Василий Иванович Мурзич, смелый советский диверсант, стал настоящим кошмаром для оккупационных сил нацистской Германии, настолько, что за его голову была назначена награда в десять тысяч марок. Прежде чем вступить на путь военных диверсий, Мурзич работал железнодорожником, что позволило ему приобрести навыки и знания, которые потом стали неоценимыми на поле боя. После завершения курсов по минированию, его умение уничтожать вражеские поезда стало существенным козырем в арсенале сопротивления.
Его первое заметное достижение состоялось в 1941 году, когда он впервые пересек линию фронта. На первой же его заложенной мине взорвался вражеский эшелон, подтверждая его мастерство и решительность. В июле 1942 года Мурзич вновь отправился на опасную миссию, теперь уже в составе диверсионной группы под руководством Лубенца. Группа предусматривала разрушительные рейды в глубоком тылу врага.
Этот отряд диверсантов внес значительный вклад в дестабилизацию железнодорожного сообщения нацистов. Благодаря умелым действиям Мурзича были уничтожены двенадцать вражеских поездов, что привело к значительным потерям личного состава и техники противника. Каждая установленная им мина подрывала планы захватчиков и поддерживала боевой дух советских солдат и партизан.
Благодаря своему прошлому в железнодорожной сфере, Мурзич был идеальной кандидатурой для обучения и дальнейшей работы в диверсионной группе, специализирующейся на тыловых операциях. В 1941 году его группа активно действовала в районе станции Орша в Витебской области, отправляя под откос один вражеский состав за другим. Лето 1942 года отмечено его деятельностью в районе железнодорожной линии Барановичи — Волковыск, недалеко от Гродно, где он успешно экстраполировал свой опыт для подрыва 12 эшелонов противника.
Но как же всё произошло?
В осенние месяцы 1942 года, в связи с острой нехваткой опытных машинистов, Василия Ивановича перевели в тыл. Его новые обязанности включали работу старшего машиниста на стратегически важном Сталинградском направлении. В это сложное время он был ответственен за доставку танков по железной дороге в осажденный Сталинград, что являлось жизненно важной задачей для всей фронтовой обороны.
В конце 1943 года его поезд подвергся яростному налету вражеской авиации. В результате разрыва бомбы, сопровождающего эшелон Петра Устинова не стало, а кочегар Александр Лебедев получил контузию от взрывной волны. Сам Василий Иванович вынужден был бороться с адской струей пара из пробитого котла. Получив тяжелые ожоги и почти лишившись зрения, Мурзич, несмотря на боль и шок, на ощупь заделал поврежденный котел и смог довести состав до пункта назначения. Этим героическим поступком он спас не только груз, но и, возможно, судьбу множества солдат.
После длительного и кропотливого лечения в госпитале, врачам удалось вернуть Мурзичу зрение. Вернувшись в строй, он вновь сел за управление локомотива. Теперь его маршрут пролегал через боевые позиции войск Центрального и Воронежского фронтов, где он доставлял стратегически важные грузы. В том числе, он принял участие в перевозке материалов, необходимых для Курской битвы — одного из переломных моментов Великой Отечественной войны.
В заслуженное признание его самоотверженного труда и героизма, 5 ноября 1943 года Василий Иванович был удостоен высшего звания Героя Социалистического труда. Ему также вручили орден Ленина и медаль "Серп и молот". Но это были не все награды, которыми была отмечена его преданность Родине. За заслуги в партизанском движении и героизм на фронтах он получил два ордена Отечественной войны, медаль "Партизану Отечественной войны", а также медали "За оборону Москвы" и "За оборону Сталинграда", среди других государственных наград.
Во время, когда Василий Иванович весь был поглощён борьбой за свободу своей страны, его супруга оставалась в оккупированном Витебске. По окончании военных действий, когда Василий, признанный герой, возвратился в свой родной город, он не нашёл ни жены, ни дома. Его жилище было разрушено, а о судьбе жены не было ни одной вести. Мурзич устроился на работу заместителем начальника локомотивной станции и долго пытался выяснить, что произошло с любимой.
Прошло время, и Василий узнал, что в период оккупации его жена сошлась с немецким офицером и убежала с ним в Латвию, город Лиепая. По завершении войны немец бесследно исчез, а жена Василия осталась на новом месте. Через судебные разбирательства Василию Ивановичу удалось добиться развода, и это событие сильно повлияло на его психическое состояние. Он начал часто и сильно пить, и его стали регулярно замечать в городских пабах в состоянии сильного алкогольного опьянения.
Поведение Василия не осталось незамеченным начальством, и его перевели на работу на Прибалтийскую железную дорогу, в город Даугавпилс. Данный перевод, как выяснилось позже, оказался фатальным. В один из дней Василий случайно столкнулся со своей бывшей женой. Встреча обернулась скандалом: супруги повысили голоса, а затем Василий ударил женщину несколько раз. Потрясенная его поступком, она обратилась в правоохранительные органы, и Василия арестовали.
Он не ожидал столь сурового приговора: в мае 1954 года суд вынес решение о тюремном заключении сроком на три года. Согласно приговору, Василию предъявили обвинения в нанесении телесных повреждений и угрозе острым предметом. Недовольный столь строгим вердиктом, Василий подал апелляцию, но это лишь усугубило его положение: латвийский суд увеличил срок наказания до восьми лет.
В истории Василия Ивановича Мурзича можно увидеть пример трагичной несправедливости, которая постигла советского ветерана. Дело началось с того, что Латвийский суд направил ходатайство в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой лишить Мурзича его наград. Несмотря на все заслуги ветерана, 9 октября 1954 года указом Верховного Совета СССР его лишили звания Героя Социалистического труда и всех заслуженных наград. Наказание пришло от властей, от которых Мурзич меньше всего ожидал подлости.
Сначала он мог подумать, что это лишь проявление предвзятого отношения со стороны латышских властей, но решение поддержал и Верховный Совет СССР. Отбывал свой срок в Архангельской области, и там, на родной земле, встретил неожиданное проявление человечности. Администрация колонии распорядилась снять конвой с Василия Ивановича и разрешила ему работать по его профессиональной специальности – машинистом поезда.
Примечательно, что спустя два года Мурзич был освобожден по амнистии, в 1956 году. Вернувшись в Латвию, он нашел работу дежурным по депо в районе рижской станции Шкиротава. На этой должности ему удалось провести ещё почти десять лет, трудясь честно и с полной отдачей, и только к 1965 году Василий Иванович вышел на заслуженную пенсию.
Но даже на пенсии он не оставил попыток вернуть свои награды, которые он считал по праву заслуженными. Мурзич не раз обращался к правительству с просьбой восстановить справедливость. Однако его прошения так никогда и не были удовлетворены. Василий Иванович Мурзич ушел из жизни в августе 1979 года, так и не дождавшись оправдания и реабилитации.
История его жизни – это драматический эпизод не только о личной трагедии, но и о сложной судьбе множества людей, чей вклад в историю так и остался недооцененным.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Буду благодарен за лайк и репост. Также пишите комментарии - это позволит улучшить качество материала и готовить ещё более интересные темы для вас.
С увaжением, автор канала.