На днях увидел в англоязычном военном онлайн-журнале интересный комментарий читателя под статьей о Второй мировой. Какой-то экзальтированный американец прямо-таки с нездоровым энтузиазмом расхваливал немцев в том духе, что молодцы, чертяки, с таким маленьким населением дерзнули попытаться захватить мир и наваляли всем под завязку. Под комментарием быстро нарасла "шапка" из несогласных, пытавшихся опровергнуть это как "бред" и "антинемецкую пропаганду союзников". Дескать, какой там "весь мир", всего лишь защищали "фатерланд" от "коммуняк" и "американских глобалистов".
Этот диалог позабавил меня еще и потому, что я часто встречаю подобного рода споры и в нашем информпространстве. Я даже не к месту вспомнил свою старую советскую "детскую энциклопедию" 1960-х гг. издания (на фото ниже ее обложка)...
В томе, посвященном истории зарубежных стран, был раздел про Вторую мировую. И как раз там я в детстве впервые узнал о желании гитлеровцев завоевать весь мир. На волне ностальгии не поленился найти электронное издание книги и сделать скриншот этого фрагмента (если увеличить на телефоне, хорошо читается)...
Думаю, вы и сами не единожды встречали подобного рода утверждения и в других книгах. Возникает вопрос: насколько все это соответствует действительности? Неужели немцы, насчитывавшие тогда вместе с разбросанными по миру "фольксдойчами" чуть более 100 млн. человек, серьезно надеялись оккупировать всю нашу планету? (численность мирового населения тогда, напомню, составляла около 2,3 млрд.)
Здесь стоит сразу отметить, что эти вопросы в свое время не оставили в стороне и профессиональных историков. В первую очередь, конечно, западных. Сколько жарких споров и дискуссий отгремело по этому поводу, вы, вероятно, даже не представляете. Фактически они без перерыва шли с 1950-х и чуть-ли не до начала 2000-х, и породили огромный массив литературы. Историки и биографы нацистского диктатора достаточно быстро поделились на два больших лагеря. Одни специалисты (условно их называют "континенталистами") с нюансами считали, что целью Гитлера была строго Европа (само собой, в географических границах до Урала). Вторые же ("глобалисты") утверждали, что он всё-таки нацеливался именно на целый мир.
В наши дни эти споры можно считать уже исчерпанными и неактуальными (я про серьезных историков). Многими специалистами по рейху принят как бы синтез идей двух исторических школ. Сейчас принято читать, что у Гитлера и нацистов не было твердо установленных рамок вне Европы. Подчинение европейского континента действительно стояло у них на самом первом месте. А вот дальше... Общее видение конечной цели гитлеровцы расплывчато маскировали модным и манящим тогда термином — "мировое господство". О нем бессчётное количество раз упоминал как сам Гитлер (начиная прямо с "Майн кампф"), так и его присные (тот же Геббельс). И именно из-за этого распространенного термина в лексиконе нацистов возникла вся послевоенная путаница среди историков. Нам же осталось лишь понять, что конкретно нацисты вкладывали в термин "мировое господство"...
Кстати, что интересно, даже в упомянутой выше детской энциклопедии буквально через страницу о том, что гитлеровцы хотели поработить планету, была фотография марширующих немцев, подписанная так: Военный психоз фашистов: «Вперед, на завоевание мирового господства!». И это правильно (скрин на фото ниже)...
Так что же подразумевал под этим самым "господством" Гитлер?
Откровенно говоря, с точностью сказать уже невозможно. Вероятно, он и сам этого не знал. Дело в том, что Гитлер старался заранее не связывать себя какими-либо рамками и предпочитал молчать в тряпочку об истинных целях. Он действовал по беспредельному принципу: "все что удастся взять — мое". Например, планируя нападение на СССР, он строго очертил рамки советской территории, которую следовало оккупировать: "линия А-А" (Архангельск-Астрахань). Но уже 16 июля 1941 года, под впечатлением от успехов вермахта, он сказал собравшимся у него в ставке на совещании Герингу, Розенбергу, Кейтелю и Борману (последний запротоколировал):
Самое основное:
Создание военной державы западнее Урала никогда не должно снова стать на повестку дня, хотя бы нам для этого пришлось воевать сто лет. Все последователи фюрера должны знать: империя лишь тогда будет в безопасности, если западнее Урала не будет существовать чужого войска. Защиту этого пространства от всяких возможных опасностей берет на себя Германия. Железным законом должно быть: «Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев!».
С этого момента и фактически до 1943 года в нацистских документах речь шла исключительно о территории до Урала (правда, в вермахте продолжали считать именно "линию А-А" исходным рубежом). Кстати, на этой же встрече 16 июля 1941 года Гитлер очень точно сформулировал свое кредо (из протокола встречи, составленного Борманом):
...Теперь является важным, чтобы мы не раскрывали своих целеустановок перед всем миром. Это к тому же вовсе не нужно. Главное, чтобы мы сами знали, чего мы хотим. Ни в коем случае не следует осложнять наш путь излишними заявлениями...
Мотивировка перед миром наших действий должна, следовательно, исходить из тактических соображений. Мы должны поступать здесь точно таким же образом, как в случае с Норвегией, Данией, Голландией и Бельгией. И в этих случаях мы ведь ничего не говорили о наших намерениях, и мы впредь также будем умными и не будем этого делать...
Так чего же на самом деле хотело это исчадье ада?
Если взять за основу неформальные излияния Гитлера (всякого рода "Майн кампфы", "застольные беседы", переписку с сателлитами, разговоры с Муссолини и Чиано, дневниковые записи Геббельса и т.д.), то картина вырисовывается примерно такая. "Тысячелетний германский рейх" разбивает западный альянс, после чего всеми силами бросается на Россию (так нацисты упорно называли СССР) и завоевывает ее по Урал. Сконцентрировав под своей властью ресурсы всей Европы (с численностью германского и подконтрольного европейского населения в 450 миллионов), рейх начинает свою последнюю борьбу за "мировое господство" с США, после победы над которыми становится беспрекословным мировым "гегемоном". Причем Гитлер по-расистки не сомневался в этой победе, считая, что "полунегритянская" и загнивающая Америка никак не сможет тягаться с "арийцами".
Гегемонию же рейха Гитлер представлял примерно так же, как господствуют в наши дни сами США (но с расистско-нацистским оттенком). Вероятно, получись у него вся эта гигантская авантюра, и немецкие военные базы стояли бы сегодня подобно американским по всему миру, а немцы оказывали бы решающее влияние на мировые политическую и экономическую системы, заточенные под них. Для этого отнюдь не нужно было прямо оккупировать всю планету. Достаточно через посольства и военные миссии держать руку на мировом пульсе и периодически отсылать к "недовольным" экспедиционные корпуса, вправляя им мозги ограниченными военными кампаниями. Правда, на практике получилось немного не так, как задумывалось. Например, пришлось раньше времени броситься на усиливающуюся Россию, оставив за спиной недобитых англо-саксов. Но, это было чистой импровизацией, от которой общая гитлеровская задумка никак не изменилась.
К слову, помимо беспочвенных размышлизмов и гаданий, существует целый комплекс реальных немецких документов, по которым можно отчетливо проследить направление гитлеровской "мысли", равно как и оценить ее наполеоновский размах. Дело в том, что еще до нападения на СССР за подписью ОКВ (Верховного главнокомандования вермахта) вышел проект директивы №32 от 11 июня 1941 года, который лаконично назывался «Подготовка к периоду после осуществления плана "Барбаросса"». Он стал определяющим для целого комплекса мероприятий, которые должны были последовать за разгромом СССР.
О, какие же там были наметки! Не хватит никакой статьи, чтобы все это описать...
Так, согласно директиве №32, после неименуемого краха Советского Союза осенью 1941 г. на оккупированной советской территории следовало оставить 60 оккупационных дивизий и один воздушный флот (и это до Урала!), а центр тяжести войны перенести на сокрушение Англии и США. При этом в рамках борьбы с англо-саксами намечалось заранее захватить Северную и Западную Африку, Гибралтар, а также Ближний и Средний Восток. Также интересно, что для значительной части намечавшихся директивой №32 военных операций, предполагалось задействовать территорию нейтральной Турции. Причем в документе недвусмысленно предписывалось (цитата) “сделать Турцию послушной или сломить ее сопротивление силой оружия”. И это не были пустые слова. Начиная с 1939 года германский генштаб активно прорабатывал военную операцию под кодовым наименованием "Гертруда", целью которой была оккупация Турции. Разработку плана немцы начинали еще в самом начале Второй мировой, опасаясь внезапного перехода Турции в английский лагерь. Но весной-летом 1941 года Германия вплотную подошла к практическому осуществлению плана уже безо всякой боязни турецких метаний, лишь по факту удобства турецкой территории для логистики ее войск.
Тогда же топор войны завис и над головой хитропопого "каудильо" Франко, равно как и его не менее осторожного португальского соседа Салазара. Вплоть до августа 1941 года немцы активно прорабатывали операцию "Феликс-Изабелла", предусматривавшую захват Гибралтара, Андорры и Португалии. С Испанией предполагалось договориться по-хорошему, но в случае отказа предоставить немецким войскам базы и портовую инфраструктуру страны, ее намечалось оккупировать, а режим Франко сменить на более сговорчивый. И здесь тоже все уперлось в провал "Барбароссы". Уже в сентябре 1941 года немцы начали потихоньку сворачивать свои наполеоновские мечты (я убежден, что Испания, Португалия и Турция должны просто валяться в ногах советского народа за свое спасение).
Но и это далеко не все...
Еще с февраля 1941 года по личному приказу Гитлера Йодль разрабатывал операцию по наступлению на... Афганистан, а через него и на Британскую Индию. Военную кампанию предполагалось провести силами 17 моторизованных дивизий, правда этот пласт задумок относился к еще более отдаленному периоду (это даже перехлест через директиву №32, и если бы задумка этих мероприятий не была отражена в записях Гальдера и дневнике ОКВ, ее можно было бы принять за чистый бред).
И это я еще оставляю в стороне разного рода "мелочь". Например, планы ОКВ от 27 июля 1941 г. (разгар Смоленского сражения!) по созданию экспедиционного моторизованного корпуса (из 8 танковых и 4 моторизованных дивизий), которому следовало перемахнуть через Уральские горы и наступать на Екатеринбург, и далее — вплоть до Западной Сибири. Столь дерзкую вылазку намечалось провести не для захвата территорий, а ради разрушения оставшейся советской промышленности (как указано в документе — "специально подготовленными отрядами"). Ну и, конечно, чтобы "навести шороху" на окопавшихся за Уралом "жидобольшевиков". Так сказать, чтобы не расслаблялись за новой уральской границей с рейхом. Также я оставил в стороне серьезно разрабатываемые немцами планы по оккупации Исландии (операция "Икар"), а также германскому военному проникновению в Латинскую Америку и Бразилию, с территории которых предполагалось бомбить США уже разрабатываемой дальней авиацией, а также кошмарить североамериканский континент могучим подводным флотом (это еще даже до официального объявления войны Соединенным штатам). Также я не стал тут углубляться в целый комплекс немецких планов по овладению Тропической Африкой, которую намечалось превратить в колонии (сам Гитлер относился к этому без энтузиазма, в основном там планировали по линии ВМС).
Вот так выглядел комплекс мер, намечавшийся "на период после Барбароссы". Думаю, даже этих сырых наметок вполне достаточно, чтобы понять многое о "мировом господстве" по-гитлеровски. Как думаете, кто был больше прав: "историки-глобалисты" или "континенталисты"?
К слову, в свете всех этих немецких планов совсем иначе выглядит гитлеровский провал в "Барбароссе", равно как и героические усилия наших предков по его срыву. Вот уж, воистину, спасли полмира, так спасли.