Найти тему
Реплика от скептика

«Москва». – 2024. - №5. – Обзор журнала

Фотография автора
Фотография автора

Конечно, весь майский, 5-й номер журнала прошёл, по традиции, под знаком Победы. Вот только войны уже новые.

Номер открывается окончанием военной повести
Алексея Алексеевича Шорохова (р.1973) «Бранная слава».

Фотография автора
Фотография автора

Начало было в №12 за 2023 год под названием «Соболь».
Наверное, трудно назвать повестью рассказ о том, что происходит в данный момент. Скорее, полевые записки о Донбассе и о том, что там происходило летом 2023 года. Оценку этим запискам давать сложно, должно пройти время для осмысления. Скажу одно: если бы не многочисленные сноски с объяснением специальных терминов и жаргонных словечек, я бы и половины текста не поняла.

Военная тема преобладает и в рассказах и очерках номера, поэтому переходим к разделу публицистики.

Статья
Игоря Владимировича Бжезицкого (р.1973) «День Победы, Лакан, ЛГБТ, или как думает Запад».

Фотография автора
Фотография автора

Как определяет сам автор тему статьи:

«Эта статья посвящена тому, какие идеи сегодня «зашиты» в те тренды, которые мы наблюдаем в наших ежедневных новостях».

Мы живём в эпоху постмодерна, и одним из авторитетов постмодернистских концепций является фрейдист-психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан (лично я в первый раз слышу это имя). Чему же учит этот авторитет? Как он видит мир?
Если говорить коротко и по возможности просто, то задача жизни человека –

«научиться всё время чего-то желать (научиться ставить перед собой всё новые и новые цели)и бежать за этими целями в течение своей жизни».

По-моему, это понятно и без философов и психоаналитиков, единственное, что научиться желать и научиться ставить перед собой цели – всё же вещи разные. А Лакан своим тезисом выводит модель именно общества потребления. И, развивая свою мысль, говорит:

«Желание с точки зрения постмодерна не должно быть ничем ограничено. Любое ограничение любого желания – это насилие над человеком».

Ну а отсюда уже всего один шаг до ЛГБТ.
Дальше даже не буду ничего писать. Кому интересно – ищите статью и читайте.

Объёмная публикация
Юрия Михайловича Барыкина (р.1965) «Невозвращенцы» посвящена такому явлению, как бегство из одной страны в другую во время пребывания за границей.

Фотография автора
Фотография автора

В статье говорится о нескольких советских дипломатах-разведчиках-невозвращенцах, чьи истории в связи с их побегом за границу приобрели международный резонанс, но были засекречены в СССР. И первым в этом списке упоминается секретарь и близкий помощник Сталина Борис Георгиевич Бажанов, бежавший во Францию в 1928 году. А далее рассказано о таких личностях, как Григорий Зиновьевич Беседовский (бежал в 1929 году), Георгий Сергеевич Агабеков (бежал в 1930 году), Игнатий Станиславович Рейсс (Натан Маркович Порецкий, бежал в 1937 году), Вальтер Германович Кривицкий (Самуил Гершевич Гинзберг, бежал в 1937 году), Александр Григорьевич Бармин (Графф, бежал в 1937 году), Фёдор Фёдорович Раскольников (Ильин, бежал в 1938 году).
Публикация эта очень интересная, и из неё становится понятно, как люди, делавшие революцию, отдавшие себя революции, вдруг осознали, что любая революция в своём развитии начинает уничтожать собственных ветеранов, и постарались спасти себя и свои семьи, кто как может.

В рубрике «Культура» - статья
Владимира Владимировича Варавы (р. 1967) «Русский солдат для меня святыня», посвящённая военной прозе Андрея Платонова.

Фотография автора
Фотография автора

Андрей Платонов сам принимал непосредственное участие в войне, он был военным корреспондентом, писателем-фронтовиком, участвовал в сражениях, попадал под бомбёжки, присутствовал на допросах немецких солдат.
Войне посвящены многие рассказы Платонова, которые подробно проанализированы автором статьи.

Очерк
Нины Густавовны Орловой-Маркграф «И шла вода живая по жилам сквозь меня…» посвящена памяти замечательного писателя Вячеслава Вячеславовича Киктенко (1952-2023), ушедшего от нас совсем недавно.

Фотография автора
Фотография автора

Нина Густавовна была хорошо знакома с Вячеславом Вячеславовичем, и в своём очерке рассказывает о том, каким человеком он был.
Я слегка знакома с творчеством Киктенко, читала его замечательные, интересные произведения и писала о них.

255-летию Ивана Андреевича Крылова посвятила своё эссе
«Сидя на краю пропасти вселенского майдана» Ирина Пичугина.

Фотография автора
Фотография автора

Не знаю, насколько правомерно связывать современные события и басни Крылова, но, с другой стороны, басня, имеющая мораль, применима не только к сиюминутным событиям, но может найти свой отклик и в другие времена.
Связь с современностью автор эссе показывает на примере басни Крылова «Ручей». Также в эссе подробно рассказано о биографии Ивана Андреевича, начиная с самого его детства.

К самому известному роману Булгакова возвращает нас статья
Игоря Владимировича Отчика (р.1951) «Мастер и Маргарита» - роман о мести.

Фотография автора
Фотография автора

Конечно, роман Булгакова очень многоплановый. Тут и о том, что рукописи не горят, и о всепобеждающей силе любви, и о борьбе добра со злом, и об истине, которую нёс людям Сын Божий. И на каждую из этих тем можно написать (и написаны) целые исследования. Но Игорь Владимирович выбрал тему мести.
Кто же кому мстит в романе? По мнению автора статьи, Воланд и его свита мстят всем, кто так или иначе навредил Мастеру – НКВДшникам, воровитому буфетчику, взяточнику-домуправу, руководителям культуры, литературным аристократам, коллегам по цеху, подлым критикам. Похоже, что Булгаков в этих страницах выплёскивал свои накопившиеся обиды.
Почему же пытается восстановить справедливость сам Сатана? Потому что Господь предпочитает не вмешиваться в людские дела, он всех любит и всех прощает.

В рубрике «Московская тетрадь» - публикация
Александра Васькина «Москва Сергея Михалкова».

Фотография автора
Фотография автора

«Тема «Сергей Михалков и Москва» ещё не стала объектом полноценных исторических и краеведческих исследований, потому не грех уделить ей должное внимание, тем более, что в архивах хранится немало интересных и ярких свидетельств эпохи».

Вот автор публикации и решил эту нишу занять, начав своё исследование «от варягов» - от предка рода Михалковых, Михалко Ивановича, приехавшего в Московию из Литвы в начале 15 века.

Фотография автора
Фотография автора

В публикации рассказано, как Сергей Михалков начинал свой творческий путь, как с лёгкой руки Сталина он получил квартиру в писательском кооперативе.
Окончание публикации следует...

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!