Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Последнее искушение Христа” (1988, The Last Temptation of Christ): нельзя зарывать свой талант

Сценарий к драме “Последнее искушение Христа” написан Полом Шредером по одноимённому роману 1955 года греческого писателя Никоса Казандзакиса (Nikos Kazantzakis). То, что такой противоречивый материал, как роман, в котором Иисус Христос представлен обычным человеком, терзаемым приземлёнными страстями и находящимся в сложных отношениях с Богом, вызвал интерес у режиссёра Мартина Скорсезе и сценариста Пола Шредера, совсем не удивляет. Тем более, Скорсезе много лет хотел поставить этот фильм; прежде чем ему это удалось, он сталкивался с финансовыми трудностями и нежеланием многих студий связываться с таким спорным проектом. Этот образ, прошедший через сознание писателя, а потом – кинематографистов, борется с демоном (реальным и метафорическим): неуверенностью в себе, сложными отношениями с Богом и искушением женщиной и идеей создания семьи. И роман, и фильм являются смелым противопоставлением устоявшемуся представлению об Иисусе Христе, и вступительный титр сообщает, что основой этого явл

Сценарий к драме “Последнее искушение Христа” написан Полом Шредером по одноимённому роману 1955 года греческого писателя Никоса Казандзакиса (Nikos Kazantzakis).

Вариант обложки романа "Последнее искушение Христа" (1955) Никоса Казандзакиса
Вариант обложки романа "Последнее искушение Христа" (1955) Никоса Казандзакиса

То, что такой противоречивый материал, как роман, в котором Иисус Христос представлен обычным человеком, терзаемым приземлёнными страстями и находящимся в сложных отношениях с Богом, вызвал интерес у режиссёра Мартина Скорсезе и сценариста Пола Шредера, совсем не удивляет. Тем более, Скорсезе много лет хотел поставить этот фильм; прежде чем ему это удалось, он сталкивался с финансовыми трудностями и нежеланием многих студий связываться с таким спорным проектом.

Этот образ, прошедший через сознание писателя, а потом – кинематографистов, борется с демоном (реальным и метафорическим): неуверенностью в себе, сложными отношениями с Богом и искушением женщиной и идеей создания семьи.

Постер к драме "Последнее искушение Христа" (1988), режиссёр Мартин Скорсезе
Постер к драме "Последнее искушение Христа" (1988), режиссёр Мартин Скорсезе

И роман, и фильм являются смелым противопоставлением устоявшемуся представлению об Иисусе Христе, и вступительный титр сообщает, что основой этого являются не тексты из Евангелия, а вымышленное представление о вечной борьбе духа. Писатель Никос Казандзакис пытался постичь двойственность личности Христа, и в его романе Иисус встаёт перед выбором между духовной жизнью и обычной, как простой смертный.

Никос Казандзакис был самым эпатажным, важным и противоречивым писателем в греческой литературе двадцатого века. Его роман “Последнее искушение Христа” назвали богохульным, а писателя отлучили от церкви. Очень многих людей возмутило его видение этой религиозной фигуры, так как он посмел предположить, что между Иисусом и Марией Магдалиной были настоящие отношения, и что Иисус говорил и действовал, полагаясь в своих поступках на спонтанное вдохновение, он страдал от слабости, одиночества, страха, истощения, мог рассердиться на своих учеников и хорошо провести время на свадьбе. Когда Мартин Скорсезе в 1988 году представил свою экранизацию романа, он также вызвал негодование христиан, и они выступали против показа его фильма.

Действительно, в фильме Иисус Христос (его роль исполнил Уиллем Дефо) предстаёт самым обычным человеком, кто лишь подозревает, что ему отведена некая роль, что-то большее, чем просто трудиться, жениться и воспитать детей. Он чувствует “присутствие” в голосах, шорохах и лёгком дуновении ветра. Он работает в оккупированной римлянами Иудее плотником, кого наняло римское правительство для изготовления крестов для распятия бунтующих иудейских зелотов.

Иуда его осуждает, что тот работает на врагов и помогает своих же соотечественников обрекать на смерть. Мария Магдалина (Барбара Херши) обижена на Иисуса, потому что он предал её во имя какой-то странной идеи. По его вине она, отвергнутая когда-то женихом, теперь вынуждена терпеть оскорбления как блудница. Иисус не понимает своего предназначения, он проделывает в сторону обретения ответа долгий и сложный путь, терзаемый угрызениями совести, чувством вины, страхом.

Может быть, Фрэнк Герберт получил вдохновение о создании образа Пола Атрейдеса из романа Казандзакиса. По крайней мере мучительный путь к осознанию того, что человеку предназначена сложная роль Мессии, вечная неуверенность и сопротивление выглядят одинаково.

Дух настоятеля обители Иоаким, Симеон, кто ухаживал за ним, Иуда Искариот (Харви Кейтель), который хотя и был послан зелотами, чтобы убить Иисуса за работу на римлян, но предпочёл не делать этого, – все они убеждали Иисуса, что Мессия именно он. Это потом повторяется в “Дюне”, когда в роли Пола все окружающие были уверенны намного твёрже, чем он сам.

Кстати, образ Иуды здесь рассматривается с совершенно противоположной точки зрения. Приписка ‘предатель’ остаётся, но она приобретает героическое звучание. Иуда выступает как совесть Иисуса, он настаивает на том, что он и есть Мессия, он следует за ним как верная тень и обещает убить, если тот не исполнит своё предназначение. Иисус сам просит Иуду предать его, он говорит, что Иуде досталась таким образом более сложная участь, чем ему самому – взойти на крест. В этой сцене Иисус показывает очень земной изъян человеческого характера – ложная скромность, преуменьшение тяжести бремени, которое достаётся.

Иисус перед восхождением на крест
Иисус перед восхождением на крест

А Скорсезе визуалом ещё сильнее “приземлил” божественный образ. Текст – это одно, когда писатель излагает шокирующее видение о самой знаменитой религиозной фигуре; но совсем другое, когда текст сопровождается видеорядом. Во-первых, в открывающей сцене зритель видит Иисуса, лежащего на земле, а камера спускается к нему сквозь ветви деревьев. Символически деревья – это как будущие кресты, которые получатся из этих деревьев, и на одном из них окажется сам Иисус (а в последующей сцене он словно примеряется к одному из них), а земля имитирует его земную жизнь, то, что у него нет божественного происхождения, он как обычные люди тоже ходит по земле, касаясь её ступнями (а в этой сцене он и вовсе прижимается к ней лицом).

Во-вторых, в этом фильме очень много обнажённого тела, словно намеренная нагота. То, что вызвало возмущение, здесь усилено визуальной составляющей. Чувственность в самой наготе, чувственность в Марии Магдалине, которая отдаётся мужчинам, которая без смущения смотрит на Иисуса. Но такое изображение Иисуса также подчёркивает его человеческую сущность – через наготу транслируется его уязвимость, так проще поверить в то, что он действительно испытывает настоящие страх и сомнение.

-5

Но всё это лишь обрамление для главной мысли этого сюжета.

Иисус подвергается последнему искушению – вести нормальную жизнь и не быть Мессией. В этом и есть самая главная идея романа и фильма. То есть пойти простым путём и согрешить намного сильнее, чем обречь себя на смерть, пойдя на спасение всего мира и не пытаясь спасти именно себя.

явление Сатаны Иисусу Христу
явление Сатаны Иисусу Христу

В самом начале фильма Иисус сам подтверждает, что его преследует предчувствие чего-то необычного, ему нужно это осознать. В конце фильма он поддаётся уговорам Сатаны и отдаётся обычной жизни. Он сходится с Марией Магдалиной, они начинают жить вместе. Он познаёт, что такое потеря близкого без возможности совершения чуда, то есть он больше не может как прежде возвращать зрение слепцам и воскрешать, как это сделал для Лазаря. Он познаёт, что такое обретение другого партнёра, Сатана нашёптывает ему, что разницы в женщинах нет – это все Марии, только лица у них разные. Он ведёт обычную жизнь – работает и воспитывает потомство. Однажды он слышит речи апостола Павла, который проповедовал о Мессии, а, увидев Иисуса, не признаёт его, даже когда тот называет себя.

Фактически, отказ от предназначения, которое ощущаешь в себе, является трусостью, грехом, вере Сатане. Подтекстом этому служит притча о талантах. Во времена Иисуса талантом называли монету. Согласно притче, три раба получили каждый пять, два и один, и отправились в чужую страну. Два раба сумели удвоить свои монеты, а третий же закопал монету в землю. Он испугался, что не сможет что-то сделать и добиться успеха с этой монетой. И потом на Суде ему просто нечего было предъявить на фоне остальных, кто сумел разумно распорядиться своими талантами и, дерзнув, получили достойные результаты. Получается, проще “поддаться искушению” и принять тихую простую жизнь, оставив сложности кому-то другому. Проще, но неправильно. Финал как раз выводит в верное русло – к тому, что своё предназначение нужно исполнить, как бы сложно это ни было.

Потому я бы не сказала, что этот сюжет богохульный. В конце концов христианское богословие допускает, что Иисус был и человеком, и божеством. Рассматривая сюжет шире, можно сделать вывод, что писатель дал понять, что сам Иисус терзался вопросом о своём предназначении, ему было сложно принять такую правду о себе и своей участи. Тогда обычным людям, земным, должно быть легче в принятии своих решений – если задумал написать книгу, то стоит попробовать, захотел покорить сцену, значит, нужно учиться в театральном, и так далее.