ВВЕДЕНИЕ В ЦИКЛ СТАТЕЙ "ВСЁ О ДЕНЬГАХ"
Данный цикл статей предназначен для людей, которые хотят понять саму сущность денег, узнать о причинах их возникновения, об истории развития денег и товарно-денежных отношений, и научиться разбираться , опираясь на все эти знания, в текущей ситуации в отечественной и мировой экономике и финансовой сфере.
Я начну с самой-самой основы, с самой первопричины возникновения рыночных взаимоотношений между людьми и постепенно, от статьи к статье, дойду до сегодняшней ситуации в мировой финансово-экономической системе.
Любой человек, который полностью прочтёт весь этот цикл моих статей, может считать, что заочно закончил финансовый факультет какого-нибудь вуза. ))) Шутка, конечно, но близкая к правде.
Понимая, что данный цикл статей привлечёт внимание, в первую очередь, людей без профильного (финансового или экономического) образования, я постараюсь излагать суть своих мыслей максимально общедоступным языком, приводя, где возможно, примеры.
СТАТЬЯ № 1. "БАРТЕР И МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ"
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАРТЕРНОЙ СИСТЕМЫ И РАЗВИТИЕ БАРТЕРНОЙ СИСТЕМЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЕНОВОГО КУРСА (МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ) ТОВАРОВ И УСЛУГ.
Уже на самой заре своего развития, во времена первобытно-общинно-родо-племенного строя. отдельные люди, отдельные рода, отдельные отдельные племена сталкивались с жизненной необходимостью обмениваться друг с другом товарами и услугами. В учебниках по политэкономии, экономической теории и тому подобным дисциплинам обычно пишут, что якобы в самом начале возникновения сообществ людей отдельные сообщества людей жили натуральным хозяйством. Но лично мне в такое верится с большим трудом. Допустим какое-нибудь племя живёт на равнине, на плодородной земле, Это племя - племя земледельцев, пахарей, хлеборобов. Но в недрах земель этого племени нет металлических руд. Из чего это племя будет делать плуги, для вспашки своей земли? А другое племя живёт в горах, где много металлических руд. Это племя - племя металлургов и кузнецов. Но на землях этого племени почти невозможно выращивать съедобные растения из-за крайнего дефицита плодородной почвы. Что будут есть эти умелые ремесленники? И невозможно, по моему убеждению, найти было такое первобытное племя, которое полностью могло бы само себя обеспечить всем необходимым. Вот и возникала постоянная необходимость меняться товарами и услугами между племенами. В нашем случае первое племя отдавало второму еду, и получало, в обмен на свою еду, от второго племени инструменты для обработки земли. Тоже самое было и на уровне отдельных семей внутри каждого племени. Одни семьи умели, например, ткань полотно, а другие семьи специализировались, к примеру, на пошиве одежды. Вот и менялись семьи друг с другом своею продукцией.
Аналогичная ситуация была и с услугами. Один человек. например. умел классно строить, и ремонтировать жилища, а другой человек, к примеру, умел классно стричь волосы, и делать укладки волос. Вот и менялись услугами друг с другом строитель и парикмахер.
А ещё всегда была необходимость менять товары на услуги и услуги на товары. И землепашцу, и кузнецу было необходимо и дом себе построить, и волосы свои постричь, а делать они ни того, ни другого не умели. А строитель и парикмахер должны были что-нибудь есть, и чем-нибудь строить и стричь. Вот и меняли люди товары на услуги и услуги на товары.
Естественно, что когда все такие обмены происходили часто, то устанавливался какой-то более-менее устойчивый курс на каждый товар и на каждую услугу. В каком-нибудь племени плуг мог стоить, допустим 10 мешков зерна, а стрижка волос у парикмахера - кастрюлю похлёбки.
НЕДОСТАТКИ БАРТЕРНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИЧИНЫ ЕЁ КРУШЕНИЯ
Однако, возникали и курьёзные ситуации. Допустим, произвёл человек товар, вынес его на базарную площадь, а никому его товар не нужен. Никто не даёт за его товар вообще ничего. Что же такой человек будет есть, во что оденется-обуется и т.д., и т.п.?
Кроме того, каждый производитель того или иного товара и той или иной услуги время от времени задавался вопросами: "Вот сегодня я поменял мой товар или мою услугу на то, что мне было необходимо сегодня. Поменял, например,я глиняный горшок, который утром вылепил, на меру зерна, сварил зерно, съел зерно. И теперь у меня нет ни горшка, ни зерна. А зачем же я всё утро трудился, когда лепил горшок? А ведь завтра мне же опять придётся лепить горшок ,чтобы поесть. А нельзя ли как-нибудь накопить результаты моего труда, чтобы не работать каждый день лишь ради того, чтобы не умереть с голоду? И что я оставлю материального своим детям после моей смерти, если я каждый день леплю горшки лишь для того. чтобы я, моя жена и мои дети имели еду на этот же день?"
Вот по этим двум причинам (потому, что не всякий товар и не всякая услуга находили своего покупателя, и потому, что умные люди чуть раньше или чуть позже, но обязательно, задавали сами себе умные вопросы) и возникла необходимость в появлении такого товара, который, во-первых, был бы нужен всем без исключения, и мог бы служить универсальным эталоном стоимости, и ,во-вторых, не заканчивался бы в процессе своего потребления.
А о том, что могло стать и стало таким товаром, вы, друзья мои узнаете в следующей статье из цикла статей "ВСЁ О ДЕНЬГАХ".
Ну, а чтобы не пропустить следующую статью из данного цикла статей, и вообще, чтобы не пропускать массу всего интересного и полезного, надо ПОДПИСАТЬСЯ на канал АСАМА (Аматорская Студия Артёма Михайловича Айрапетяна)!
30.05.2024. Артём Михайлович Айрапетян