Если вы следили за музыкальными новостями в прошлом году, то, скорее всего, видели слова «хип-хоп» и «упадок» в одном и том же заголовке. В течение 2023 года падение жанрового гиганта музыкальной индустрии стало широко обсуждаемой и горячо обсуждаемой темой. В то время как многие утверждали, что падение доли рынка жанра вызывает беспокойство, другие отметили, что отсутствие его превосходства в чартах связано с множеством факторов, а не с тем, что он обязательно «непопулярен» сейчас.
Согласно отчету Chartmetric Year In Music 2023, хип-хоп / рэп-исполнители были самым большим присутствием в музыке в 2023 году с точки зрения объема релизов. Аналогичная картина наблюдалась и для треков, самым доминирующим жанром которых был хип-хоп/рэп — как за все время, так и только в 2023 году. Таким образом, несмотря на то, что огромное количество исполнителей и треков в этом жанре, безусловно, растет, напрашивается вопрос о том, не становится ли сцена слишком перенасыщенной.
Отметив свое 50-летие в прошлом году, неясно, какое будущее ждет любимый стиль, рожденный в Нью-Йорке. В то время как его непреходящее влияние продолжает подпитывать сцены по всему миру, потерял ли американский хип-хоп свое место по умолчанию?
Действительно ли хип-хоп приходит в упадок?
Хотя присутствие (или его отсутствие) жанра в топ-чартах не всегда является точным отражением его общего состояния, нельзя отрицать, что хип-хоп находится на значительном спаде в чартах с 2018 года. В начале 2023 года ежемесячная рыночная доля хип-хопа в чарте США Spotify Top 50 была рекордно низкой. Однако всего год спустя произошло очевидное возрождение, в результате чего текущая средняя доля рынка хип-хопа на 2024 год составила 34%.
По сравнению с другими жанрами, поп-музыка в целом выросла с 2018 года. Латинский язык также наделал много шума с 2022 года, составив в среднем почти 11,2% за последние два года. Имея в виду эти цифры, можно сделать вывод, что их растущие акции заглушили тот шум, который хип-хоп все еще умудряется производить.
На глобальном уровне чарт Spotify Top 50 Global показал гораздо менее резкий спад. Падение всего на 24% показывает, что сцены за пределами родной страны жанра продолжают сохранять свой вес.
Топ-50 чартов YouTube также может помочь проанализировать глобальный взгляд хип-хопа. Что касается акций, то в начале 2022 года тенденция продолжилась падением. Тем не менее, 2024 год выглядит многообещающим для жанра, поскольку на начало первого квартала приходилось в среднем 11,5%, а затем 14,2% в начале второго квартала.
Как ни крути, хип-хоп/рэп, похоже, пережил период затишья в топ-50. Тем не менее, это не отменяет способности жанра создавать доминирующие, давние чарттопперы. В первом квартале 2024 года рэп-проект занял первое место в списке Billboard Top 200 за каждый месяц: American Dream 21 Savage, Vultures Ye and Ty Dolla Sign, We Don't Trust You Future и Metro Boomin соответственно. Синглы также доминируют, и, по словам Complex, «у хип-хопа уже столько песен No 1 в 2024 году, сколько за весь 2023 год».
При анализе жанрового присутствия в топ-чартах также важно помнить, что эти доли указывают на лучший процент артистов, а не обязательно на большинство. Колебания присутствия почти всегда зависят от того, в каких проектах дебютируют суперзвезды — если Дрейк выпускает альбом, общая доля хип-хопа имеет тенденцию увеличиваться по мере того, как проект занимает место в чартах. В то время как спад «длинного хвоста», безусловно, может дать представление о том, что происходит в мейнстриме, под поверхностью всегда есть более масштабная история, которую можно рассказать.
Хип-хоп исполнители выпускают релизы за пределами своего жанра
По мере того, как музыка становится все более глобальной, границы между жанрами продолжают размываться. Это особенно верно для хип-хопа, поскольку многие западные артисты начинают выпускать треки, выходящие за рамки традиционного звучания жанра, чтобы привлечь новую аудиторию по всему миру. Таким образом, в то время как такие жанры, как афробиты и реггетон, набирают обороты — отчасти благодаря сотрудничеству с крупными американскими звездами — звуковой взгляд на мейнстримный хип-хоп также начинает меняться.
Раздел «Начинающие артисты» отчета Chartmetric «2023 год в музыке» освещает эту тенденцию в хип-хопе. С выявленными 125 новыми артистами, которые прославились за последние три года, эти артисты значительно реже выпускали треки в жанре хип-хоп по сравнению с другими жанрами, такими как K-pop или латиноамериканская музыка. Очевидно, что у артистов, связанных с жанром хип-хоп, не было проблем с прорывом в последние три года, таких как Ice Spice или Kay Flock. Тем не менее, большинство начинающих хип-хоп исполнителей выпускают значительно меньше хип-хоп треков, вместо этого исследуя такие жанры, как электроника, поп, R&B и латина.
Распространенность этих новых глобальных сцен также можно отметить при сравнении разбивки 100 лучших исполнителей и треков на Spotify в 2023 году. Что касается треков, то латиноамериканская поп-музыка доминировала на 23%, в то время как хип-хоп — только 10%. С другой стороны, хип-хоп был вторым по распространенности жанром для артистов, опять же после поп-музыки. Это говорит о том, что, несмотря на то, что латиноамериканских исполнителей стало меньше, их треки более влиятельны среди самых популярных песен современности.
Проблемы с маркировкой жанров, когда западная музыка больше не является стандартом по умолчанию
С момента зарождения современной музыкальной индустрии ее масштабы оставались ориентированными на Запад в течение почти столетия. Та же история и для хип-хопа и рэпа, где основные треки, которые доминировали в топ-чартах и на радио, выпущены артистами из Америки — настолько, что 68% из 50 лучших рэп/хип-хоп исполнителей по всему миру по рейтингу артистов Chartmetric — из Соединенных Штатов.
Сегодня, благодаря влиянию цифровизации в музыке и росту социальных и потоковых платформ, глобальные звуки прорываются сквозь шум способами, которые раньше были невозможны. Но по мере того, как такие сцены, как афробиты и реггетон, становятся все более конкурентоспособными, артисты из-за пределов западных регионов вынуждены отделять себя от зонтичных терминов, таких как «хип-хоп», добавляя региональные термины, такие как «латинский» или «африканский» — в отличие от артистов из США, которым редко требовалось использовать такие термины, как «американский хип-хоп» или «американский рэп».
В этом и заключается проблема жанровых данных в целом. Например, такой артист, как Bad Bunny, обычно классифицируется в первую очередь как латиноамериканский артист. Но должен ли он также быть назван хип-хопом, учитывая, что большую часть его дискографии можно охарактеризовать как латиноамериканский хип-хоп или реггетон? Что является определяющим фактором для жанра в сегодняшнюю эпоху — звук или регион, из которого они происходят?
При анализе одного из лучших африканских музыкальных плейлистов Spotify, «African Heat», 35% треков помечены как «африканские», «хип-хоп/рэп» — 15,5% и «афробит» — 13%. Однако, когда речь идет об артистах, основным жанром становится хип-хоп/рэп, связанный с танцевальной/электроникой, а не африканский или афробит.
Аналогичная история и с K-pop, где 69% треков классифицируются как «поп» в соответствии с их основным жанром, но только 17,8% классифицируются как K-pop.
С одной стороны, сваливание незападных исполнителей в одну кучу по базовым жанровым категориям мешает правильно оценить их реальное звучание. В частности, для чернокожих артистов и черной музыки смешивание «африканского» с «хип-хопом» размывает значение и происхождение, которые делают жанр уникальным. С другой стороны, невключение афробит-артиста, такого как Rema, в список лучших хип-хоп / рэп-исполнителей не означает, что он является рэпером.
Хотя выход на западный рынок может быть не целью каждого артиста, это один из самых надежных путей к финансовому успеху. Однако, когда хип-хоп называют доминирующим жанром чернокожих артистов, упадок жанра также может означать уменьшение бюджетов, внимания, наград, грантов и многого другого. Поэтому очень важно использовать квалификаторы при обсуждении таких терминов, как «отклонение». Это особенно важно, поскольку жанры, не обозначенные как «хип-хоп», такие как мейнстримная латиноамериканская музыка, переживают рост. Существует обоснованное опасение, что жанры, которые получили влияние хип-хопа и выиграли от него, могут привлечь внимание, оттеснив на второй план сам хип-хоп.
Кажется, что это проигрышная ситуация для артистов, находящихся за пределами «мейнстримной» музыки. Европоцентричный характер музыки и поп-культуры обесценивает и принижает артистов из незападных стран, и нам, как индустрии, критически необходимо начать переосмысливать то, как мы определяем жанр.