Найти в Дзене
Artemisia Studio

Баухаус: дизайнер 20-го века - Марианна Брандт.

Фотографии Марианны Брандт
Фотографии Марианны Брандт

Марианна Брандт (Marianne Brandt) — немецкий художник, дизайнер и фотограф, чьи работы заложили основы в развитие искусства и дизайна 20 века. Её произведения охватывают различные области, такие как посуда, светильники, мебель, игрушки для детей, а также фотография, коллажи, графика и живопись. Благодаря своим инновационным и современным дизайнерским решениям в сфере промышленного дизайна и металлообработки, Марианна Брандт оказалась одной из ведущих фигур баухауса и конструктивизма. Её проекты отличались современным подходом, четкими формами, функциональностью и изысканностью. Кроме того, ее фотографии и коллажи имеют свое место в истории искусства, хотя они были известны не столь широко, как ее дизайнерские работы. Коллажи Марианны продемонстрировали новаторский подход к поиску формы и контекста через сочетание различных изображений и материалов.

-3
-4
Каталог Staatliches Bauhaus в Веймаре 1919–1923 был опубликован в 1923 году и сопровождал эту первую публичную выставку. Staatliches Bauhaus in Weimar 1919–1923 (State Bauhaus in Weimar 1919–1923). Под редакцией и по инициативе Ларса Мюллера в сотрудничестве с Архивом Баухауза/Музеем гештальтунга, Берлин. С эссе Астрид Бэр. Дизайн: Ласло Мохой-Надь. Размер — 24,8 × 24,5 см, 9 ¾ × 9 ¾ дюйма. 226 страниц, 167 иллюстраций.
Каталог Staatliches Bauhaus в Веймаре 1919–1923 был опубликован в 1923 году и сопровождал эту первую публичную выставку. Staatliches Bauhaus in Weimar 1919–1923 (State Bauhaus in Weimar 1919–1923). Под редакцией и по инициативе Ларса Мюллера в сотрудничестве с Архивом Баухауза/Музеем гештальтунга, Берлин. С эссе Астрид Бэр. Дизайн: Ласло Мохой-Надь. Размер — 24,8 × 24,5 см, 9 ¾ × 9 ¾ дюйма. 226 страниц, 167 иллюстраций.

На решение о том, чтобы присоединиться к Баухаусу повлияло одно интересное событие. В 1923 году девушка пришла на выставку «Государственный Баухаус: 1919–1923», где выставлялись произведения преподавателей и учеников из Веймара. Данное мероприятие абсолютно поменяло представление Брандт о том, в каком направлении идти дальше. По возвращении к себе в мастерскую, Марианна сожгла большую часть собственных работ, а в начале января 1924 года стала студенткой Баухауса. Такой решительный шаг показывает открытость к новым идеям, стремление к развитию и разностороннему творчеству. Учеба у таких мастеров, как Йозеф Альберс, Ласло Мохоли-Надь, Василий Кандинский и Пауль Клее, определенно оказали значительное влияние на взгляды, методы работы, а также художественное видение Марианны Брандт. Отказ от предыдущих своих произведений и решение начать с начальных курсов Баухауса — свидетельствует о серьезном подходе девушки к своему развитию и желании изучить незнакомые направления и техники. «Баухаус обладал для меня каким-то магическим притяжением», — будет потом вспоминать Брандт.

Мастерская по металлу в Баухаусе
Мастерская по металлу в Баухаусе

В 1924 году художница смогла стать подмастерьем в мастерской по металлу после прохождения начального курса. Важные визуальные элементы, ставшие определением Баухауса, были созданы Брандт уже за первый год. Невзирая на успех проектов, Марианну не слишком радушно встретили в мастерской из-за стереотипов о том, что работа с металлом — не для женщин.

Но по прошествии времени люди разглядели в девушке потенциал. В 1924 году ею был спроектирован набор посуды для чаепитий с чайником из черного дерева и латуни. Работа соответствовала всем принципам баухауса: практичность, простые формы и определенная эстетика.

М. Брандт. Чайно-кофейный сервиз. Серебро, эбеновое дерево, стекло. Размер подноса — 33х51,5 см, высота чайника — 23 см, кофейника — 23,5 см. Заварочного чайника — 19 см, сахарницы - 6 см, сливочника — 13,5 см. На каждом предмете — штамп пробы «800». Поднос, чайник и кофейник маркированы круглым штампом на дне с надписью «Staatliches Bauhaus Weimar».
М. Брандт. Чайно-кофейный сервиз. Серебро, эбеновое дерево, стекло. Размер подноса — 33х51,5 см, высота чайника — 23 см, кофейника — 23,5 см. Заварочного чайника — 19 см, сахарницы - 6 см, сливочника — 13,5 см. На каждом предмете — штамп пробы «800». Поднос, чайник и кофейник маркированы круглым штампом на дне с надписью «Staatliches Bauhaus Weimar».
Марианна Брандт, чайник для горячей воды. Латунь, черное дерево, серебро. 1924, The Museum of Modern Art/MoMA, Нью-Йорк
Марианна Брандт, чайник для горячей воды. Латунь, черное дерево, серебро. 1924, The Museum of Modern Art/MoMA, Нью-Йорк

Следующий проект был выполнен в том же духе — лампа Kandem. Её интерпретации можно встретить почти во всех магазинах мебели. Это только нам может показаться, что лампа довольно простая, но для прошлого века это было настоящей революцией, ведь до этого светильники богато украшались в течение нескольких веков. Пока Брандт была в Баухаусе, она создала около 28 моделей светильников, включая минималистичные люстры, чью высоту можно было установить вручную, или лампы, у которых можно регулировать направление света.

1,2 Лампа Kandem. Стекло, Сталь. 1920 -1949. 3,4 Лампа, чья высота регулироовалась. Эта лампа была разработана Марианной Брандт в 1926 году.
5-8 Потолочные светильники, примеры моделей, разработанных Брандт. Плафоны изготавливались из алюминия, мельхиора или никелированного медного листа.
1,2 Лампа Kandem. Стекло, Сталь. 1920 -1949. 3,4 Лампа, чья высота регулироовалась. Эта лампа была разработана Марианной Брандт в 1926 году. 5-8 Потолочные светильники, примеры моделей, разработанных Брандт. Плафоны изготавливались из алюминия, мельхиора или никелированного медного листа.

После того, как Баухаус переехал с прежнего места в Дессау в 1925 году, Марианна поехала во французскую столицу к супругу — художнику Эрику Брандту из Норвегии, с которым девушка обвенчалась еще в 1919 году. Во Франции Марианна начала активное создание коллажей из вырезок газет и журналов. Данные коллажи стали наполнением её портфолио, когда она пыталась найти работу дизайнера в Париже.

Коллажи Марианны Брандт
Коллажи Марианны Брандт

В 1927 году, вернувшись в Германию, художница переехала в небольшую квартиру-студию в Дессау и продвинулась от подмастерья до полноценного сотрудника в мастерской по металлу. Работы были востребованы, девушка много творила и ее разработки успешно воплощались в жизнь. Вскоре Марианна стала одной из самых востребованных и высокооплачиваемых дизайнеров Баухауса.

В 1929 году Брандт решила покинуть Баухаус, так как её обязанности стали слишком административными, лишив её творческой свободы. После этого она была принята в бюро Вальтера Гропиуса, но из-за небольшого количества работы девушка решила уйти. Затем она присоединилась к фабрике Руппельверк (Rupelwerk), где, хотя и потеряла некоторую творческую свободу, смогла внести значительные изменения в их производственный процесс и ассортимент продукции несмотря на то, что ей не всегда было удобно работать в этой среде. Там девушка сделала свой последний широко известный проект — металлические часы на прямоугольной стойке. Этой задумкой, как и в ситуации с лампой Kemden, вдохновились другие изготовители: часы оказались одним из классических образцов дизайна 20 века.

Руппельверк, Гота, Марианна Брандт. Настольные часы, гр. 1930 год. Эмалированная сталь, сталь. 5 1/2 × 6 3/4 × 2 3/4 дюйма | 14 × 17,1 × 7 см
Руппельверк, Гота, Марианна Брандт. Настольные часы, гр. 1930 год. Эмалированная сталь, сталь. 5 1/2 × 6 3/4 × 2 3/4 дюйма | 14 × 17,1 × 7 см

В начале 1930-х годов, в условиях экономического упадка в Германии, Марианна потеряла свою работу. Как только Брандт покинула Баухаус, она больше не занималась созданием коллажей, на которые у нее ранее было столько энергии. Она вернулась к живописи маслом.

Живопись Марианны Брандт
Живопись Марианны Брандт

С 1935 года жизненная ситуация Марианны Брандт становилась всё хуже, а упоминание о связи с Баухаусом лишь усложняло поиски работы во времена Третьего рейха. В 1939 году художница приняла участие в конкурсе дизайна обложки для журнала «Новая линия», но заняла только 79 место.

Заинтересованность в Баухаусе в ГДР снова появилась лишь под конец 60-х – начале 70-х годов. Брандт смогла напечатать статью «Письмо к молодому поколению» в книге о Баухаусе, а также узнала, что посуда по ее наработкам производится в Италии. Но из-за отсутствия авторских прав из-за границы не приходила никакая оплата.

Марианна Брандт скончалась в 1983 году в возрасте 89 лет. Большая часть проектов, созданных ею в 1920-х годах, и по сей день находится в производстве.

Подпишитесь, чтобы не пропустить выход новых статей!

А нам будем приятно)

Мы в Telegram | Мы ВКонтакте | Наш сайт