Немного истории о начале Кронштадта
О-в Котлин (Ретусари, называемому по-немецки Крысьим (RatzenInsel), Рычарт, Рисерт – писали его в наших бумагах) с 1323 до 1617 г. признавался пограничным урочищем России со Швецией.
«Владение наше продолжалось до 1583 года, когда Иоанн Грозный должен был уступить Швеции русские города в земле Ижорской; но по Тявзинскому договору 18-го мая 1595 года русским были возвращены все древние новгородские владения в земле Ижорской. Береговая пограничная черта к северу от устьев, реки Сестры осталась почти та-же, как была постановлена Орешковским договором, к югу-же от устья этой реки граница направлялась поперёк Финского залива и проходила через середину острова Ретусари, нынешнего Котлина.»
По Столбовскому миру 1617 г. этот остров уступлен Швеции. В последний раз русские с воеводой Потемкиным посещали Котлин летом 1665 года. При Петре I был присоединен к России.
В мае 1703 г. были захвачены два шведских судна, и шведский вице-адмирал Нумерс пытался возместить потери, располагался с судами в устье Невы до осени. Как только наступили первые морозы и Нева стала покрываться льдом, 1 октября он ушел из устья Невы в Выборг. С уходом Нумерса Петр I на новопостроенном в Лодейном поле галиоте, в сопровождении яхты, приведенной им в прошлом году из Архангельска, спустился между шедшим по Неве льдинами в Финский залив. Сделав промер между островом и мелью, лежащей от острова Котлин к югу, Петр решил построить на ней крепость.
Работу поручил Меншикову. По утверждении льда, рубленые бревенчатые ящики были перевезены на назначенное место, наполнены камнем и опущены на дно. На этом фундаменте, в исходе 1703 года, на отмели, в южной части острова, согласно модели, собственноручно изготовленной Государем в Воронеже, была построена деревянная с земляными насыпями 3-х ярусная башня, командовавшая фарватером.
7 мая 1704 года, Государь, в сопровождении Новгородского митрополита и многих других особ, отплыл на флейте "Beльком" из Петербурга для ее освящения, за которым следовало 3-х дневное торжество, и был назначен комендант крепости полковник Тимофей Трейдан.
«1704-го года, мая 9-го, Государь лично, на судне Вель-Ком, ходил до Котлина острова и на новую крепость поставил привезенную с собою артиллерию.»
12 мая в Петербурге последовал указ, о названии крепости Кроншлотом (Кроншлосс, или Коронный Замок).
Сведения о конструкции Кроншлота довольно неточны: по свидетельству Александра Гордона—«сделали из брёвен огромный ящик 10 фут в вышину, 80 в длину, 15 вершков толщиною и опустили в воду. На этом фундаменте, воздвигли 3-хъ этажную башню, укрепление могло вместить в себе до 8000 человек гарнизона и до 70 орудий.» По описанию другого современника. барона Гизена: «крепость Кроншлот имела сорок косых сажен диаметра и два ряда, один над другим, для ставления пушек;- деревянная, нагрузя камнем, опущена в воду и несколько пушек на ней поставлено.»
Описание двухэтажного форта относится к переделанной в конце царствования Петра Великого башне, хотя размеры могли относиться к первоначальному проекту, и башню только убавили этажом. Первое вооружение Кроншлота было около 14 орудий, но впоследствии возросло до 30-ти. Одновременно с фортом, для защиты прохода по фарватеру, была построена батарея, называвшаяся Старой, впоследствии Андреевской.
Все сведения об устройстве острова сосредотачивались в канцелярии Ингерманландского Губернатора, князя Меншикова, в деревянном здании при доме князя, на Васильевском острове. 22 декабря 1716 года, здание сгорело вместе с значительным количеством архивных дел, успевших накопиться с начала строительства.
22 мая 1705 года, наш флот, состоящий из 8-ми 24-пушечных фрегатов, 6-ти шняв, 3-х галер, 2-х брандеров и нескольких бригантин, под начальством Крюйса, имевшего флаг на фрегате "Дефам", впервые вышел из Петербурга и бросил якорь у Кроншлота. Первым распоряжением Крюйса, под начальство которого была и оборона острова, в связи с отъездом Меншикова в действующую армию, было связано с устройством батареи на южном берегу Котлина, на мысе, лежащем на NNW от Кроншлота, в последствии Цитадельская пристань. Батарея эта получила название Св. Иоанна.
Флот расположился севернее Кроншлота в ожидании шведского неприятельского флота, в двух линиях, из коих первую составляли фрегаты, несколько бригантин и два брандера помещены были по SW сторону Кроншлота. Проход между крепостью и берегом был закрыт плавучими рогатками, снабженными подводными остриями. Происходившее сражения закончились 14 июля уходом шведского флота.
В течение лета 1706 года на косе был построен шанц Св. Александра и усилена батарея Св. Иоанна. Флот, в числе 17 вымпелов, в ожидании неприятеля, пробыл на Котлинском рейде до половины октября.
В июне 1707 года первый раз подняли адмиральский флаг, на 26 пушечном фрегате "Олифант", адмирала Апраксина, заменившего умершего Головина. Флот, имевший в этом году уже более 30 вымпелов, в октябре возвратился в Петербург .
Так продолжалось до 1712 года, при существовавших тогда судах с небольшими углублениями, но верфи были уже в состоянии строить суда больших рангов: в 1710 году мы имели 50 пушечные корабли "Выборг", "Рига" и "Пернов", а в 1712 г. 54 пушечный "Полтава", требовавшие камелей для выхода из Петербурга, ожидались фрегаты из Архангельска, и корабли, купленные за границей. Единственной гаванью для этих судов мог стать Котлин. В 1712 году приступили к ее постройке, первоначальным строителем был вице-адмирал Крюйс, но после исключения его из службы и ссылки в Казань, работу в 1713 году поручили капитану Эдуарду Леину. В исходе 1715 года Государь составил проект гаваней, существующих ныне.
Работы начались с военной гавани в декабре 1717 года, а в 1720 году, по окончании гаваней военной и купеческой, выводилась стена средней гавани. С начала 1720 года начали разбирать прежнюю гавань.
В Январе 1716 года приступили к перестройке Кроншлота, взамен прежней башни. В начале 1722 года стали строить цитадель (ныне форт Петр). Планы этих фортов были те же, что и ныне.
В феврале 1719 года был начат канал, носящий ныне название канала Петра I. В декабре 1721 года земляные работы доведены до средины крест-канала, а восточный поворот его был окончен. Также выведены были дамбы усть-канала. В июне 1723 года стены канала начали обкладывать камнем. 20 сентября 1718 г. Пётр Великий собственноручно начал рыть кронштадтский канал, потом поручил эти работы полковнику Люберасу, из-за недостатка опытных геодезистов и моряков, Государь вынужден был отвлекать его другими поручениями, и работы переходили от одного строителя к другому до 1734 года, потом до самого окончания канала в 1751 году находились в ведении Любераса.
Из сведений 1714 года видно, что деревянных казарм было более десяти, обывательских домов более восьмидесяти, в которых располагались нижние чины и их катастрофически не хватало, особенно для офицеров.
Этот недостаток решили восполнить новым налогом. В марте 1714 года начали собирать с губерний деньги на постройку тридцати одного каменного дома. Петр во время приездов хотел быть как можно ближе к кораблям и любимому морю, и избрал местом для своего жилища среднюю гавань, где в 1721 году, начали битье свай под фундамент трехэтажного Царского Дома, на воде, в 35 саж. от берега. С восточной стороны к нему примыкала пристань. В последствии она частично стала фундаментом Кронштадтского арсенала.
В феврале 1721 года в купеческой гавани начали устанавливать кран.
Адмиралтейские провиантские магазины и пороховые погреба, строили на воде, севернее военной гавани, и закончили осенью 1722 года.
С 1723 года Котлин представлял удобную гавань, но порт со всеми мастерскими находился в Петербурге, куда отводили на камелях корабли для важных исправлений.
7 октября 1723 г., Государь решился произвести закладку новой крепости, которая постоянно откладывалась из-за плохой погоды, в 1 часу пополудни, три пушечные выстрела с Кроншлота возвестили о сборе в назначенном место. Во 2 часу, под дождем, был отслужен молебен, и новая крепость была наречена Кронштадт (венец града).
В феврале 1724 года закончили и раздали каменные дома.
Государь собственноручным указом, данным в Кронштадте от 5-го октября, передал дело канала и доков в Адмиралтейств-Коллегию, и через четыре месяца не стало основателя Кронштадта.
После сооружения Морского канала значение Кронштадта, как торговой гавани уменьшилось.
Собственно город занимает восточную часть острова. В Андреевском соборе хранилась, на образе св. Андрея Первозванного, Андреевская лента, полученная Петром за взятие в 1703 г. на абордаж шведских судов в Финском заливе, тут же костяной образ св. Андрея Первозванного, сделанный самим Петром.
В 1807-8 г. все Кронштадтские укрепления были перестроены по плану Оппермана, но после наводнения 1824 г. пришлось предпринять новые перестройки; в 1825-40 гг. построены западные форты, оборонительные стенки, казармы и плотины; цитадель перестроена в каменное укрепление и названа фортом «Император Петр I». В 1854 г. выстроены добавочные укрепления на косе и устроены подводные заграждения; в 1858 г. начата батарея «Константин». В Кронштадте 3 гавани: военная, средняя и купеческая, обнимающие громадное пространство и защищенные от действия волн гранитной стенкой. В военной гавани — шкиперские магазины. В средней — пороховые погреба. Краны во всех гаванях. «Старый и Новый доки Петр Вел.» и канал с 3 шлюзами.
«Константиновский сухой док в Кронштадте построен в 1875 г. Камера его, длиной 152,4 м, имеет в поперечном сечении вид трапецеидальный. Боковые стены представляют 4 больших уступа, шириной 1,36, 1,06, 1,06 и 1,52 метра, при полной высоте над порогом 8,8 метра. Затем переход ко дну сделан тремя малыми уступами. Ширина камеры вверху 30,5 метра, а по дну 15,8 метра. Боковые уступы стен идут, не прерываясь, вдоль всего дока и у задней стенки упираются в стремянки, служащие для подачи материалов. На первых двух верхних уступах поставлены колонны, предназначенные для рельсовых путей, по которым могут передвигаться подъемные краны. Лестницы устроены в конце дока и возле шлюзной части. Шлюзная часть, длиной 23,4 м, имеет уклон стен в 6:1 с переходным закруглением к горизонтальному порогу. Ширина входа у уровня воды 21,3 м, а глубина на пороге 8,2 м. Вход закрывается железным батопортом криволинейного очертания о двух килях, имеющим вид судна. Для управления батопортом внутри его поставлены насосы, приводимые в действие небольшой паровой машиной, помещенной под палубой батопорта. Вся кладка Константиновского дока сделана из известкового камня с внутренней облицовкой. Дно под кильблоками и продольными кюветами для отвода воды облицовано гранитом. Для водоотлива служат 4 турбинных насоса в 100 сил каждый, а для откачивания фильтрационной воды во время работ в доке поставлен особый поршневой насос в 30 паровых сил.»
«Деревянный плавучий док в Кронштадте состоит из пяти частей и построен в Петербурге в 1860 г. Каждая секция дока разделена в подводной части на 10 непроницаемых для воды отделений. Весь док имеет 90 м длины, 33,5 м ширины; подъемная его сила при осадке в 3 м 3312 тонн. Для выкачивания воды на нем имеются 10 отдельных машин, по 6 сил каждая. ... Железный плавучий док, построенный в Кронштадте с 1867 по 1871 г., тоже состоит из пяти частей с 11 непроницаемыми отделениями в каждой. Длина его 99 м, наибольшая ширина 33,5 м, ширина между боковыми стенами 24,7 м, ширина стапель-палубы 18,3 м; подъемная сила, при углублении 3 м, 5000 тонн. Для выкачивания воды установлено 10 отдельных машин, по 10 сил каждая.»
Маршрут в фотографиях
Использованы материалы:
Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А., 86 томов, (1890-1907): Кронштадт — порт и крепость на о-ве Котлине; Доки.
С. Елагин «Начало Кронштадта» № 1, 3, 5 и 6. «Кронштадтский Вестник» за 1866 год, Печатано в типографии «Крон. Вестн».
Материалы для истории строительного дела в России. Строители Петрова времени и работы их. Канал Петра Великого в Кронштадте, стр. 4 (Извлечено из журнала главного управления путей сообщения и публичных зданий. Т. ХХХVII, кн. 3, 1862 г.
Кронштадтская старина. Материалы для истории укреплений и портовых сооружений Кронштадта, Кронштадт 8 апреля 1885 г., Типография «Кронштадтского Вестника», стр. 6
Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711-м годах перевод с немецкого, СПб, Императорская Публичная библиотека, 1860 г., стр. 34
Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г., стр. 3, 5, 8-10