Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Подростки-фурри – разрешать нельзя запретить. Расставляем разумные акценты.

Подростковый период – один из самых эмоциональных и непростых периодов в жизни человека. Время экспериментов, освоения новых социальных ролей и познания себя. Во всём теле и психике подростка происходят масштабные изменения. Задача возраста - понять, "кто я" и "где я могу найти своих". Хорошая и важная задача, без которой нельзя стать по-настоящему взрослым. Проблема в том, что порой поиски себя и "своих" могут обретать довольно необычные и пугающие родителей этих подростков формы.

Одной из таких пугающих "форм" является субкультура фурри (от англ. furry «пушистый, покрытый мехом») – сообщество людей, увлекающихся анимационными сериалами, а также иллюстрациями, где в качестве главных героев выступают антропоморфные животные. Среди основных «обвинений» в адрес субкультуры можно услышать увлечение отклоняющимися формами социального и сексуального поведения. Так, например, фурри могут напугать случайных прохожих, облизывая или кусая их, или имитируя движения животных (квадробика).

В этом посте я постаралась собрать имеющиеся в Сети сведения о данной субкультуре, включая мнение экспертов по психиатрии, антропологии и психотерапии, чтобы составить своё мнение как психолога об этом явлении, и поделиться им с вами. Буду рада, если вы сможете откликнуться на него после прочтения.

В интервью Гезете.ру врач-психиатр Антон Елисеенко говорит о том, что изначально субкультура фурри не имеет ничего общего с такими проявлениями, как передвижение на четвереньках и кусание прохожих:

«В сообществе фурри относятся к квадробике скорее отрицательно, потому что относят это к нескольким другим субкультурным аспектам. Если в квадробике люди готовы ассоциировать себя с животными, то фурри отождествляют себя именно с антропоморфными животными. А это достаточно большая разница, ведь в рамках субкультуры фурри вовсе не нужно так явно подражать поведению животного».

Само движение зародилось в Америке – с началом активного развития мультипликации (помните мультфильмы про Микки Мауса, Чипа и Дейла, Тома и Джерри?), а затем – и научно-фантастических фильмов. Первые вечеринки фурри начали проводиться в 80-х годах прошлого века. У нас в России субкультурой заинтересовались с конца 90-х годов. Тогда же начали проводиться первые слёты и фурри-вечеринки любителей антропоморфной анимации.

Кандидат исторических наук, Артур Артурович Чубур, отмечает, что увлечение зооморфизмом далеко не новое явление для человеческой цивилизации. В качестве примеров он приводит персонажей из мифологии разных культур – Египта (Антропоморфные Боги Анубис, Хатор, Сет и др.), Дальнего Востока (Дусэ – человек-тигр, от которого, по преданиям, берут начало многие роды нанайцев, удэгейцев и маньчжуров) и Кореи (Комсин – мифический первопредок корейского народа).

В древних языческих культурах было естественно обращаться за поддержкой к духам-покровителям (тотемам), которые, как правило, представлялись в виде животных. В современной психологии тотемом принято считать образ, который может символически воплощать в себе те качества, которые человеку могут быть важны на данном этапе его жизни. Так, например, психотерапевт Анна Ефимкина предлагает вспомнить, как в саге о Гарри Поттере, начиная с 3 книги, можно встретить образ Патронуса – волшебного защитника, вызываемого заклинанием при появлении дементоров – жутких и мрачных созданий. В один из критических моментов главный герой видит Патронуса в виде оленя.

«Гарри думал, что это его отец (вызвал Патронуса – мои примеч.), но с точки зрения психологии это воплощение как раз собственных ресурсов мальчика. Образ оленя придавал ему сил и помогал выстоять в критической ситуации».
-2

Известно, что бессознательное восприимчиво именно к языку образов и символов. В практической психологии есть множество упражнений и методик по развитию связи со своим тотемом и обращению к нему для усиления нужных качеств и состояний. Например, специалисты могут применять специальные колоды метафорических ассоциативных карт – «Тотемные животные», «Тотемы внутренней силы», «Звери и инстинкты», проводить направленные медитации и тренинги по установлению контакта со своим "тотемом".

«В силу тотемов верят как раз люди осознанные. Они видят закономерности в собственной жизни и поступках. И научаются трансформировать реальность сами. Они могут интегрировать свою силу и выносить ее вовне в виде животного или предмета, чтобы было нагляднее».

из интервью журналу Psychologies«А я не верю в эти истории с тотемными животными. Все как будто помешались на этом, — возмущается 37-летняя Надежда. — Откуда такая надежда на птичку или рыбку, что она изменит нашу жизнь и все решит за нас?» Однако психотерапевт Анна Ефимкина готова поспорить.

Подводя итоги своего мини-исследования, могу сказать, что всё новое – это хорошо забытое старое. Увлечение субкультурой фурри – это то самое новое, которое по своей сути является хорошо забытым старым – а именно, потребностью в отождествлении себя с некоторым образом – «тотемом», близким к природе и способным воплощать в себе необходимые для человека качества и способности. Звери-антропоморфы были известны ещё до всплеска сетевого фурри-арта. Это и Кот в Сапогах в сказке Шарля Перро, и Волк и Заяц из мультфильма «Ну, погоди», не говоря уже о многочисленных изображения животных на гербах городов по всему миру.

В целом сообщество фурри представляется безобидным. Большинство проблем, которые можно увидеть у некоторых представителей этой субкультуры, связаны с теми сложностями, которые уже существовали в их жизни на момент знакомства с ней, с их системой убеждений и ценностей. Однозначно сказать, что субкультура сама по себе несёт вред нельзя, также как нельзя сказать, что чтение романов Ф.М. Достоевского – опасно. Известны случаи, когда прочтение «Преступления и наказания» также имело негативные последствия на неокрепшую психику читателей, но отменять Достоевского только потому, что его произведения прочёл человек, находящийся в психически-неуравновешенном состоянии было бы неразумно, потому что позитивное влияние его творчества на мировую культуру несоизмеримо больше.

Как и любое культурное явление фурри имеет связи с глубинными человеческими потребностями. Для подростков это – потребность в обретении собственной идентичности, в отождествлении себя с группой тех, кого они могли бы назвать «своей стаей». Бессмысленно запрещать это увлечение, не предлагая ничего взамен, не понимая, какую потребность оно обслуживает.

Важно помнить, что задачи переходного возраста – это поиск новых авторитетов и поиск себя. При сохранении уважительного диалога между подростком и родителями, можно узнать, как ребёнок относится к разным явлениям в подобных субкультурах и делиться своим мнением о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо» – как для самих участников субкультуры, так и для общества в целом.

Хорошо также знать особенности своего ребёнка и его уязвимые стороны. Например, во времена популярности тамагочи по всему миру случались трагические эпизоды, когда дети, остро переживая смерть своих цифровых питомцев, заканчивали жизнь самоубийством.

Какие бы увлечения вашего ребёнка его не интересовали, важно понимать, есть ли у него/неё связь с реальностью, умеет ли он выстраивать отношения с другими людьми за пределами выбранного для себя образа, и получается ли у него быть частью социума из других своих социальных ролей – в зависимости от предлагаемого контекста.

В каких случаях точно стоит «бить тревогу»:

  • ребёнок не может отличить игру от обычной жизни – например, отказывается отзываться на своё настоящее имя и его вариации, и просит называть себя всегда только именем своей фурсоны (фурсона – выбранный для себя членом субкультуры фурри образ/аватар);
  • от увлечения субкультурой страдают другие стороны жизни подростка (учёба, отношения с социумом и членами семьи и т.д.);
  • участвуя в мероприятиях своего сообщества, подросток становится свидетелем или участников правонарушений.

Если самостоятельно разобраться с тревожными звоночками нет возможности, важно обратиться за профессиональной психологической помощью. Специалист поможет понять, насколько увлечение субкультурой фурри (или чем-то другим) становится разрушительным для вашего ребёнка и какая помощь может быть для него уместна.

Автор: Славкина Ольга Константиновна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru