90 лет назад на свет появился человек, впервые в мире вышедший в открытый космос: советский космонавт и художник Алексей Архипович Леонов.
На счету Алексея Леонова два космических полёта (общий налёт — 7 суток 33 минуты и 8 секунд). Первый в мире выход в открытый космос состоялся 18 марта 1965 года, через 1 час 35 минут после старта с Байконура, в начале второго витка на орбите Земли.
12 минут среди звёзд
Общее время, проведённое Леоновым в безвоздушном пространстве, — 23 минуты и 41 секунда. Из них 12 минут и 9 секунд — за пределами корабля, в свободном полёте. Максимальное удаление от космического корабля составляло 5 метров и 35 сантиметров — такой была длина фала, связывавшего космонавта с кораблём. В составе фала были стальной трос, провода для передачи на борт корабля технических измерений, кабель связи и шланг для подачи кислорода в скафандр.
В 11:34 командир корабля «Восход-2» Павел Беляев передал в Центр управления полётом сообщение о начале выполнения задания. Через несколько минут Леонов услышал в шлеме с детства знакомый голос диктора Юрия Левитана: «Внимание, внимание! Человек вышел в открытое космическое пространство и находится в свободном плавании!». Как позже говорил Алексей Архипович, он не сразу понял, что речь о нём: «Кто это там ещё плавает? — подумалось мне. — Да ведь это же обо мне говорят». Ну, раз говорят, значит, надо работать».
Работа заключалась в том, чтобы снять выход на миниатюрный фотоаппарат «Аякс-12» и кинокамеру С-97. Крышку с объектива камеры Леонов отправил в свободное плавание по космосу, о чём потом сожалел: «Был бы отличный сувенир!». На корабле было установлено несколько камер для видеофиксации выхода. При завершении выхода космонавт должен был их демонтировать и перенести в спускаемый аппарат.
160 ударов в минуту
Специально для выхода в космическое пространство специалистами Особого конструкторского бюро № 1 (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королёва) трёхместный корабль «Восход» переоборудовали в двухместный. Это обеспечило пространство для надевания скафандра с ранцем и выхода в шлюзовую камеру, отделявшуюся от кабины космонавтов герметичным люком, который открывался внутрь кабины.
Шлюзовая камера «Волга» и скафандр «Беркут» были разработаны конструкторским бюро опытного завода № 918 в подмосковном Томилино (теперь это Научно-производственное предприятие «Звезда») под руководством главного конструктора Гая Северина.
Шлюзовая камера была «мягкого» типа и состояла из 36 секций. До выхода на орбиту она помещалась под обтекателем корабля, а после возвращения космонавта в кабину — отстреливалась. В рабочем состоянии имела форму цилиндра длиной 2,5 метра с внешним диаметром 1,2 метра и внутренним — 1 метр.
Скафандр, в котором Леонов выходил в космос, был так называемого вентиляционного типа, выдыхаемый углекислый газ выходил из него через клапан. Кислорода в ранце хватало на 40 минут — при расчёте, что космонавт проведёт за бортом не больше 10 минут.
На рукавах скафандра не было пневмошарниров, а жёсткость оказалось такой, что один сгиб руки в локте, как говорил Леонов, соответствовал подниманию 20-килограммовой гири. На это стоит обратить особое внимание, ведь перед возвращением на корабль космонавт должен был смотать фал и демонтировать все камеры. Сделать это было крайне тяжело.
Из-за жёсткости скафандра и продолжительности выхода (раньше Леонов проводил в невесомости при полётах на самолёте-лаборатории Ту-104 не больше 25 секунд), Алексей Архипович перешёл на резервный режим давления в 0,27 атмосферы против рабочих 0,4 и облегчил себе возвращение.
Всё же пульс космонавта скакнул до предельных 160 ударов в минуту, а температура тела поднялась до 39 градусов. И, как утверждал потом Леонов, за время полёта — 26 часов и 2 минуты — он потерял несколько килограммов из своих 70 с небольшим.
Несмотря на то что и корабль, и скафандр были сделаны в рекордно короткие сроки, Алексей Леонов доказал, что в космосе можно не только летать и жить, что показали полёты Гагарина и других космонавтов, но и работать, подтвердив теоретические работы Циолковского.
Признание
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля и абсолютный рекорд максимальной высоты полёта над поверхностью Земли космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра. Леонов получил от ФАИ золотую медаль.
После этого полёта газета «Вечерняя Москва» предложила читателям придумать новое слово, которое бы означало выход в космос. Победил глагол «леоновать», который лингвисты предложили упростить до «леонить».
Алексей Архипович стал одним из главных консультантов по вопросам скафандростроения. И уже следующий скафандр, «Ястреб», был лишён недостатков «Беркута». Кстати, этот скафандр можно увидеть на выставке «Политехнический музей: приближая будущее», пока она работает.
Зачем это было нужно?
Ещё в 1962 году руководитель советской космической программы Сергей Павлович Королёв сформулировал необходимость выхода в открытый космос. Это требовалось для решения разных задач снаружи корабля, например ремонта. «Моряк, находящийся на борту океанского лайнера, должен уметь плавать в океане, и космонавт, находящийся на борту космического корабля или станции, должен уметь «плавать» в открытом космосе», — рассуждал Королёв.
Почему именно Леонов?
О Леонове говорили, что он потрясающе работоспособен: во время подготовки к полёту провёл 196 вращений на центрифуге и 117 раз прыгал с парашютом. Также отличался неиссякаемым оптимизмом и чувством юмора.
Соратник Королёва, будущий академик Борис Черток, в то время начальник отдела систем управления ОКБ-1, писал: «Было в нём что-то от гагаринской удали, — поделился я с Рязанским. — Глаза внимательные, взгляд не скользит по поверхности, задерживается! Рязанский со мной согласился и добавил, что, кроме всего прочего, Леонов выделяется какой-то естественной интеллигентностью. Будущее показало, что мы не ошиблись. У Леонова, кроме прочего, был взгляд художника».
Это подметил и Сергей Королёв, решивший, что Леонов сможет не только выйти в открытый космос, но и передать свои ощущения словами — Алексей Архипович был отличным рассказчиком — и в живописи. Так и произошло: его картины знают и помнят все. А с Юрием Гагариным Алексей Леонов действительно был схож — не внешне, а по характеру, подружился с ним при поступлении в отряд космонавтов и пронёс дружбу через всю свою жизнь. Каждый год 9 марта, в день рождения Юрия Алексеевича Алексей Архипович старался приехать к нему на родину — кстати, они были одногодками, оба родились в 1934-м. Мать Гагарина, Анна Тимофеевна, ласково называла Леонова «сынком».
12 цитат Алексея Леонова
- «Порой кажется, что люди, сотворившие космическую эпоху, были к нам «засланы» откуда-то «сверху». Прежде всего это Сергей Павлович Королёв, объединивший вокруг себя таких же истовых людей, которые напоминают мне иногда апостолов. Ишлинский, Рязанский, Кузнецов, Бармин… Какие учёные!»
- «Когда меня пригласили выдержать тест на то, чтобы попасть в отряд космонавтов, я начал думать о том, что такое космос».
- «Я шёл в никуда! Я ничего не знал и никто в мире не знал, что я там встречу и что со мной будет. Было ли мне страшно? Нет. Меня вело любопытство и желание узнать, что же там».
- «А когда я, с трудом оторвавшись, шагнул в эту бездну, у меня что-то покатилось, меня что-то подпёрло. Звёзды были и слева, и справа, и вверху, и внизу, и я находился среди звёзд. Постепенно всё успокоилось, и я понял, что я сам — частица этого гигантского мира, где живёт человек, как песчинка!»
- «Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной были чёрное небо и яркие немигающие звёзды. Солнце представилось мне как раскалённый огненный диск. Чувствовалась бескрайность и лёгкость, было светло и хорошо…»
- «Мы на Земле с хорошим зрением видим звёзды только 4-й величины, а в космосе это ограничение снимается, и человек видит звёзды 6-й величины. И там звёздное небо совершенно другое».
- «Космические пейзажи очень красивы, но всё равно земные — гораздо более многообразные. Пусть в космосе каждую секунду что-то меняется, на Земле всё-таки лучше».
- «Конечно, была мечта — простоять на подножке «трамвая» и облететь весь земной шар, как это было бы здорово!»
- «У меня постоянно возникает радость — то, что я сделал, не пошло «в корзину», а пошло на совершенствование техники, которая обеспечивает безопасность людей».
- «Надеяться всегда нужно на лучшее. Нет веры? Выдумайте её. Нет героев? Создайте».
- «Нельзя забывать и о достижениях нашего прошлого, как бы мы сегодня не относились к нему».
- «Ставьте перед собой задачи и обязательно добивайтесь их решения. Безвольный, ленивый и изнеженный человек ничего не может достигнуть. Можно и даже нужно увлекаться многими вещами, но нужно успешно сочетать увлечения со своим главным делом».
Главное
«Не бойтесь трудностей и не пасуйте перед ними, в борьбе закаляется и крепнет характер и происходит рождение Человека»