Найти тему
Марина Алимова

Брянская отметина судьбы летчика Чкалова

2 февраля 2024 года легендарному летчику, Герою Советского Союза Валерию Чкалову исполнилось бы 120 лет.

Много городов было в не слишком длинной, но очень насыщенной жизни Валерия Павловича. Иные вошли в историю как место его рождения либо место учебы и нарабатывания летных навыков. Ленинград – как место жительства семьи Валерия Чкалова, Москва – город, чествующий героя. Но в биографии знаменитого пилота свою отметину, небольшую и весьма своеобразную, оставил и мой родной город Брянск. Об этом и будет моя история…

Валерий Павлович Чкалов
Валерий Павлович Чкалов

В настоящее время путь легендарного летчика изучен сотнями биографов и историков. Родился Валерий (Валерьян, а для отца – Аверьян и Волька) 2 февраля по новому стилю 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Род Чкаловых был тесно связан с Волгой, с водной стихией. Отсюда и фамилия - волжское словечко «чка» означало плывущую льдину. Семья была многодетная. Отец, Павел Григорьевич Чкалов — котельщик Василёвских казённых мастерских – всем детям стремился дать образование и вывести «в люди». Мать, Ирина Ивановна Кожирнова-Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было всего шесть лет.

Старшие братья и сёстры Валерия учились в разных городах, один из братьев даже окончил столичный институт. Валерий собирался было пойти по его стопам, однако случилась революция, которая внесла свои коррективы в быт семьи Чкаловых. Из-за нее закрылось Череповецкое техническое училище, в котором учился Валерий после окончания василёвской начальной школы. Юноша вернулся на родину и какое-то время работал помощником молотобойца и кочегаром на пароходе. Но его острая память и способность к точным наукам требовали применения гораздо более благодарного, чем стучать молотом по наковальне.

Поэтому жених одной из сестёр Чкалова, некогда живший по соседству, а ныне работавший авиамехаником в Нижнегородском авиационном парке, помог и юноше трудоустроиться туда учеником слесаря-сборщика самолетов.

После Гражданской войны начался бурный рост авиационной промышленности молодой страны Советов, для создания воздушного флота требовались квалифицированный кадры. Этот период удачно совпал с собственным мироощущением Валерия, который, буквально «болел» авиацией, и уговорил руководство направить его на обучение в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС.

-2

1924 год ознаменовался ключевым для молодого человека событием - он был зачислен в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, начав службу в Ленинградской эскадрилье. Так начался профессиональный путь легендарного летчика.

С первых же полетов всем стало ясно, что пилоту Чкалову нет равных в управлении самолетами (к слову сказать, в то время - совсем несовершенными и очень небезопасными). Отличное умение чувствовать воздушное судно, технический склад ума, дерзость и необузданная храбрость, а также стремление доказать, что ты – лучший помогали Валерию творить чудеса в небе.

Позднее в биографии Валерия Павловича будут поистине рекордные и героические свершения: в июле 1936 года – беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток (остров Удд), совершенный на самолёте АНТ-25 экипажем под его командованием, годом позднее – беспрецедентный, первый в истории авиации перелет через Северный полюс Москва – Ванкувер советскими летчиками В.П. Чкаловым, Г.Ф. Байдуковым, А.В. Беляковым.

Легендарный летчик погибнет спустя немногим больше года после описываемых событий – 15 декабря 1938 года, испытывая новый истребитель. О его гибели до сих пор ходит немало слухов и легенд. Пилоту «помогли» уйти из жизни? Или настолько незавершенной была конструкция новой крылатой машины, что Чкалова не спасли даже его гениальные навыки по управлению самолета?

К слову сказать, на определенных этапах летного пути многие руководители отмечали, что наряду с выдающимися качествами пилота Валерий Чкалов частенько демонстрировал свой неукротимый характер и недисциплинированность. Однажды кто-то из биографов посчитал время, проведенное Валерием Павловичем на гауптвахте, и признался, что счет идет на месяцы.

-3

Садясь за штурвал самолета, все спокойствие и уравновешенность нашего героя снимало как рукой. Взмывая в небо, он не мог удержать себя от эффективных пируэтов и озорных (если не сказать - хулиганских) выходок.

По красивой легенде, желая очаровать свою будущую жену Ольгу Эразмовну, он пролетел под Троицким мостом Ленинграда. В другом случае, когда пилот, злоупотребив спиртными напитками, пожелал сесть за штурвал, дело вообще дошло до трибунала и предложения об исключении из рядов РККА.

Вот и в марте 1928 года, после триумфального участия в воздушном параде по случаю 10-летия Октябрьской революции, на котором отважный летчик сорвал овации зрителей и получил личную благодарность от Ворошилова, при переводе на должность командира звена на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, наш герой откровенно заскучал. Причиной послужили: во-первых и в главных - разлука с любимыми людьми (жена Ольга и сын Игорь остались в Ленинграде), во-вторых, недостаточное техническое обеспечение подчиненного подразделения, не позволяющее супердеятельному летчику «разгуляться». Депрессию Валерий Павлович снимал проверенным русским способом – водкой.

«Летаю мало и не хочу. Какая-то апатия… Довольно, не хочу писать о службе и о самолетах, на которых летать нельзя...»

Кипучая энергия сталинского сокола требовала реализации. По долгу службы пилоты звена Чкалова часто летали в соседний Гомель. И как-то раз, ведя подразделение, Валерий Павлович, в свойственной лихаческой манере, не бреющем полете снизился на недопустимую высоту. Его примеру последовали и другие летчики, в результате чего истребители, не рассчитав траекторию, задели хвостами провода телеграфных линий и потерпели аварию. И хотя никто из пилотов серьезно не пострадал, чаша терпения руководства комзвена переполнилась, тем более это был не первый случай нарушения им летной дисциплины.

-4

Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Валерий Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР приговорен к одному году лишения свободы, а также - увольнению из Красной Армии. Отбывать наказание ему довелось в брянском исправительном доме, построенном во времена царствования Екатерины II, в камере № 12.

Об этом старинном, для Брянска уникальном здании хочется сказать особо. Было оно построено в 1780 году, в самый расцвет пребывания на престоле Великой русской императрицы, Семирамиды Севера, как назвал ее Вольтер в одном из своих писем. Поначалу здание носило название «Тюремного замка». С 1823 года началось его расширение и в 1905 году был достроен второй корпус Брянской уездной тюрьмы.

В 1917 году после революции, которая подарила заключенным амнистию, тюрьма какое-то время пустовала. Но недолго, уже к концу года она, переименованная в Брянский работный дом, вновь была заполнена как уголовными, так и политическими заключенными.

К моменту отбывания наказания Валерием Чкаловым тюрьма вновь была переименовала в исправительный дом.

Обстановка камеры Брянского СИЗО, в которой содержался легендарный летчик
Обстановка камеры Брянского СИЗО, в которой содержался легендарный летчик

В 1953 году здесь построили мастерские, котельную, проложили теплотрассу. Позднее на базе тюрьмы был образован следственный изолятор.

В той же камере, где пребывал Чкалов, в конце 70-х годов XX-го века будет ожидать суда жестокая женщина-палач Тонька-пулеметчица.

В настоящее время здание следственного изолятора УФСИН по Брянской области официально признано памятником градостроительства и архитектуры.

Чкалов тяжело переживал случившееся. Камеру он называл «каменным мешком». В тюрьме, чтобы совсем не впасть в отчаяние, начал вести дневник, который сегодня является свидетелем исторической эпохи и ежедневного уклада исправительного дома. Из записей Валерия Павловича следует, что в исправдоме был и клуб, и радиоточка.

Вид камеры В.П. Чкалова
Вид камеры В.П. Чкалова

Вид камеры В.П. Чкалова
Вид камеры В.П. Чкалова

В 1953 году здесь построили мастерские, котельную, проложили теплотрассу. Позднее на базе тюрьмы был образован следственный изолятор.

В той же камере, где пребывал Чкалов, в конце 70-х годов XX-го века будет ожидать суда жестокая женщина-палач Тонька-пулеметчица.

В настоящее время здание следственного изолятора УФСИН по Брянской области официально признано памятником градостроительства и архитектуры.

Чкалов тяжело переживал случившееся. Камеру он называл «каменным мешком». В тюрьме, чтобы совсем не впасть в отчаяние, начал вести дневник, который сегодня является свидетелем исторической эпохи и ежедневного уклада исправительного дома. Из записей Валерия Павловича следует, что в исправдоме был и клуб, и радиоточка.

Вид камеры В.П. Чкалова
Вид камеры В.П. Чкалова

Но ограничение свободы угнетало нашего героя, и еще –жгучая тоска по жене и сыну… Не прошло ни единого дня, чтобы Чкалов не записал в дневник, как скучает по своей Лелюске (так он называл супругу) и Игорьку.

«Скука страшная, тяжёлая, гнетущая тоска. Ночью уснуть долго не мог. Мысли о жене и сыне Игоре не давали покоя. Как они там, в Ленинграде?».

Коллеги и друзья не оставляли летчика в тюрьме. Они же и стали ходатайствовать о его освобождении. Дело дошло до Москвы. Через 16 дней после заключения под стражу Постановлением ЦИК СССР за подписью Михаила Калинина по ходатайству военного наркома Клима Ворошилова и куратора авиации Якова Алксниса реальное наказание Валерию Чкалову было заменено на условное с освобождением из брянской тюрьмы. Однако, все же - с увольнением из рядов Красной Армии. В РККА его восстановят, правда, лишь два года спустя. И легендарный летчик снова поднимется в небо. Оно было его настоящей стихией. Он и погибнет в ней, как Икар, как герой и как истинный сын небесной выси…

Страницы дневника, который В.П. Чкалов вел в брянской тюрьме
Страницы дневника, который В.П. Чкалов вел в брянской тюрьме
-10

Долгое время биография знаменитого пилота подвергалась идеологической лакировке, в ней не было места нарушениям дисциплины и наказаниям гауптвахтой. Вот и факт его пребывания в брянской тюрьме если на замалчивался, то уж точно не афишировался.

Но история – это, своего рода, песня, а из песни слов не выкинешь. Валерий Павлович был обычным земным человеком с не всегда легким характером и строптивым норовом.

В начале 2000-х годов было принято решение сделать мемориальной камеру № 12 (ныне носящую номер 48), в которой пребывал героический летчик. Сотрудники Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области постарались реконструировать обстановку камеры таким образом, чтобы она была максимально приближена к условиям содержания Валерия Чкалова образца 1929 года. Расположенная в углу железная кровать, стол, вмонтированный в стену стул, крохотное оконце – все сурово и лаконично. Особый колорит добавляют копии рукописных страниц дневника летчика, увеличенные и размещенные вдоль стен камеры. 16 дней заключения – 16 страниц, написанных убористым, аккуратным и разборчивым почерком.

Дверь камеры-музея В.П. Чкалова в брянском СИЗО
Дверь камеры-музея В.П. Чкалова в брянском СИЗО
-12

Вообще следует отметить, что сотрудники регионального УФСИН бережно относятся к истории службы. Помимо камеры-музея В.П. Чкалова, открытого в 2010 году, в управлении имеется также «Музейная комната следственного изолятора № 1», экспозиция которой включает уникальные экспонаты. Например, найденные при перестройке и реконструкции зданий СИЗО фрагменты посуды 18 и 19 столетия, которые, несмотря на хрупкость, каким-то чудом сохранились. Или настоящие кандалы, в которые заковывали, в том числе и за революционную пропаганду, заключенных начала XX века. Или чашка солдата Вермахта времен оккупации Брянска немецкими захватчиками.

Музей СИЗО
Музей СИЗО
Экспонаты музея СИЗО
Экспонаты музея СИЗО

Или – предметы совсем уж недавнего прошлого нашей страны – эбонитовая настольная лампа и кумачовое Знамя победителя социалистического соревнования. В коридорах изолятора сохранились также, как гласит табличка, «со времен постройки Тюремного Замка в 1780 году», уникальные фрагменты лестницы.

Фрагмент лестницы СИЗО, сохранившийся с конца 18 века до наших дней
Фрагмент лестницы СИЗО, сохранившийся с конца 18 века до наших дней
-16

Все эти достопримечательности сотрудники брянских УФСИН и СИЗО гордо демонстрируют представителям официальных делегаций, ветеранам и вновь прибывающим на службу сотрудникам. Как частичку истории нашего края. И как память о брянской отметине судьбы легендарного летчика.

Марина Алимова

Фото автора

Брянск
5509 интересуются