"Мимо девушки, сидевшей на скамейке и державшей на коленях небольшую потёртую сумку, бежали люди, никто и не смотрел в её сторону, у всех свои дела. Только вот подсела парочка – мама и дочка, поставив свои большие баулы и чуть не придавив ими худенькую Саньку..."
*НАЧАЛО.
Глава 3.
Лето выдалось страшным… сушь стояла такая, какой старожилы и не припомнили. Трава пожухла и пожелтела, вода в старом пруду ушла почти до половины, и даже речка обмелела настолько, что козы могли перейти её вброд.
У бабушки Саше жилось лучше, хоть и тоже нелегко. Утром бабушка вставала чуть свет, и следом поднимала Сашу. Огород сам себя не польёт и не прополет, воду из колодца тоже натаскать кто-то должен. А вот уж после бабушка звала Сашу завтракать, и тут внучку не баловала, но и не жалела еды. Хлеб с маслом и горячий сладкий чай, иногда домашний творог и сыр давала, вот этого Саша в доме матери не помнила, когда и ела. А потому старалась Саша бабушке угодить, всю работу делала на совесть, старательно.
То лето Саша потом вспоминала с теплотой. После всех дел по хозяйству бабушка позволяла ей пойти на речку искупаться, а сама принималась вязать, усевшись в теньке на веранде. Строгая была бабушка у Саши, и считала, что детей в строгости держать следует, и не баловать, иначе из них невесть что вырастает.
А вечером, после того как Саша переделывала всё, что наказала бабушка, она могла спокойно почитать книгу, тишина царила в доме. Бабушкина кошка Зоська, которая пришла в дом сама, и осталась тут жить, к Саньке прониклась и теперь от девчонки не отходила. Может потому, что и ей от бабки ласки никогда не доставалось, ну, жила и жила кошка, мышей ловила, так то себе на пропитание. Нешто кошку ещё кормить чем надо? Сама должна о себе озаботиться!
- Гони ты её, чего она тут разлеглась, - ругалась бабушка на Сашу и кошку, - Неча ей в дому делать! На двор пусть идёт, третьёго дня в курятнике крыса цыплят подушила, а она тут валяется у печи.
- Бабушка, так она утром сегодня крысу поймала, - Саша прикрывала кошку руками, - Я же тебе говорила. Ты послушай, как она поёт… А на улице что ей одной-то, поди скучно, не гони её!
- Ишь, поёт она! – ворчала старая Лидия и сердито гремела посудой, - Как в этот год в школу станешь собираться? Сушь какая стоит, ягод нету!
- А мы с тётей Людой за черникой в низину хотим пойти, за Воробьёво урочище. Там говорят есть ягода, вот и продадим.
- Пока вы собираетесь с Людмилой, там уж всю чернику оберут, не одни вы такие умные нашлись! – ворчала бабка Лида.
Вот так и жили, бабушка хоть и ворчала, и старалась внучку в строгости держать, но всё же Саше жилось теперь лучше, чем дома. Мать же, после того как отправила дочку к бабке, и думать про неё забыла. Страсти у неё с Семёном кипели нешуточные! Участковый ходил туда чуть ли не чаще, чем на свой опорный пункт, но толку от этого было мало. Соседи отчаялись уже найти управу на эту весёлую семейку и устало ругались с Тамарой чуть не ежедневно.
А та что, ей до соседей и дела не было. Бурные ссоры сменялись такими же бурными примирениями, и вот уже идёт счастливая парочка под ручку, в магазин пошли, отметить это дело. Семён с расцарапанным лицом, счастливый и довольный, а рядом Тамара, смотревшая на Семёна одним любящим глазом, потому что второй заплыл в фиолетовом мешке.
Зато училась Сашка хорошо, без единой четвёрки, тут бабушка довольная была, на родительских собраниях внучку только и хвалили. Но вернувшись домой, бабушка снова хмурилась и говорила Сашке, чтоб та не думала зазнаваться и старалась ещё больше.
На выпускной Сашка не пошла, откуда такие деньги у неё, ни на каких грибах-ягодах не заработаешь, а впереди ещё учёба, потому что задумала Саша поступать в техникум по специальности «Сметное дело». ВУЗ ей был не по карману, бабушка сразу так Саше и заявила, а она и не перечила. Не гонит бабушка, и на том спасибо, потому что с матерью жизни Сашке и вовсе бы не было. Два года учёбы уж как-то осилит.
- Матери-то твоей и газ, и свет отрезали за неуплату, - вздыхала бабушка Лида, вернувшись из магазина, - Меня Важенин увидал, да и давай стыдить, что у дочки такой долг! А я что должна, всю пенсию за неё отдать?! А она сама будут шары заливать с мужиком своим, боровом?! Мало того, что девчонку свою мне спихнула! На старости лет тяну!
Сашке было жутко стыдно… и за мать, и за себя, что бабушке на старости лет приходится её кормить… Ещё больше она по дому старалась, до того, что в глазах темнело.
В городской техникум Саша поступила без труда, с её-то аттестатом и золотой медалью там только руками разводили, к ним такие и не шли, все выше метили. Выделили место в общежитии, и в сентябре Санька познакомилась с двумя своими соседками, Леной и Настей. Обе девочки тоже были из близлежащих посёлков, и сначала все немного стеснялись друг друга, но, когда обустроились и уселись пить чай, вся неловкость улетучилась куда-то.
Началась учёба, и снова она давалась Саше довольно легко, но особенно ей нравилось то, что здесь никто не косился на неё, не тыкал в неё пальцем и не обсуждал при ней её мать и не прочил ей такого же будущего. Здесь все были более-менее равны.
Более-менее – потому что всё же разница была видна. Те ребята, у кого родители смогли приспособится к новой жизни и хорошо в ней устроиться, частенько хвастали обновками и разными импортными штуками, ну а остальные делали вид, что им это было неинтересно.
Саньке было интересно, конечно, как и всем, но она уже давно привыкла к такой разнице между нею и остальными «нормальными» людьми и любопытства своего не показывала. Не засматривалась на телефоны, которые можно было носить в сумке, ни на похожие на большую книгу компьютеры – ноутбуки. Мало ли, чего там в мире бывает… У Саньки свои заботы!
Надо искать подработку, потому что стипендии, пусть и повышенной, ни на что не хватало. Бабушка давала ей иногда немного денег, но Саньке и брать было стыдно, и чаще всего она отказывалась. Брала только тогда, когда понимала, что доехать до города было ей не на что. Конечно, она могла остаться на выходные в общежитие, как делала Настя, но у бабушки было собственное условие – на выходные Сашка была обязана явиться домой, и нечего там в городе торчать! Дома дел полно!
Саша бабушку ослушаться не смела, и уже в пятницу, когда оканчивались лекции, поскорее собиралась и бежала на автовокзал, чтобы успеть на рейсовый автобус, на котором по студенческому была скидка на билет. Но один раз она всё же опоздала…
Санька сидела на скамейке и смотрела на отъезжающие от открытой платформы автобусы и раздумывала, как бы ей теперь добраться до дома… но так, чтобы не опоздать надолго, потому что последний автобус будет поздно, бабушка изведётся вся до него, почему Сашка не приехала.
«Может на проходящем? – думала Саша, - А там на попутке дальше, или как-то… Что там сейчас идёт? Он все «мягкие» там билет стоит ого-го! У меня столько нету… и скидку никто не даст».
Мимо девушки, сидевшей на скамейке и державшей на коленях небольшую потёртую сумку, бежали люди, никто и не смотрел в её сторону, у всех свои дела. Только вот подсела парочка – мама и дочка, поставив свои большие баулы и чуть не придавив ими худенькую Саньку. Девушка была примерно одних лет с Санькой, но комплекцией чуть не в два раза её крупнее, она уселась на скамейку и принялась есть горячий беляш, достав его из пакета, где было таких ещё штук пять. Мать девушки окинула Саньку неодобрительным взглядом и скривила губы, встав к ней спиной она стала рассматривать прохожих. Беляш пах просто божественно, и Санька смущённо покраснела, когда в животе у неё громко заурчало, это было слышно через тонкую курточку. Мать и дочь переглянулись и насмешливо поглядели на Саньку. Та поднялась и отошла в сторону, неудобно как-то стало…
- Привет, а тебе куда ехать? – рассматривая расписание, Саша не заметила, как к ней подошёл парень со спортивной сумкой на плече.
Всё это время он стоял неподалёку и судя по всему видел, как Саньку практически «выжили» со скамейки.
- Никуда, - ответила она, немного испугавшись от неожиданности.
- Да брось, я видел, что ты на автобус опоздала, - примирительно улыбнулся парень, - Ты есть хочешь?
- Что вам от меня нужно, отстаньте! - пробормотала Санька и собралась было уйти, но парень ухватил её за рукав.
- Да не бойся ты, вот горе! Ничего я тебе не сделаю! Тебе в Пермяковку ехать? Ну вот! У меня билет есть лишний, с другом должны были ехать вместе, а он заболел, не пришёл. Мне до Частых ехать, а ты можешь в Пермяковке выйти. Ну что, возьмёшь билет? Всё равно в кассе сказали, что обратно не примут на пригородный… Кстати, меня Никитой зовут.
Санька задумалась. Выбор у неё не велик, а тут билет пропадает, и парень вроде бы порядочный, сумка спортивная… может, спортсмен.
Продолжение здесь.
От Автора:
Друзья, рассказ будет выходить ежедневно, по одной главе, в семь часов утра по времени города Екатеринбурга. Ссылки на продолжение, как вы знаете, я делаю вечером, поэтому новую главу вы можете всегда найти утром на Канале.
Навигатор по каналу обновлён и находится на странице канала ЗДЕСЬ, там ссылки на подборку всех глав каждого рассказа.
Все текстовые материалы канала "Счастливый Амулет" являются объектом авторского права. Запрещено копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие ресурсы и сайты в сети Интернет), а также любое использование материалов данного канала без предварительного согласования с правообладателем. Коммерческое использование запрещено.