Найти в Дзене

Мой маршрут "Кронштадт" за один день

Немного истории о начале Кронштадта О-в Котлин (Ретусари, называемому по-немецки Крысьим (RatzenInsel), Рычарт, Рисерт – писали его в наших бумагах) с 1323 до 1617 г. признавался пограничным урочищем России со Швецией. «Владение наше продолжалось до 1583 года, когда Иоанн Грозный должен был уступить Швеции русские города в земле Ижорской; но по Тявзинскому договору 18-го мая 1595 года русским были возвращены все древние новгородские владения в земле Ижорской. Береговая пограничная черта к северу от устьев, реки Сестры осталась почти та-же, как была постановлена Орешковским договором, к югу-же от устья этой реки граница направлялась поперёк Финского залива и проходила через середину острова Ретусари, нынешнего Котлина.» По Столбовскому миру 1617 г. этот остров уступлен Швеции. В последний раз русские с воеводой Потемкиным посещали Котлин летом 1665 года. При Петре I был присоединен к России. В мае 1703 г. были захвачены два шведских судна, и шведский вице-адмирал Нумерс пытался возме

Немного истории о начале Кронштадта

О-в Котлин (Ретусари, называемому по-немецки Крысьим (RatzenInsel), Рычарт, Рисерт – писали его в наших бумагах) с 1323 до 1617 г. признавался пограничным урочищем России со Швецией.

«Владение наше продолжалось до 1583 года, когда Иоанн Грозный должен был уступить Швеции русские города в земле Ижорской; но по Тявзинскому договору 18-го мая 1595 года русским были возвращены все древние новгородские владения в земле Ижорской. Береговая пограничная черта к северу от устьев, реки Сестры осталась почти та-же, как была постановлена Орешковским договором, к югу-же от устья этой реки граница направлялась поперёк Финского залива и проходила через середину острова Ретусари, нынешнего Котлина.»

По Столбовскому миру 1617 г. этот остров уступлен Швеции. В последний раз русские с воеводой Потемкиным посещали Котлин летом 1665 года. При Петре I был присоединен к России.

Шведский галиот захваченный 6 мая 1703 г. в устье Невы. Эстамп Питера Пикарта, Москва, 1703 г. Из собрания РНБ. По истории флота бот "Гедан".
Шведский галиот захваченный 6 мая 1703 г. в устье Невы. Эстамп Питера Пикарта, Москва, 1703 г. Из собрания РНБ. По истории флота бот "Гедан".
Шведский шнау захваченный в мае 1703 г. в устье Невы. Эстамп Питера Пикарта, Москва, 1703 г. Из собрания РНБ. По истории флота шнява "Астрильд".
Шведский шнау захваченный в мае 1703 г. в устье Невы. Эстамп Питера Пикарта, Москва, 1703 г. Из собрания РНБ. По истории флота шнява "Астрильд".

В мае 1703 г. были захвачены два шведских судна, и шведский вице-адмирал Нумерс пытался возместить потери, располагался с судами в устье Невы до осени. Как только наступили первые морозы и Нева стала покрываться льдом, 1 октября он ушел из устья Невы в Выборг. С уходом Нумерса Петр I на новопостроенном в Лодейном поле галиоте, в сопровождении яхты, приведенной им в прошлом году из Архангельска, спустился между шедшим по Неве льдинами в Финский залив. Сделав промер между островом и мелью, лежащей от острова Котлин к югу, Петр решил построить на ней крепость.

Кроншлот 1704 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
Кроншлот 1704 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.

Работу поручил Меншикову. По утверждении льда, рубленые бревенчатые ящики были перевезены на назначенное место, наполнены камнем и опущены на дно. На этом фундаменте, в исходе 1703 года, на отмели, в южной части острова, согласно модели, собственноручно изготовленной Государем в Воронеже, была построена деревянная с земляными насыпями 3-х ярусная башня, командовавшая фарватером.

Вид башни в 1726 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
Вид башни в 1726 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.

7 мая 1704 года, Государь, в сопровождении Новгородского митрополита и многих других особ, отплыл на флейте "Beльком" из Петербурга для ее освящения, за которым следовало 3-х дневное торжество, и был назначен комендант крепости полковник Тимофей Трейдан.

Восточная часть Кроншлота в начале XX века. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
Восточная часть Кроншлота в начале XX века. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
«1704-го года, мая 9-го, Государь лично, на судне Вель-Ком, ходил до Котлина острова и на новую крепость поставил привезенную с собою артиллерию.»

12 мая в Петербурге последовал указ, о названии крепости Кроншлотом (Кроншлосс, или Коронный Замок).

Сведения о конструкции Кроншлота довольно неточны: по свидетельству Александра Гордона—«сделали из брёвен огромный ящик 10 фут в вышину, 80 в длину, 15 вершков толщиною и опустили в воду. На этом фундаменте, воздвигли 3-хъ этажную башню, укрепление могло вместить в себе до 8000 человек гарнизона и до 70 орудий.» По описанию другого современника. барона Гизена: «крепость Кроншлот имела сорок косых сажен диаметра и два ряда, один над другим, для ставления пушек;- деревянная, нагрузя камнем, опущена в воду и несколько пушек на ней поставлено.»
План укреплений и батарей на о. Котлин в 1705 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
План укреплений и батарей на о. Котлин в 1705 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.

Описание двухэтажного форта относится к переделанной в конце царствования Петра Великого башне, хотя размеры могли относиться к первоначальному проекту, и башню только убавили этажом. Первое вооружение Кроншлота было около 14 орудий, но впоследствии возросло до 30-ти. Одновременно с фортом, для защиты прохода по фарватеру, была построена батарея, называвшаяся Старой, впоследствии Андреевской.

Все сведения об устройстве острова сосредотачивались в канцелярии Ингерманландского Губернатора, князя Меншикова, в деревянном здании при доме князя, на Васильевском острове. 22 декабря 1716 года, здание сгорело вместе с значительным количеством архивных дел, успевших накопиться с начала строительства.

План гаваней, каналов и доков на острове, 1723 г.Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
План гаваней, каналов и доков на острове, 1723 г.Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.

22 мая 1705 года, наш флот, состоящий из 8-ми 24-пушечных фрегатов, 6-ти шняв, 3-х галер, 2-х брандеров и нескольких бригантин, под начальством Крюйса, имевшего флаг на фрегате "Дефам", впервые вышел из Петербурга и бросил якорь у Кроншлота. Первым распоряжением Крюйса, под начальство которого была и оборона острова, в связи с отъездом Меншикова в действующую армию, было связано с устройством батареи на южном берегу Котлина, на мысе, лежащем на NNW от Кроншлота, в последствии Цитадельская пристань. Батарея эта получила название Св. Иоанна.

Флот расположился севернее Кроншлота в ожидании шведского неприятельского флота, в двух линиях, из коих первую составляли фрегаты, несколько бригантин и два брандера помещены были по SW сторону Кроншлота. Проход между крепостью и берегом был закрыт плавучими рогатками, снабженными подводными остриями. Происходившее сражения закончились 14 июля уходом шведского флота.

План проекта крепости Кронштадт в 1721 г. и 1724 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
План проекта крепости Кронштадт в 1721 г. и 1724 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.

В течение лета 1706 года на косе был построен шанц Св. Александра и усилена батарея Св. Иоанна. Флот, в числе 17 вымпелов, в ожидании неприятеля, пробыл на Котлинском рейде до половины октября.

В июне 1707 года первый раз подняли адмиральский флаг, на 26 пушечном фрегате "Олифант", адмирала Апраксина, заменившего умершего Головина. Флот, имевший в этом году уже более 30 вымпелов, в октябре возвратился в Петербург .

Генеральный план центральной крепости с гаванями. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
Генеральный план центральной крепости с гаванями. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.

Так продолжалось до 1712 года, при существовавших тогда судах с небольшими углублениями, но верфи были уже в состоянии строить суда больших рангов: в 1710 году мы имели 50 пушечные корабли "Выборг", "Рига" и "Пернов", а в 1712 г. 54 пушечный "Полтава", требовавшие камелей для выхода из Петербурга, ожидались фрегаты из Архангельска, и корабли, купленные за границей. Единственной гаванью для этих судов мог стать Котлин. В 1712 году приступили к ее постройке, первоначальным строителем был вице-адмирал Крюйс, но после исключения его из службы и ссылки в Казань, работу в 1713 году поручили капитану Эдуарду Леину. В исходе 1715 года Государь составил проект гаваней, существующих ныне.

Работы начались с военной гавани в декабре 1717 года, а в 1720 году, по окончании гаваней военной и купеческой, выводилась стена средней гавани. С начала 1720 года начали разбирать прежнюю гавань.

28 пушечный корабль "Дефам" 1704 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
28 пушечный корабль "Дефам" 1704 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.

В Январе 1716 года приступили к перестройке Кроншлота, взамен прежней башни. В начале 1722 года стали строить цитадель (ныне форт Петр). Планы этих фортов были те же, что и ныне.

В феврале 1719 года был начат канал, носящий ныне название канала Петра I. В декабре 1721 года земляные работы доведены до средины крест-канала, а восточный поворот его был окончен. Также выведены были дамбы усть-канала. В июне 1723 года стены канала начали обкладывать камнем. 20 сентября 1718 г. Пётр Великий собственноручно начал рыть кронштадтский канал, потом поручил эти работы полковнику Люберасу, из-за недостатка опытных геодезистов и моряков, Государь вынужден был отвлекать его другими поручениями, и работы переходили от одного строителя к другому до 1734 года, потом до самого окончания канала в 1751 году находились в ведении Любераса.

32 пушечный корабль Олифант, 1705 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
32 пушечный корабль Олифант, 1705 г. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.

Из сведений 1714 года видно, что деревянных казарм было более десяти, обывательских домов более восьмидесяти, в которых располагались нижние чины и их катастрофически не хватало, особенно для офицеров.

Этот недостаток решили восполнить новым налогом. В марте 1714 года начали собирать с губерний деньги на постройку тридцати одного каменного дома. Петр во время приездов хотел быть как можно ближе к кораблям и любимому морю, и избрал местом для своего жилища среднюю гавань, где в 1721 году, начали битье свай под фундамент трехэтажного Царского Дома, на воде, в 35 саж. от берега. С восточной стороны к нему примыкала пристань. В последствии она частично стала фундаментом Кронштадтского арсенала.

План г. Кронштадта с показанием южного берега 1723 года и проектированных Петром Великим гаваней и каналов, СПб,1885 г. Из собрания РНБ
План г. Кронштадта с показанием южного берега 1723 года и проектированных Петром Великим гаваней и каналов, СПб,1885 г. Из собрания РНБ

В феврале 1721 года в купеческой гавани начали устанавливать кран.

Адмиралтейские провиантские магазины и пороховые погреба, строили на воде, севернее военной гавани, и закончили осенью 1722 года.

План Кронштадта 30-ых годов XIX века из Атласа крепостей Российской империи, 183_г., собрание РГБ
План Кронштадта 30-ых годов XIX века из Атласа крепостей Российской империи, 183_г., собрание РГБ

С 1723 года Котлин представлял удобную гавань, но порт со всеми мастерскими находился в Петербурге, куда отводили на камелях корабли для важных исправлений.

План Кронштадта 1853 г.  Plan de Kronstadt avec ses fortifications, ses batteries et la portee de ses cannons dresse d’apre les documents anglais et russes les plus recents.  Paris, 1853 г. Собрание РНБ
План Кронштадта 1853 г. Plan de Kronstadt avec ses fortifications, ses batteries et la portee de ses cannons dresse d’apre les documents anglais et russes les plus recents. Paris, 1853 г. Собрание РНБ

7 октября 1723 г., Государь решился произвести закладку новой крепости, которая постоянно откладывалась из-за плохой погоды, в 1 часу пополудни, три пушечные выстрела с Кроншлота возвестили о сборе в назначенном место. Во 2 часу, под дождем, был отслужен молебен, и новая крепость была наречена Кронштадт (венец града).

План Кронштадта 1858 г. Составлен в строительном Департаменте Морского министерства. Из собрания РНБ
План Кронштадта 1858 г. Составлен в строительном Департаменте Морского министерства. Из собрания РНБ

В феврале 1724 года закончили и раздали каменные дома.

Государь собственноручным указом, данным в Кронштадте от 5-го октября, передал дело канала и доков в Адмиралтейств-Коллегию, и через четыре месяца не стало основателя Кронштадта.

План города Кронштадта начала XX в. Из собрания РГБ
План города Кронштадта начала XX в. Из собрания РГБ

После сооружения Морского канала значение Кронштадта, как торговой гавани уменьшилось.

Собственно город занимает восточную часть острова. В Андреевском соборе хранилась, на образе св. Андрея Первозванного, Андреевская лента, полученная Петром за взятие в 1703 г. на абордаж шведских судов в Финском заливе, тут же костяной образ св. Андрея Первозванного, сделанный самим Петром.

Собор Андрея Первозванного был освещен в 1817 г., разрушен в 1932 г. Фото автора. 2019 г.
Собор Андрея Первозванного был освещен в 1817 г., разрушен в 1932 г. Фото автора. 2019 г.

В 1807-8 г. все Кронштадтские укрепления были перестроены по плану Оппермана, но после наводнения 1824 г. пришлось предпринять новые перестройки; в 1825-40 гг. построены западные форты, оборонительные стенки, казармы и плотины; цитадель перестроена в каменное укрепление и названа фортом «Император Петр I». В 1854 г. выстроены добавочные укрепления на косе и устроены подводные заграждения; в 1858 г. начата батарея «Константин». В Кронштадте 3 гавани: военная, средняя и купеческая, обнимающие громадное пространство и защищенные от действия волн гранитной стенкой. В военной гавани — шкиперские магазины. В средней — пороховые погреба. Краны во всех гаванях. «Старый и Новый доки Петр Вел.» и канал с 3 шлюзами.

Планы фортов. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.
Планы фортов. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г.

«Константиновский сухой док в Кронштадте построен в 1875 г. Камера его, длиной 152,4 м, имеет в поперечном сечении вид трапецеидальный. Боковые стены представляют 4 больших уступа, шириной 1,36, 1,06, 1,06 и 1,52 метра, при полной высоте над порогом 8,8 метра. Затем переход ко дну сделан тремя малыми уступами. Ширина камеры вверху 30,5 метра, а по дну 15,8 метра. Боковые уступы стен идут, не прерываясь, вдоль всего дока и у задней стенки упираются в стремянки, служащие для подачи материалов. На первых двух верхних уступах поставлены колонны, предназначенные для рельсовых путей, по которым могут передвигаться подъемные краны. Лестницы устроены в конце дока и возле шлюзной части. Шлюзная часть, длиной 23,4 м, имеет уклон стен в 6:1 с переходным закруглением к горизонтальному порогу. Ширина входа у уровня воды 21,3 м, а глубина на пороге 8,2 м. Вход закрывается железным батопортом криволинейного очертания о двух килях, имеющим вид судна. Для управления батопортом внутри его поставлены насосы, приводимые в действие небольшой паровой машиной, помещенной под палубой батопорта. Вся кладка Константиновского дока сделана из известкового камня с внутренней облицовкой. Дно под кильблоками и продольными кюветами для отвода воды облицовано гранитом. Для водоотлива служат 4 турбинных насоса в 100 сил каждый, а для откачивания фильтрационной воды во время работ в доке поставлен особый поршневой насос в 30 паровых сил.»

«Деревянный плавучий док в Кронштадте состоит из пяти частей и построен в Петербурге в 1860 г. Каждая секция дока разделена в подводной части на 10 непроницаемых для воды отделений. Весь док имеет 90 м длины, 33,5 м ширины; подъемная его сила при осадке в 3 м 3312 тонн. Для выкачивания воды на нем имеются 10 отдельных машин, по 6 сил каждая. ... Железный плавучий док, построенный в Кронштадте с 1867 по 1871 г., тоже состоит из пяти частей с 11 непроницаемыми отделениями в каждой. Длина его 99 м, наибольшая ширина 33,5 м, ширина между боковыми стенами 24,7 м, ширина стапель-палубы 18,3 м; подъемная сила, при углублении 3 м, 5000 тонн. Для выкачивания воды установлено 10 отдельных машин, по 10 сил каждая.»

Маршрут в фотографиях

Маршрут "Кронштадт", протяженностью около 5 км., начинается у Кронштадтского пляжа, стадиона и Яхт-клуба, рядом пирс с прекрасными видами на Финский залив. Далее по Тулонской аллее к часовне "Спас на водах"
Маршрут "Кронштадт", протяженностью около 5 км., начинается у Кронштадтского пляжа, стадиона и Яхт-клуба, рядом пирс с прекрасными видами на Финский залив. Далее по Тулонской аллее к часовне "Спас на водах"
Рядом с началом маршрута. Фото автора. 2022 г.
Рядом с началом маршрута. Фото автора. 2022 г.
Рядом с началом маршрута памятный знак в честь Петергофского десанта 1941 г. Фото автора. 2022 г.
Рядом с началом маршрута памятный знак в честь Петергофского десанта 1941 г. Фото автора. 2022 г.
От часовни к музею Истории Кронштадта. Фото автора. 2022 г.
От часовни к музею Истории Кронштадта. Фото автора. 2022 г.
Музей истории Кронштадта, рядом солнечные часы Мира, водовоз и т.д. Фото автора. 2022 г.
Музей истории Кронштадта, рядом солнечные часы Мира, водовоз и т.д. Фото автора. 2022 г.
Из парка "Патриот" в Петровский парк и к Итальянскому пруду с видом на Купеческую гавань. Фото автора. 2019 г.
Из парка "Патриот" в Петровский парк и к Итальянскому пруду с видом на Купеческую гавань. Фото автора. 2019 г.
Глубоководный аппарат на выставке военно-морской техники пирса Купеческой гавани. Фото автора. 2020 г.
Глубоководный аппарат на выставке военно-морской техники пирса Купеческой гавани. Фото автора. 2020 г.
От Итальянской гавани, через сквер "Инчхон" к парку "Остров Фортов". Фото автора. 2022 г.
От Итальянской гавани, через сквер "Инчхон" к парку "Остров Фортов". Фото автора. 2022 г.
Корпус музея военно-морской славы в парке "Остров Фортов". Фото автора. 2023 г.
Корпус музея военно-морской славы в парке "Остров Фортов". Фото автора. 2023 г.

Первая Советская АПЛ "Ленинский комсомол" в музее военно-морской славы. Фото автора. 2023 г.
Первая Советская АПЛ "Ленинский комсомол" в музее военно-морской славы. Фото автора. 2023 г.
Одна из экспозиций музея, где можно присесть за столик и сделать фото. Фото автора. 2023 г.
Одна из экспозиций музея, где можно присесть за столик и сделать фото. Фото автора. 2023 г.
Возвращение в город морским транспортом из парка "Остров Фортов" с прекрасными видами на Кронштадт и Санкт-Петербург. Фото автора. 2023 г.
Возвращение в город морским транспортом из парка "Остров Фортов" с прекрасными видами на Кронштадт и Санкт-Петербург. Фото автора. 2023 г.

Использованы материалы:

Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А., 86 томов, (1890-1907): Кронштадт — порт и крепость на о-ве Котлине; Доки.

С. Елагин «Начало Кронштадта» № 1, 3, 5 и 6. «Кронштадтский Вестник» за 1866 год, Печатано в типографии «Крон. Вестн».

Материалы для истории строительного дела в России. Строители Петрова времени и работы их. Канал Петра Великого в Кронштадте, стр. 4 (Извлечено из журнала главного управления путей сообщения и публичных зданий. Т. ХХХVII, кн. 3, 1862 г.

Кронштадтская старина. Материалы для истории укреплений и портовых сооружений Кронштадта, Кронштадт 8 апреля 1885 г., Типография «Кронштадтского Вестника», стр. 6

Описание Санкт-Петербурга и Кроншлота в 1710-м и 1711-м годах перевод с немецкого, СПб, Императорская Публичная библиотека, 1860 г., стр. 34

Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт, Кронштадт, типография газеты «Котлин». 1904 г., стр. 3, 5, 8-10