Осознав значимость своего внутреннего мира или души, Сократ пришёл к выводу, что следующий шаг на пути к саморазвитию — это получение знаний о добре и зле и культивирование добра в своей душе, очищая её от зла.
Большинство людей слепо верят, что знают, что такое истинное добро и зло. Они считают богатство, статус, удовольствия и общественное признание величайшими благами в жизни, а бедность, смерть, страдания и социальную изоляцию — величайшим злом.
Однако Сократ не соглашался с таким подходом и считал его опасным. Ведь каждый человек стремится к счастью, которое является главной целью жизни, и всё, что мы делаем, мы делаем, думая, что это принесёт нам радость. Поэтому мы считаем добром то, что, по нашему мнению, сделает нас счастливыми, а злом — то, что, как нам кажется, причинит нам страдания.
Из этого следует, что если у нас неправильное представление о добре, мы потратим свою жизнь на тщетную погоню за вещами, которые не принесут нам счастья, даже если мы их достигнем.
✅ Однако, согласно Сократу, если бы человек сосредоточился на самопознании и философских размышлениях, он бы вскоре пришёл к более глубокому пониманию добра. Высшее благо, утверждал Сократ, — это добродетель.
Добродетель олицетворяет моральное совершенство, и человек считается добродетельным, если его характер содержит моральные качества, признанные добродетелями. В Древней Греции таковыми считались мужество, умеренность, благоразумие и справедливость.
Сократ полагал, что добродетель — это величайшее благо в жизни, так как только она может принести человеку счастье. Смерть становится незначительной проблемой для поистине добродетельного человека, который осознаёт, что главное в жизни — это состояние его души и вытекающие из этого поступки:
«Человек, ты говоришь неправильно, если считаешь, что достойный человек придаёт уравновешивающий вес опасности жизни или смерти или принимает во внимание что-либо, кроме этого, когда действует: справедливо или несправедливо его действие, поступок хорошего или злого человека» (Апология 28b–d).
Сократ утверждал, что для становления добродетельным необходимо обрести понимание истинной сущности добродетели. Знание природы добродетели является обязательным условием для достижения добродетели.
✅ Именно поэтому Сократ постоянно общался со своими соотечественниками, стремясь определить конкретные добродетели. Он был убеждён, что осознание правильного определения добродетели приведёт к пониманию того, что добродетель — это единственный истинный путь к добру. Поскольку люди от природы стремятся к благу, которое приносит счастье, с таким знанием у человека не останется иного выбора, кроме как стать добродетельным.
✅ Для упрощения этой идеи можно использовать формулу: знание = добродетель = счастье. Когда мы постигаем суть добродетели, мы становимся добродетельными, то есть делаем наши души добрыми и прекрасными. Усовершенствование наших душ приводит к подлинному счастью.
Учитывая, что все люди от природы стремятся к счастью и достичь его можно только через добродетель, возникает вопрос: почему многие не могут стать добродетельными и вместо этого совершают злые поступки, мешая себе достичь желаемого?
Проще говоря, причина этого кроется в невежестве людей. Если бы человек действительно понимал, что его действия являются злом, он бы воздержался от них. Однако, поскольку злые поступки совершаются по незнанию, Сократ считал, что они происходят непреднамеренно. Сократ не имел в виду, что человек, совершающий зло, действует неосознанно, скорее, такой человек просто не понимает, что его поступок является злом. В диалоге Платона «Протагор» Сократ говорит:
«Моё мнение таково: ни один мудрый человек не считает, что кто-то грешит добровольно или намеренно поддерживает низкие или злые поступки; они прекрасно понимают, что каждый низкий или злой поступок происходит непреднамеренно».
Совершающий зло человек не осознаёт, что только добродетель является истинным благом. Вместо этого он ошибочно полагает, что богатство, власть и удовольствия — это главные ценности в жизни, и ради их достижения готов использовать любые средства, даже безнравственные. Таким образом, он не понимает, что, совершая злые поступки, он разрушает свою душу и обрекает себя на вечное несчастье.
✅ Согласно А. Э. Тейлору, злодеяния основаны на неправильном понимании благ. Человек совершает зло, потому что ошибочно ожидает получить от этого пользу, богатство, власть или удовольствие и не учитывает, что последствия для его души значительно перевешивают возможные выгоды.
Совершение несправедливых поступков наносит непоправимый вред душе человека, которая является его истинной сущностью. Сократ утверждал, что предпочтительнее страдать от несправедливости, чем её совершать.
«Я говорил правду, когда сказал, что ни я, ни ты, ни кто-либо другой не предпочёл бы совершать несправедливость, чем терпеть её: ведь это хуже», — говорил Горгий.
Когда мы совершаем несправедливые поступки, мы вредим своей душе, которая является нашим истинным «я». Однако, страдая от несправедливости, мы теряем лишь материальные блага, такие как богатство, репутация или здоровье. Так как состояние души играет ключевую роль в достижении счастья, мы должны заботиться о ней, даже если это означает потерю имущества и здоровья. И если перед нами стоит выбор, мы должны предпочесть терпеть вред, а не причинять его.
Это серьёзное умозаключение, и в конце лекции мы приведём цитату Джорджа Властоса, который описывает крайнюю ситуацию, демонстрирующую всю глубину идеи Сократа:
«Представьте человека, живущего в условиях жестокой диктатуры, обвинённого в политическом преступлении, который пытается спасти себя, ложно обвиняя своего друга. После этого друга арестовывают и подвергают пыткам. Выйдя из этого испытания сломленным человеком, он вскоре умирает, в то время как обвинитель, щедро вознаграждённый режимом, доживает до здоровой и благополучной старости. Сократ утверждает, что виновник этой трагедии нанёс своему собственному благополучию больший урон, чем его жертвам. Возникал ли когда-либо моралист-философ с более весомыми претензиями? Мне неизвестно ни об одном таком случае».
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа