ого. Но и в вокзале не было киоск6а с книгами, газетами, мелочовкой дорожной. Прежде – всегда было и на станциях поменьше.
А ещё – бывали знаменитые вокзальные рестораны, как в районной столице Селигерского края – Осташкове. Туристов тут бывала – прорва, очереди за билетами томились, а рядом гудел дешёвый ресторан, куда и местные любили хаживать. Помню, неповторимое в Москве наслаждение: после двадцати дней пищи на костре – концентраты, каши, вермишель с тушенкой, плохо прожаренная рыба – вдруг утка какая-нибудь, котлета и кружка пива с прицепом.
Теперь – всё по-другому в дороге: пустые вагоны-рестораны из-за высоких цен (раньше была самая нижняя шкала наценок, и очередь занимали). Пошёл недавно на утреннем Сапсане в вагон-буфет – маленькое капучино 290 рублей. Не рассидишься…
В вагонах люди с телефонами сидят вместо книг, даже в карты не перекидываются, никто в окно не залюбуется, не сыграет на гитаре (помните, во всех советских фильмах кто-то бренчит, лирику распевает).
Ну да, времена меняются, и дорожные жалобы другие. Пушкин, который проехал за короткую жизнь боле 30 000 км (пушкинисты подсчитали!) вспоминал в «Дорожных жалобах»:
Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать?
Теперь и телятины холодной не достать, а «трюфли Яра» и вовсе редко кто пробовал.
Но что-то ведь остаётся неизменным? Конечно – ощущение необъятности России, стремление хоть часть её увидеть и вместить. А главное - ожидание новых встреч и впечатлений.
Это не меркнет!
За это и выпить можно, но – никто не пьёт.
ИЗ ПЕСНИ
По руслам, порогам
Несётся вода.
По русским просторам
Летят поезда.
Бегущая тропка
Ныряет в лога.
Когда остановка?
Когда? – Никогда!