В бюрократическом взаимодействии между организациями существует старый, как мир, приём, который называется «включить дурочку».
Наиболее ярко и красочно описал его в своё время сатирик М.Жванецкий: многие помнят инсценированную Аркадием Райкиным историю про город Белибердинск, и про то, как «Мы вас спрашиваем про насосы, а вы нам отвечаете про колёса!..», «Самолёт с колёсами разбился над горами Азербайджана…», «И вообще, Зайцев: где Вы были с восьми до одиннадцати?!..»
Суть этого приёма понятна: в современном сетевом мире именно его и называют зачастую «троллингом». «Включить дурочку» означает осознанно и целенаправленно курощать и низводить оппонента, как завещал великий Карлсон: перевирая смысл заданных им вопросов, отвечая максимально подробно, но совсем не по сути, и переводя разговор на совершенно постороннюю тему…
В 90-е годы XX века, в разгар НЭПа в постсоветской России, и период массового оживления частного наебизнеса, этот мем заиграл новыми красками: и в этих новых красках внезапно появился ярко выраженный сексуальный подтекст… Ну, а что вы хотели: о tempora, o mores!.. «Включение дурочки», в контексте лихих 90-х, стало предполагать обязательное персональное фактическое наличие дурочки, которую, так сказать, при необходимости можно включить…
О чём идёт речь?
Если во времена Жванецкого и Райкина «включить дурочку» означало «лично начать врать и выкручиваться», то бизнес 90-х разумно заключил: зачем делать это лично, зачем переводить стрелки на самих себя, на уважаемое руководство и акционеров, если можно иметь для этой цели специально обученных сотрудников?.. Вернее, специально НЕ обученных, то есть обладающих минимальной компетентностью, интеллектуальными способностями и трудовой дисциплиной: того самого стрелочника или козла отпущения, на которого, при необходимости, и можно свалить все собственные косяки, и своё нежелание отвечать за базар…
Наиболее очевидным кандидатом на эту сомнительную должность, с точки зрения циничных прагматиков от бизнеса, стала красивая девушка в возрасте 18-30 лет, чьих реальных профессиональных способностей достаточно для заварки чая, отправки факса, и изготовления ксерокопии. В отдельных случаях она может даже занимать некую должность, отличную от секретарской, и даже иметь уже выстраданный диплом о высшем образовании в одном из постсоветских коммерческих ВУЗов: ну, или находиться в процессе пятилетнего страдания по его поводу… Но суть остаётся неизменной: эта девушка, чего бы она сама про себя ни думала, и как бы она сама ни оценивала собственную компетентность, и свою необходимость для организации, её непосредственным руководством (да и коллегами, если честно, тоже…) рассматривается в качестве холостой боеголовки, в качестве двигателя первой ступени космического корабля, которая при необходимости будет отстреляна, и навсегда растворится в безднах пространства…
Поэтому-то на все претензии партнёров и контрагентов в стиле «Чего вы там творите, что вы себе позволяете, как вы могли такое сделать?!..» наши циничные прагматики бодро отвечают: «Простите, пожалуйста, это у нас девочка не ресепшене накосячила: поверьте, она уже уволена!..»
Ну, типа, не тот факс отправила, не ту бумажку отксерокопировала, не тот номер набрала, не ту цифру прописала, не на тот е-мейл постучалась… Не тот чай заварила, короче говоря. Ну, мы её и уволили, эту некомпетентную сотрудницу, так внезапно опозорившую нашу уважаемую организацию в ваших глазах…
То, что именно для этого девочку и брали, контрагентам, разумеется, не объясняют… Впрочем, контрагенты и сами не дураки: сами всё понимают… И у них самих в офисе сидит такая же специальная девочка, нанятая ровно под эту же цель. Ну, или даже три-четыре… Или десять. Как говорится, у кого какие цели.
Но есть некая внутренняя проблема...
Но есть некая внутренняя проблема организации, без которой вся эта белиберда из Белибердинска вряд ли заслуживала бы внимания психолога…
Когда руководство нанимает на работу людей, не представляющих никакой реальной ценности для организации с точки зрения своей профессиональной компетентности, и реального вклада в производственный результат, и являющихся, по сути дела, просто сменяемыми запчастями, вроде колпачка для авторучки, присутствие этих людей в коллективе порождает серьёзную психологическую проблему в их взаимодействии с окружающими.
А если этот человек к тому же представляет собой симпатичную девушку/женщину в возрасте 18-30 лет, то в чём именно сия проблема начинает состоять, догадаться несложно. Всё верно: она начинает состоять в сексуальных домогательствах, известных с некоторых пор под термином «харассмент».
Ни коллеги этой девушки/женщины, ни само начальство, нанявшее её на работу в качестве расходного материала и на всякий случай, не могут абстрагироваться от восприятия её не в качестве секретаря, бухгалтера, юриста, администратора, или как ещё там называется её должность, а именно что в качестве симпатичной девушки/женщины в возрасте 18-30 лет. Вот они все смотрят на неё, облизываются, и понимают, что присутствует она на самом деле в организации не в качестве секретаря, бухгалтера, юриста, администратора – ибо, повторим, внести реальный вклад в общий результат ни в одном из этих качеств она не способна, к сожалению, – а в качестве девушки и женщины. В роли девочки, про которую, при первой необходимости, можно сказать, что это она накосячила, и уже уволена.
А раз так, то… Ну, вы поняли.
Я же не к бухгалтеру пристаю: какой она бухгалтер?.. Я же не юриста домогаюсь: какой она, нафиг, юрист?.. Я же не секретаршу харассментирую: какая из неё секретарша… Она – девочка. Ну, вот я с девочкой и взаимодействую…
Как в баянном анекдоте про лягушку, заявившую крокодилу «Я тут, вообще-то, не как градусник, а как женщина сижу!..» Вон оно что, подумал крокодил. А я-то думал, ты градусник. Бухгалтер. Юрист. Секретарь. А раз ты – просто женщина… Да ещё «кандидат навылет» при первом же косяке…
Ну, тогда другое дело.
Нет харассменту!
Психолог очень хочет, чтобы ни одна девушка и/или женщина никогда не подвергалась сексуальным домогательствам, которые ей неприятны, и с её точки зрения неуместны.
Психолог прямо-таки ратует за это. Всю свою профессиональную жизнь на сие кладёт, можно сказать… Равно как, впрочем, и на то, чтобы любая девушка и/или женщина могла подвергнуться сексуальным домогательствам, которые ей приятны, и с её точки зрения уместны.
Но если вдруг, помимо желания психолога, вы вдруг становитесь-таки объектом нежелательного для себя внимания… Если для вас стало очевидно, что окружающие коллеги и начальники видят в вас не бухгалтера, юриста, секретаря, или хотя бы градусник, то есть не видят в вас человека, чья профессиональная компетентность и вклад в общее дело заставила бы их воспринимать вас именно в этом качестве…
Задайте себе вопрос: а почему так сложилось?
А я точно понимаю, в каком именно качестве меня взяли на эту работу?
Я точно понимаю, в какой социальной роли меня видят коллеги и начальники?
А нет ли расхождения между моим собственным представлением о том, что именно и как именно я делаю на своём рабочем месте, и представлением об этом вот этих нехороших людей, склоняющихся к харассменту?..
Ну, вот почему к Маше не пристают, хотя она тоже молодая и красивая (даже красивее меня, гадина…)? Почему к ней только по служебным вопросам обращаются?.. И хотя она с утра до ночи окружена в офисе мужиками, но все эти мужики смотрят ей в рот потому, что слышат оттуда что-то явно для себя полезное, а совсем не потому, что вы подумали...
Это интересные вопросы. Ответы на них могут дать самые разные результаты, принести самые разные решения: от самостоятельного увольнения и смены работы, до изменения поведения в рамках уже существующих служебных отношений…
Девочка-то всё равно будет уволена, рано или поздно: её для этого и брали. Ну, и ещё кое для чего…
А вот уволить квалифицированного бухгалтера, юриста, секретаря, без которого в работе организации образуется зияющая дыра, подобно пробоине в трюме корабля, ни один вменяемый капитан корабля себе не позволит. Что он, дурак: самому себе в ногу-то стрелять?.. И, кстати говоря, он ещё кое-чего не позволит, но уже своим подчинённым… Он не позволит им вести себя с градусником, как с лягушкой: он любые попытки общения с важным для общего дела бухгалтером, юристом или секретарём, как с девочкой, пресечёт так, что у любого потенциального домогателя либидо потухнет, как минимум, до окончания текущего финансового года…
И психолог всему этому, разумеется, будет только рад. На работе надо работать, не правда ли?..
Психолог за точное понимание социальных ролей. О чём и постарался рассказать в этой статье…
Автор: Олег Герт
Психолог, Скайп-консультации
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru