2 февраля 2024 года легендарному летчику, Герою Советского Союза Валерию Чкалову исполнилось бы 120 лет.
Много городов было в не слишком длинной, но очень насыщенной жизни Валерия Павловича. Иные вошли в историю как место его рождения либо место учебы и нарабатывания летных навыков. Ленинград – как место жительства семьи Валерия Чкалова, Москва – город, чествующий героя. Но в биографии знаменитого пилота свою отметину, небольшую и весьма своеобразную, оставил и мой родной город Брянск. Об этом и будет моя история…
В настоящее время путь легендарного летчика изучен сотнями биографов и историков. Родился Валерий (Валерьян, а для отца – Аверьян и Волька) 2 февраля по новому стилю 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Род Чкаловых был тесно связан с Волгой, с водной стихией. Отсюда и фамилия - волжское словечко «чка» означало плывущую льдину. Семья была многодетная. Отец, Павел Григорьевич Чкалов — котельщик Василёвских казённых мастерских – всем детям стремился дать образование и вывести «в люди». Мать, Ирина Ивановна Кожирнова-Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было всего шесть лет.
Старшие братья и сёстры Валерия учились в разных городах, один из братьев даже окончил столичный институт. Валерий собирался было пойти по его стопам, однако случилась революция, которая внесла свои коррективы в быт семьи Чкаловых. Из-за нее закрылось Череповецкое техническое училище, в котором учился Валерий после окончания василёвской начальной школы. Юноша вернулся на родину и какое-то время работал помощником молотобойца и кочегаром на пароходе. Но его острая память и способность к точным наукам требовали применения гораздо более благодарного, чем стучать молотом по наковальне.
Поэтому жених одной из сестёр Чкалова, некогда живший по соседству, а ныне работавший авиамехаником в Нижнегородском авиационном парке, помог и юноше трудоустроиться туда учеником слесаря-сборщика самолетов.
После Гражданской войны начался бурный рост авиационной промышленности молодой страны Советов, для создания воздушного флота требовались квалифицированный кадры. Этот период удачно совпал с собственным мироощущением Валерия, который, буквально «болел» авиацией, и уговорил руководство направить его на обучение в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС.
1924 год ознаменовался ключевым для молодого человека событием - он был зачислен в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, начав службу в Ленинградской эскадрилье. Так начался профессиональный путь легендарного летчика.
С первых же полетов всем стало ясно, что пилоту Чкалову нет равных в управлении самолетами (к слову сказать, в то время - совсем несовершенными и очень небезопасными). Отличное умение чувствовать воздушное судно, технический склад ума, дерзость и необузданная храбрость, а также стремление доказать, что ты – лучший помогали Валерию творить чудеса в небе.
Позднее в биографии Валерия Павловича будут поистине рекордные и героические свершения: в июле 1936 года – беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток (остров Удд), совершенный на самолёте АНТ-25 экипажем под его командованием, годом позднее – беспрецедентный, первый в истории авиации перелет через Северный полюс Москва – Ванкувер советскими летчиками В.П. Чкаловым, Г.Ф. Байдуковым, А.В. Беляковым.
Легендарный летчик погибнет спустя немногим больше года после описываемых событий – 15 декабря 1938 года, испытывая новый истребитель. О его гибели до сих пор ходит немало слухов и легенд. Пилоту «помогли» уйти из жизни? Или настолько незавершенной была конструкция новой крылатой машины, что Чкалова не спасли даже его гениальные навыки по управлению самолета?
К слову сказать, на определенных этапах летного пути многие руководители отмечали, что наряду с выдающимися качествами пилота Валерий Чкалов частенько демонстрировал свой неукротимый характер и недисциплинированность. Однажды кто-то из биографов посчитал время, проведенное Валерием Павловичем на гауптвахте, и признался, что счет идет на месяцы.
Садясь за штурвал самолета, все спокойствие и уравновешенность нашего героя снимало как рукой. Взмывая в небо, он не мог удержать себя от эффективных пируэтов и озорных (если не сказать - хулиганских) выходок.
По красивой легенде, желая очаровать свою будущую жену Ольгу Эразмовну, он пролетел под Троицким мостом Ленинграда. В другом случае, когда пилот, злоупотребив спиртными напитками, пожелал сесть за штурвал, дело вообще дошло до трибунала и предложения об исключении из рядов РККА.
Вот и в марте 1928 года, после триумфального участия в воздушном параде по случаю 10-летия Октябрьской революции, на котором отважный летчик сорвал овации зрителей и получил личную благодарность от Ворошилова, при переводе на должность командира звена на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, наш герой откровенно заскучал. Причиной послужили: во-первых и в главных - разлука с любимыми людьми (жена Ольга и сын Игорь остались в Ленинграде), во-вторых, недостаточное техническое обеспечение подчиненного подразделения, не позволяющее супердеятельному летчику «разгуляться». Депрессию Валерий Павлович снимал проверенным русским способом – водкой.
«Летаю мало и не хочу. Какая-то апатия… Довольно, не хочу писать о службе и о самолетах, на которых летать нельзя...»
Кипучая энергия сталинского сокола требовала реализации. По долгу службы пилоты звена Чкалова часто летали в соседний Гомель. И как-то раз, ведя подразделение, Валерий Павлович, в свойственной лихаческой манере, не бреющем полете снизился на недопустимую высоту. Его примеру последовали и другие летчики, в результате чего истребители, не рассчитав траекторию, задели хвостами провода телеграфных линий и потерпели аварию. И хотя никто из пилотов серьезно не пострадал, чаша терпения руководства комзвена переполнилась, тем более это был не первый случай нарушения им летной дисциплины.
Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Валерий Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР приговорен к одному году лишения свободы, а также - увольнению из Красной Армии. Отбывать наказание ему довелось в брянском исправительном доме, построенном во времена царствования Екатерины II, в камере № 12.
Об этом старинном, для Брянска уникальном здании хочется сказать особо. Было оно построено в 1780 году, в самый расцвет пребывания на престоле Великой русской императрицы, Семирамиды Севера, как назвал ее Вольтер в одном из своих писем. Поначалу здание носило название «Тюремного замка». С 1823 года началось его расширение и в 1905 году был достроен второй корпус Брянской уездной тюрьмы.
В 1917 году после революции, которая подарила заключенным амнистию, тюрьма какое-то время пустовала. Но недолго, уже к концу года она, переименованная в Брянский работный дом, вновь была заполнена как уголовными, так и политическими заключенными.
К моменту отбывания наказания Валерием Чкаловым тюрьма вновь была переименовала в исправительный дом.
В 1953 году здесь построили мастерские, котельную, проложили теплотрассу. Позднее на базе тюрьмы был образован следственный изолятор.
В той же камере, где пребывал Чкалов, в конце 70-х годов XX-го века будет ожидать суда жестокая женщина-палач Тонька-пулеметчица.
В настоящее время здание следственного изолятора УФСИН по Брянской области официально признано памятником градостроительства и архитектуры.
Чкалов тяжело переживал случившееся. Камеру он называл «каменным мешком». В тюрьме, чтобы совсем не впасть в отчаяние, начал вести дневник, который сегодня является свидетелем исторической эпохи и ежедневного уклада исправительного дома. Из записей Валерия Павловича следует, что в исправдоме был и клуб, и радиоточка.
В 1953 году здесь построили мастерские, котельную, проложили теплотрассу. Позднее на базе тюрьмы был образован следственный изолятор.
В той же камере, где пребывал Чкалов, в конце 70-х годов XX-го века будет ожидать суда жестокая женщина-палач Тонька-пулеметчица.
В настоящее время здание следственного изолятора УФСИН по Брянской области официально признано памятником градостроительства и архитектуры.
Чкалов тяжело переживал случившееся. Камеру он называл «каменным мешком». В тюрьме, чтобы совсем не впасть в отчаяние, начал вести дневник, который сегодня является свидетелем исторической эпохи и ежедневного уклада исправительного дома. Из записей Валерия Павловича следует, что в исправдоме был и клуб, и радиоточка.
Но ограничение свободы угнетало нашего героя, и еще –жгучая тоска по жене и сыну… Не прошло ни единого дня, чтобы Чкалов не записал в дневник, как скучает по своей Лелюске (так он называл супругу) и Игорьку.
«Скука страшная, тяжёлая, гнетущая тоска. Ночью уснуть долго не мог. Мысли о жене и сыне Игоре не давали покоя. Как они там, в Ленинграде?».
Коллеги и друзья не оставляли летчика в тюрьме. Они же и стали ходатайствовать о его освобождении. Дело дошло до Москвы. Через 16 дней после заключения под стражу Постановлением ЦИК СССР за подписью Михаила Калинина по ходатайству военного наркома Клима Ворошилова и куратора авиации Якова Алксниса реальное наказание Валерию Чкалову было заменено на условное с освобождением из брянской тюрьмы. Однако, все же - с увольнением из рядов Красной Армии. В РККА его восстановят, правда, лишь два года спустя. И легендарный летчик снова поднимется в небо. Оно было его настоящей стихией. Он и погибнет в ней, как Икар, как герой и как истинный сын небесной выси…
Долгое время биография знаменитого пилота подвергалась идеологической лакировке, в ней не было места нарушениям дисциплины и наказаниям гауптвахтой. Вот и факт его пребывания в брянской тюрьме если на замалчивался, то уж точно не афишировался.
Но история – это, своего рода, песня, а из песни слов не выкинешь. Валерий Павлович был обычным земным человеком с не всегда легким характером и строптивым норовом.
В начале 2000-х годов было принято решение сделать мемориальной камеру № 12 (ныне носящую номер 48), в которой пребывал героический летчик. Сотрудники Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области постарались реконструировать обстановку камеры таким образом, чтобы она была максимально приближена к условиям содержания Валерия Чкалова образца 1929 года. Расположенная в углу железная кровать, стол, вмонтированный в стену стул, крохотное оконце – все сурово и лаконично. Особый колорит добавляют копии рукописных страниц дневника летчика, увеличенные и размещенные вдоль стен камеры. 16 дней заключения – 16 страниц, написанных убористым, аккуратным и разборчивым почерком.
Вообще следует отметить, что сотрудники регионального УФСИН бережно относятся к истории службы. Помимо камеры-музея В.П. Чкалова, открытого в 2010 году, в управлении имеется также «Музейная комната следственного изолятора № 1», экспозиция которой включает уникальные экспонаты. Например, найденные при перестройке и реконструкции зданий СИЗО фрагменты посуды 18 и 19 столетия, которые, несмотря на хрупкость, каким-то чудом сохранились. Или настоящие кандалы, в которые заковывали, в том числе и за революционную пропаганду, заключенных начала XX века. Или чашка солдата Вермахта времен оккупации Брянска немецкими захватчиками.
Или – предметы совсем уж недавнего прошлого нашей страны – эбонитовая настольная лампа и кумачовое Знамя победителя социалистического соревнования. В коридорах изолятора сохранились также, как гласит табличка, «со времен постройки Тюремного Замка в 1780 году», уникальные фрагменты лестницы.
Все эти достопримечательности сотрудники брянских УФСИН и СИЗО гордо демонстрируют представителям официальных делегаций, ветеранам и вновь прибывающим на службу сотрудникам. Как частичку истории нашего края. И как память о брянской отметине судьбы легендарного летчика.
Марина Алимова
Фото автора