Найти тему

Самолеты Второй мировой войны: Петляков. Пе-3бис.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Письмо капитана Жаткова к Маленкову послужило мощным стимулом для скорейшей модификации Пе-3. Необходимо было быстро устранить его слабые места и недостатки, и эта задача была решена в сентябре 1941 года в конструкторском бюро Петлякова. Появившийся в результате этой работы модернизированный самолет Пе-3бис в сентябре и октябре 1941 года испытывался летчиком А. Хрипковым, всего за время испытаний было выполнено 40 полетов.

Основными отличиями Пе-3фо/с от серийного Пе-3, испытанного ранее, были:

- два модернизированных крупнокалиберных пулемета УБК по 250 патронов на ствол были установлены в носовой части вместо пулеметов УБК; нижний пулемет крепился к креплению, использовавшемуся для пулемета ШКАС на Пе-2;

- 20-мм пушка ШКАС с 250 патронами заменила нижний пулемет УБК;

- 12,7-мм пулемет УБТ со 180 патронами заменил ТСС-1 в башне штурмана;

- для улучшения устойчивости на малой скорости были установлены автоматические планки;

- козырек кабины был укорочен, а рамка для защиты от опрокидывания носа сдвинута вперед;

- была установлена лобовая броня пилота и усилена броня сиденья штурмана, в результате чего общий вес брони составил 136кг;

- в кабине был установлен колпак для предотвращения ослепления пилота.

Полетный вес самолета увеличился до 8040 кг - на180 кг больше, чем у Пе-3. Скорость 530 км/ч, но на уровне моря увеличилась до 448 км/ч. Автоматические планки упростили управление, особенно при заходе на посадку и посадке.

Пушка ШВАК удвоила ударную мощь Пе-3бис. Однако левый УБК сильно мешал стрельбе из пушки, так как ослеплял пилота, особенно ночью. Более того, установка носовой пушки оказалась очень сложной, и специалистам по вооружению требовалось до 45 минут, чтобы перевооружить истребитель. Как и на первых истребителях Пе-3, выброшенные гильзы и звенья пушки ШВАК снова повреждали обшивку нижней части фюзеляжа и центральную часть крыла. Поскольку было очень сложно придумать способ их сбора в ящиках с боеприпасами, поврежденные места латали стальными листами. Крепление пулемета УБТ в задней части козырька было разработано специалистами завода № 39. Чтобы упростить работу с тяжелым пулеметом, они решили снять рукав подачи ленты и заменить его специально разработанным патронным ящиком с лентой на 30 патронов. Коробка крепилась к пулемету, обеспечивая широкий угол обстрела, с отклонением по азимуту до 90° и по вертикали до 70».

Впоследствии выяснилось, что сильно удлиненный ствол пулемета создавал неприемлемую нагрузку на руки штурмана при углах отклонения более 40-50° и скоростях свыше 400 км/ч. Специалисты потребовали разработать аэродинамический или механический баланс для крепления турели. Еще одним недостатком этой установки была малая емкость патронного ящика и длительное время, необходимое для его замены - более минуты. В разгар боевых действий такая задержка была недопустима. Кроме того, вибрации, вызванные недостаточной жесткостью башни, делали невозможной стрельбу длинными очередями, а крепление в башне штурмана требовало полной переделки.

Конструкторы вооружения не задумывались об эффективности неподвижного пулемета ШКАС в хвосте, и после испытаний Пе-3бис было рекомендовано разработать дистанционно управляемую подвижную установку для защиты нижней полусферы самолета. Задание было выдано авиационному заводу № 32.

Несмотря на неоднократные требования военных заказчиков, завод № 39 не смог установить радиокомпасы РПК-10 на первые серии Пе-3бис из-за нерегулярных поставок.

В дополнение к описанным выше недостаткам Пe-3бис имелись и другие, присущие только ему.

Конструкторы вооружения никогда не задумывались об эффективности неподвижного пулемета ШКАС в хвосте, и после испытаний Пе-3бис было рекомендовано разработать дистанционно управляемую подвижную установку для защиты нижней полусферы самолета. Это задание было поручено авиационному заводу № 32.

После завершения летных испытаний Пе-3бис модификации постепенно внедрялись в серийные самолеты. Модернизация некоторых самолетов (но не всех) проводилась в полевых условиях силами специализированных бригад инженерно-технического обслуживания. В строевых частях устанавливались пушки ШВАК, турельный пулемет заменялся крупнокалиберным УБТ, а в хвосте в качестве оборонительной меры устанавливался держатель для авиационных гранат.

Стремление к улучшению характеристик привело к созданию второго и окончательного варианта Пе-3бис. Летчик-испытатель советских ВВС М. Нюхтиков проводил летные испытания этого самолета в мае-июне 1942 года.

Новый вариант отличался от предыдущих по нескольким параметрам. Пулеметы УБК были перенесены из носовой части фюзеляжа в центральную часть крыла, где ранее располагался бомбоотсек Пе-2. Оба пулемета были установлены на одной раме, защищенной легким боковым люком. Эта рама была аналогична конструкции, разработанной для двух пушек ШВАК самолета Пе-21 на заводе № 22. При освобождении заднего узла крепления пулеметы вместе с ящиками для боеприпасов опускались, что значительно улучшало их доступность. По правому борту УБК был снабжен 230 патронами, а по левому - 265.

На первой партии Пе-3бис, построенной на авиазаводе № 39, вместо турели была установлена серийная установка, разработанная Тороповым на специализированном заводе № 32. Боекомплект крыльевого пулемета УБК, разработанного М. Березиным, составлял 200 патронов. Для повышения надежности крепления пулемет оснастили ременным электроприводом. В ходе летных испытаний оказалось невозможным отклонить пулемет на углы более 40-50 гр. с помощью штурмана из-за чрезмерной аэродинамической нагрузки. Для ее преодоления на щитке был установлен компенсатор, но он оказался недостаточно эффективным.

Для улучшения условий работы штурмана была демонтирована рама в кабине экипажа, а броня экипажа была усилена, общая масса брони возросла до 148 кг. Лобовая бронеплита пилота имела толщину 6,5 мм, что было бы невозможно в первой версии Ре-3бис из-за вооружения в носовой части фюзеляжа. Задняя броня пилота была изготовлена из 13 мм стального листа, а нижний люк кабины был также бронирован.

Носовое остекление было снято. Оставили только небольшой люк перед штурманом.

Перестановка вооружения в центральной части крыла уменьшила емкость топливного бака 100 литров.

Площадь оперения была увеличена на 15% для улучшения устойчивости. Однако, по мнению пилотов, эта модификация оказалась неэффективной, и в серийные самолеты ее не внедрили.

Центр тяжести самолета, особенно при посадке с пустыми топливными баками, смещался вперед за счет пушки и стрелы в носовой части фюзеляжа. Это уменьшало угол отклонения от носа и делало невозможным эффективное торможение, и самолет все время стремился завалиться на нос. Для устранения этой тенденции скобы основных подкосов были удлинены, что позволило переместить колеса вперед, что улучшило посадочные характеристики Пе-3бис.

Полномасштабное производство истребителя началось на заводе № 39 в августе 1941 года. За этот месяц было изготовлено всего 16 штук, и все они, были поставлены в 95-й истребительный авиаполк. В сентябре темпы поставок значительно возросли: на заводе было выпущено 98 самолетов. Они были поставлены в 95-й истребительный авиаполк и 9-й, 40-й, 54-й, 208-й и 511-й бомбардировочные авиаполки (БАП - бомбардировочный авиаполк). Кроме того. 82 самолета, выпущенных в октябре, были поставлены в 3-й и 13-й разведывательные авиаполки.

В связи с эвакуацией в Иркутск завод № 39 свернул производство Пе-3 и на новом месте первоначально строил только бомбардировщики Пе-2. Производство двухмоторных истребителей возобновилось только в апреле, но ежемесячный выпуск так и не достиг уровня сентября 1941 года. В апреле 1942 года были построены последние одиннадцать Пе-3 и один опытный предсерийный самолет Пе-3бис с пушкой ШВАК в носовой части фюзеляжа и пулеметами УБК под центральной секцией крыла. Таким образом, всего было построено 207 самолетов Пе-3.

С мая завод начал выпускать Пе-3бис в количестве 20 самолетов в месяц. В июле было выпущено 40 самолетов, после чего производство стало снижаться. Всего в 1942 году было выпущено 132 самолета, в том числе одиннадцать Пе-3. Еще 13 были построены и поставлены в начале 1943 года. Большая часть из 134 выпущенных на заводе самолетов была передана 2-му, 4-му и 40-му дальним разведывательным авиаполкам и авиационным частям ВМФ.

В мае 1943 года Государственный комитет обороны постановил, что производство тяжелых двухмоторных истребителей будет налажено на авиазаводе № 22. При этом подразумевалось, что они будут создаваться не по образцу Пе-3 завода № 39, а по образцу их предшественника - Пе-2 с парой пушек ШВАК под центральной частью крыла, разработанного на заводе № 22 в 1941 году. Конструкция была несколько изменена, добавлены лобовая броня, хвостовая пушка ШКАС и турельный пулемет УБК штурмана. Предполагалось, что этот вариант будет развивать скорость 540 км/ч на высоте 3500 м и подниматься на высоту 5000 м за 9,6 минуты. После постройки двух предсерийных самолетов завод должен был поставить 25 новых истребителей (на базе Пе-3) в июле, а с августа - по два самолета в день. Но решение о повторном запуске Пе-3 в производство было отменено в июле, когда завод № 22 получил новое задание на производство бомбардировщика Пе-2 с двигателями Швецова М-82.

Последний всплеск интереса к Пе-3 возник летом 1944 года, когда на заводе № 22 было выпущено еще 19 самолетов. От предыдущего варианта они отличались наличием только одной пушки ШВАК с увеличенным боекомплектом в центральной части крыла и только одной пушки УБК в носовой части фюзеляжа. В кабине штурмана была установлена стандартная с пулеметом УБТ, а хвостовая пушка ШКАС была снята. Бомбодержатели в мотогондолах двигателей также были упразднены.

Таким образом, всего за войну было построено 360 Пе-3 всех вариантов, которые использовались в боевых действиях вплоть до последних дней войны.

Продолжение следует….

Поддержите канал-поставьте лайк