То, что музыка на нас влияет - общеизвестный факт. Как именно происходит это воздействие? Как меняется наше настроение и почему для разных задач необходимо разное музыкальное сопровождение, разберем ниже.
Из чего состоит музыка?
Основой музыки является звук, к нему добавляются: ритм, темп, если это песня - еще и текст, содержание и смысл которого тоже оказывают свое влияние. В свою очередь текст песни тоже имеет свой ритм.
Звук воздействует на нашу слуховую систему, начиная даже не с рождения, а еще раньше -во внутриутробный период. Органы слуха полностью формируются к 20-й недели беременности, потому будучи еще в животике у мамы, малыш различает ее интонацию и высоту звука.
«Древнейшие истоки слухового, а следовательно, и музыкального восприятия восходят к тому непреложному факту, что слух изначально служит ориентирующим инструментом». Звук для древнего человека был первостепенным, это была информация о происходящем вокруг. На звук происходит эмоциональная реакция, затем следует ответная телесная реакция: бить, бежать спасаться, замирать, или все спокойно, значит можно расслабиться.
Звук имеет волновую структуру. Потому волны мозговой активности можно менять с помощью музыки и произнесения определенных звуков. Так, если человек переживает тревогу или стресс, его мозг функционирует повышенными бета-волнами (14-20 Гц). Если он творит, медитирует, слушает медленную расслабляющую музыку, то мозговая активность переходит на альфа (8-13 герц) или тета-волны (4-7 герц). Чем медленнее волны, тем больше мы расслаблены, тем яснее становится наш ум.
Потому успокаивающая или возвышенная классическая, или зовущая в пляс народная музыка, действительно, оказывает на нас соответствующее воздействие.
Музыка активирует работу правого полушария. Слушая музыкальное произведение, возникают различные образы и фантазии, всплывают разные воспоминания и ассоциации.
Музыка вызывает реальные мышечные и двигательные реакции. Мы начинаем пританцовывать ногой, шевелить пальцами, покачивать головой. Музыка действует и на голосовой аппарат, мы можем, сознательно подпевать вслух или про себя. Даже, когда мы этого не делаем, то все равно автоматически происходит движения голосовыми связками, а в мышцах происходят мышечная пульсация и неосознаваемые двигательные реакции.
Это воздействие музыки и звука происходит не в последнюю очередь за счет ритма. При слушании музыки физиологические ритмы человека резонируют с ритмом музыки, как бы подстраиваются под динамику и частоту музыки. А это в свою очередь приводит к изменению дыхания и частоты сердечно-сосудистого ритма. Совсем не случайно марши и строевые песни имеют одни динамические характеристики, а колыбельные или романтические — совсем другие.
Музыкальное и звуковое воздействие вызывает так называемый «неспецифический акустико-биорезонансный эффект», когда меняется электромагнитная проводимость клеточных структур и электрохимическая активность.
Звук и музыка вызывают в теле определенные вибрации. И здесь включается в работу тактильный анализатор. Наряду с другими анализаторными системами он помогает организму ориентироваться в окружающей среде. Такие вибротактильные и биорезонансные эффекты в свою очередь запускают многочисленные процессы в организме.
Благодаря такому многогранному воздействию музыка нашла свое применение в медицине и психотерапии. И здесь спектр ее возможностей довольно широк. На занятиях и сессиях музыкальной терапии применяется как активное и фоновое слушание и восприятие музыки, так и вокализация голосом, воспроизведение ее своими руками, создание ритма и звука на простейших музыкальных инструментах, например, барабане или клавесине. Особенно дети охотно включаются в такую музыкальную игру.
И в зависимости от того, какого эффекта мы хотим достичь: успокоиться, отдохнуть или взбодриться и активировать себя на действия, придать себе уверенности, помечтать или что-то придумать, нам поможет соответствующая музыка (релаксирующая и звуки природы, звуки и ритмы барабанов, марши, классическая симфоническая, народная, этническая, рок-музыка и т.д.)
Музыка может стать и быть вашим верным другом и помощником, заданным образом влияя на ваше самочувствие, обогащая ваше восприятие жизни.
«Нам песня жить и любить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет!»
(Стихи В. Лебедев-Кумач, музыка И. Дунаевского)
Предположу, что читая эти строки, вы их мысленно или вслух пропевали, чувствуя движение голосовых связок, ощущая ритм в теле, и возможно, замечая изменение настроения.
Вдохновением и материалом статьи послужили книги:
1. Ворожцова О. А. «Музыка и игра в детской психотерапии»
2. Кисилева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми»
Автор статьи - Татьяна Сергеева, психолог, арт-терапевт. Страничку Татьяны на сайте "Точки Спокойствия" смотрите здесь.