Найти тему
«Забытое»

Механическая чистка предмета: “Нательный крест XVII века”.

Друзья, снова рад приветствовать Вас на канале “Забытое…”! Как Вы уже могли догадаться из названия, текущая тема в очередной раз будет посвящена небольшой реставрации предметов, а именно механической чистке нательного креста XVII века. Но обо всем чуть ниже. Погнали!😉

  • “Нательный крест XVII века”

Перед тем, как мы перейдем непосредственно к описанию самого процесса механической чистки, давайте узнаем краткую информацию о самом кресте (подробное описание будет чуть ниже).

Сегодняшним экземпляром является крест четырехконечный, двусторонний, прямоугольноконечный, с прямым углом в средокрестии. Восьмиконечный контурный Голгофский крест с цатой. По контуру креста (с обеих сторон) проходит узкий рельефный ободок. На оборотной стороне имеется строчный текст, который разделен горизонтальными линиями. Оглавие в виде плоского граненого ушка.

Нательный прямоугольноконечный крест. Голгофский крест с цатой. XVII век.
  • “Механическая чистка предмета”

Изначально, при визуальном осмотре, идентифицировать и оценить состояние крестика было довольно сложно.

Нательный крест.
-2

Однако остались участки, где немного проступал рельеф (и это уже хорошо). Но было не совсем понятно в каком состоянии он находится (просто бывают случаи, что рельеф на предмете может держаться за счет окислов и может получится так, что при чистке он сойдет вместе с ними. В таких случаях все работы над предметом можно сразу заканчивать).

Именно в таком виде крестик поступил на чистку.
-3

После визуального осмотра возник еще один вопрос: "Присутствуют ли эмали на данном предмете?". И чтобы на него ответить (и на многие другие), мы отправляем крест под микроскоп.

Предмет под микроскопом.
-4
-5

Осмотр предмета под микроскопом даст нам более детальную информацию.

Так какой же вывод теперь мы можем сделать после осмотра? Становится понятно, что на нижней, верхней оконечностях и на оглавие креста присутствуют довольно крепкие окислы, а также небольшие очаги бронзовой болезни. Основные окислы - грунтовые (назовем это так). Эмали отсутствуют. На кресте имеется родная патина (зеленая).

И так, перейдем к механической чистке. Для данного предмета, я выделил следующий набор инструментов и химии:

Набор: шабер из боров и стекловолоконная кисточка.
-6

Первое, что я попробовал сделать, это расчистить верхний слой грунта на поверхности крестика (чтобы точно узнать состояние и разглядеть рисунок). Для этого, я использовал стекловолоконную кисточку смоченную в щелочном растворе TEX-45 (раствор слабый и для очистки предмета от грунта и "легких" загрязнений хорошо подойдет).

Чистка стекловолоконной кисточкой.
-7
После использования кисточки на предмете стал проглядываться рельеф.
-8

Далее, я использовал шабер из боров. Стоит отметить, что основная работа проходила именно этим инструментом, так как шабер является универсальным и с легкостью расчищает мелкие детали на предмете.

Чистка шабером из боров.
-9
-10

Вся сложность чистки заключалась в удалении окислов, которые пребывали в углублениях (особенно в местах, где присутствует строчный текст). Работа требовала предельной аккуратности, так как патина на предмете оставалась очень слабой и нестабильной.

Удаление твердых окислов на верхней оконечности креста.
-11

Далее, предмет был отправлен в раствор БТА на 24 часа. Таким образом, мы постараемся остановить активные очаги бронзовой болезни и не дадим предмету полностью утратиться.

В завершении крестик необходимо было законсервировать. Для этого, я использовал микрокристаллический воск - Cosmoloid H80.

Предмет после чистки.
-12

Лицевая сторона:

  • Верхняя оконечность: в прямоугольном клейме - аббревиатура: “ЦЬ” (ЦАРЬ СЛАВЫ) под титлом.
  • Средокрестие: в крестообразном ковчежце - рельефный контурный восьмиконечный Голгофский крест с цатой в средокрестии. Копие и трость отсутствуют. Голгофа в виде контурной рельефной горки.
  • Правая оконечность: в квадратном контурном клейме - аббревиатура: “IC” (ИИСУС) под титлом.
  • Левая оконечность: в квадратном контурном клейме - аббревиатура: “XC” (ХРИСТОС) под титлом.
  • Нижняя оконечность: в квадратном контурном клейме - аббревиатура: “НИК” (ПОБЕДА) под титлом. Буквы слиты в лигатуру.

Оборотная сторона:

  • Верхняя оконечность, средокрестие, правая оконечность, левая оконечность, нижняя оконечность: все поле занимает рельефный текст (в старообрядческой формулировке) в восемь строк, разделенный рельефными горизонтальными линиями.
Было и стало.
-13
Нательный крест XVII века.
-14
P.S. Друзья, спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! Спасибо и удачи!✌