Друзья, снова рад приветствовать Вас на канале “Забытое…”! Как Вы уже могли догадаться из названия, текущая тема в очередной раз будет посвящена небольшой реставрации предметов, а именно механической чистке нательного креста XVII века. Но обо всем чуть ниже. Погнали!😉
- “Нательный крест XVII века”
Перед тем, как мы перейдем непосредственно к описанию самого процесса механической чистки, давайте узнаем краткую информацию о самом кресте (подробное описание будет чуть ниже).
Сегодняшним экземпляром является крест четырехконечный, двусторонний, прямоугольноконечный, с прямым углом в средокрестии. Восьмиконечный контурный Голгофский крест с цатой. По контуру креста (с обеих сторон) проходит узкий рельефный ободок. На оборотной стороне имеется строчный текст, который разделен горизонтальными линиями. Оглавие в виде плоского граненого ушка.
Нательный прямоугольноконечный крест. Голгофский крест с цатой. XVII век.
- “Механическая чистка предмета”
Изначально, при визуальном осмотре, идентифицировать и оценить состояние крестика было довольно сложно.
Нательный крест.
Однако остались участки, где немного проступал рельеф (и это уже хорошо). Но было не совсем понятно в каком состоянии он находится (просто бывают случаи, что рельеф на предмете может держаться за счет окислов и может получится так, что при чистке он сойдет вместе с ними. В таких случаях все работы над предметом можно сразу заканчивать).
Именно в таком виде крестик поступил на чистку.
После визуального осмотра возник еще один вопрос: "Присутствуют ли эмали на данном предмете?". И чтобы на него ответить (и на многие другие), мы отправляем крест под микроскоп.
Предмет под микроскопом.
Осмотр предмета под микроскопом даст нам более детальную информацию.
Так какой же вывод теперь мы можем сделать после осмотра? Становится понятно, что на нижней, верхней оконечностях и на оглавие креста присутствуют довольно крепкие окислы, а также небольшие очаги бронзовой болезни. Основные окислы - грунтовые (назовем это так). Эмали отсутствуют. На кресте имеется родная патина (зеленая).
И так, перейдем к механической чистке. Для данного предмета, я выделил следующий набор инструментов и химии:
Набор: шабер из боров и стекловолоконная кисточка.
Первое, что я попробовал сделать, это расчистить верхний слой грунта на поверхности крестика (чтобы точно узнать состояние и разглядеть рисунок). Для этого, я использовал стекловолоконную кисточку смоченную в щелочном растворе TEX-45 (раствор слабый и для очистки предмета от грунта и "легких" загрязнений хорошо подойдет).
Чистка стекловолоконной кисточкой.
После использования кисточки на предмете стал проглядываться рельеф.
Далее, я использовал шабер из боров. Стоит отметить, что основная работа проходила именно этим инструментом, так как шабер является универсальным и с легкостью расчищает мелкие детали на предмете.
Чистка шабером из боров.
Вся сложность чистки заключалась в удалении окислов, которые пребывали в углублениях (особенно в местах, где присутствует строчный текст). Работа требовала предельной аккуратности, так как патина на предмете оставалась очень слабой и нестабильной.
Удаление твердых окислов на верхней оконечности креста.
Далее, предмет был отправлен в раствор БТА на 24 часа. Таким образом, мы постараемся остановить активные очаги бронзовой болезни и не дадим предмету полностью утратиться.
В завершении крестик необходимо было законсервировать. Для этого, я использовал микрокристаллический воск - Cosmoloid H80.
Предмет после чистки.
Лицевая сторона:
- Верхняя оконечность: в прямоугольном клейме - аббревиатура: “ЦЬ” (ЦАРЬ СЛАВЫ) под титлом.
- Средокрестие: в крестообразном ковчежце - рельефный контурный восьмиконечный Голгофский крест с цатой в средокрестии. Копие и трость отсутствуют. Голгофа в виде контурной рельефной горки.
- Правая оконечность: в квадратном контурном клейме - аббревиатура: “IC” (ИИСУС) под титлом.
- Левая оконечность: в квадратном контурном клейме - аббревиатура: “XC” (ХРИСТОС) под титлом.
- Нижняя оконечность: в квадратном контурном клейме - аббревиатура: “НИК” (ПОБЕДА) под титлом. Буквы слиты в лигатуру.
Оборотная сторона:
- Верхняя оконечность, средокрестие, правая оконечность, левая оконечность, нижняя оконечность: все поле занимает рельефный текст (в старообрядческой формулировке) в восемь строк, разделенный рельефными горизонтальными линиями.
Было и стало.
Нательный крест XVII века.
P.S. Друзья, спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь было интересно! Спасибо и удачи!✌